М Мчедлов - Религии народов современной России. Словарь

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Религии народов современной России. Словарь"
Описание и краткое содержание "Религии народов современной России. Словарь" читать бесплатно онлайн.
Словарь включает свыше 350 статей религиоведческого, этиологического, социально-психологического, этического, правового и политологического характера, отражающих с разных сторон религиозно-культурную ситуацию в России последнего десятилетия.
Читатель найдет в книге обширную информацию не только о традиционных для России конфессиях (христианстве, исламе, буддизме и др.), но и о различного рода новых религиях и культах (Церковь Объединения, Общество Сознания Кришны, Церковь сайентологии и др.). Большое внимание уделено характеристике особенностей религиозной жизни каждой из наций, народностей и этнических групп, проживающих ныне на территории Российской Федерации.
Издание рассчитано на широкий круг читателей, интересующихся проблемами религии, культуры, этнографии, политики.
В.Ф. Миловидов
Филнпповскнй толк течение в беспоповщине (см. Старообрядчество), выделившееся из поморского толка в 1737 в знак протеста против включения руководством поморцев в богослужение молитвы за царя. Возглавил новое течение инок Филипп (в миру Фотий), к-рый основал на р. Умбе поселение своих единомышленников. Характерным для Ф. т. был крайний фанатизм: Российское гос-во объявлялось «царством антихриста», а самоубийство верным средством ухода из этого мира в «царство небесное». В 1743 Филипп и 70 его последователей сожгли себя, чтобы не попасть в руки солдат, окруживших скит. Ф. т. были присущи замкнутость и строгая требовательность в отношении принимаемых в их общины. Однако в Ф. т., как и в др. течениях беспоповщины, происходили процессы обмирщения. Это привело к образованию множества согласий: нечадородных, чадородных, орловских филипповцев, брачных беспоповцев, немолящихся с приглашением, аароновцев. В наст. вр. небольшие группы последователей Ф. т. можно встретить на севере европ. части России, в Орловской обл., странах Балтии. В странах СНГ и Балтии насчитывается 50 объединений Ф. т. Они отличаются крайней консервативностью, нетерпимостью к др. конфессиям, строго соблюдают посты и религ. обряды. Филипповцы не признают брак, не молятся за гос-во. Основное в учении идеи господства на земле Антихриста и скорого конца света. У них нет единого центра. Московские филипповцы группируются у Гробовой часовни Преображенского кладбища.
В.Ф. Миловидов
Философия религии совокупность философских знаний о религии, ее природе и функциях, ее значении и ценности для человека и об-ва. Эти знания зарождаются в глубокой древности и развиваются на протяжении мн. веков в форме отдельных высказываний, рассуждений, фрагментов, реже трактатов, посвященных религии, а затем конституируются в относительно самостоятельную филос. дисциплину.
Становление Ф. р. как самостоятельной дисциплины относится к новому времени, когда произошло достаточное дистанцирование философии от религии и сложилось критико-познавательное отношение к ней. Впервые принципы непредвзятого филос. исследования религии были сформулированы Б. Спинозой, они были подхвачены и развиты англ. и франц. просветителями, i также виднейшими представителями нем. философии и либеральной теологии. Большой вклад в формирование «классических буржуазных воззрений» на религию внесли Д. Юм, И. Кант, Ф. Шлейермахер и Г.В. Ф. Гегель. В работах этих мыслителей Ф. р. окончательно самоопределяется и находит свое место среди др. разделов философии.
На основе «классических идей», а иногда и в полемике с ними возникают современные концепции религии, диапазон к-рых чрезвычайно широк (от материалистической Ф. р. до филос. теологии). Такой плюрализм филос. трактовок религии ставит вопрос о возможности выработки единого метода исследования и получения общезначимых результатов. Этот вопрос активно обсуждается в последние десятилетия, и большинство специалистов дает на него отрицательный ответ, однако те же специалисты единодушны при выявлении круга проблем и тем, к-рыми должна заниматься Ф. р. К таковым чаще всего относят: определение религии, анализ языка религии, филос. исследование религ. онтологии, гносеологии и антропологии, анализ традиционных и совр. доказательств бытия Бога, гносеологический анализ релит, идей и представлений, место религии в системе духовной культуры, ее взаимодействие с философией, наукой, моралью и др. элементами культуры.
В России 18–19 вв. Ф. р., в силу мн. причин, не смогла конституироваться в самостоятельную дисциплину, хотя глубокие и оригинальные рассуждения о религии можно встретить в трудах правосл. богословов (В.Д. КудрявцевПлатонов, М.М. Тареев, В.И. Несмелов и др.), религ. философов (В С. Соловьев, П.А. Флоренский, С.Л. Франк, С.Н. Булгаков и др.), философов-материалистов (Н.Г. Чернышевский, П.Л. Лавров, Г.В. Плеханов и др.). После Окт. революции 1917 проблемы, относящиеся к Ф. р., решались в осн. в марксистском ключе. Нек-рые изданные в этот период работы отличает высокий уровень. В наст. вр. в Московском и Петербургском государственных ун-тах разработана новая программа курса «Философия религии», и этот Курс читается для студентов филос. факультетов.
А.Н. Красников
Х
Хакасов традиционные верования. Хакасы — коренное население Республики Хакасия. Общая численность в РФ — 78,5 тыс. чел., в т. ч. в Республике Хакасия 62,9 тыс. чел., в Туве — 2,3 тыс. чел., в Красноярском крае 5,2 тыс. чел. Большая часть хакасов придерживается традиционных верований, хотя с прошлого века все они были официально крещены Русской Православной церковью.
В традиционной религ. жизни хакасов помимо сохранявшихся ранних верований, отдельных культов осн. место занимали шаманизм и христво. Нек-рые проявления в религ. сфере позволяют говорить о существовании здесь некоего сходства с алтайским бурханизмом; вопрос о целостности религ. представлений, к-рые можно было бы назвать хакасским бурханизмом, до конца не исследован.
Традиционные ре лиг. верования поддерживались у хакасов особой соц. — сословной группой шаманов (кам). Считалось, что камами становятся по наследству в результате перехода от умерших шаманов к молодым особых духов, вечных помощников шаманов. Имеются данные о специальной подготовке будущих шаманов, проходившей уединенно в св. горных местах.
Шаманы делились на три категории. Самые большие пугдур имели в течение жизни до 9 бубнов, специальный костюм и большую свиту духов; во время камланий они могли летать в самые отдаленные уголки вселенной. Они были руководителями во время горных коллективных жертвоприношений, лечили женщин от бесплодия, предотвращали эпидемии у скота и т. п. Средние шаманы пулгос имели лишь один бубен и обычный шаманский наряд. Путешествовать они могли лишь по ближайшим к месту камлания землям. Низшей категорией шаманствующих лиц считались чаланчики, владевшие искусством гипноза. Они занимались излечением от испуга, сглаза и т. п. Специальные подсчеты позволяют говорить, что число шаманов у хакасов не было очень большим. В 1885, напр., в Сагайской думе насчитывалось 24 мужчины и 2 женщины шамана, что составляло 0,2 % от всего населения этой думы.
По представлениям хакасов, вселенная делится по вертикали на три мира. Верхний мир чаян чири считался обителью девяти творцов, во главе к-рых стоял Чалбыра-Чаян, или Ax-Худай. Среди небожителей была и мать Умай богиня плодородия, покровительница беременных и хранительница детских душ. Каждый год в полнолуние в июне июле в честь Ах-Чаяна совершались общественные моления. В среднем мире кунниг чир обитают люди, находящиеся здесь как бы в стране иллюзий. Лишь после смерти они попадают в настоящий мир (сын чир), месторасположение к-рого не конкретизируется. На земле же живут духи-хозяева различных местностей и природных явлений, гор, рек, ветра, огня и т. д. В центре среднего мира находится гора Сумеру аналог мирового древа, связующего воедино все три мира. В нижнем мире айна чири правили семь злых эрликов, главой к-рых считался Эрликхан. К божествам нижнего мира относятся Узут-хан — глава царства умерших, Тамыхан глава последнего, девятого подземного слоя, где грешники претерпевали адские муки.
Одним из осн. составляющих традиционного религ. мировоззрения являлось «учение» о душах, точнее о душе, имевшей 7 различных проявлений. Наиболее известными трансформациями ее были тын дыхание, чула «огонь глаз» и кут жизненная сила. У каждого человека был свой ангел-хранитель хагба (у мужчин он сидел на правом плече), оберегавший своего хозяина от всех бед.
В жилище каждой хакасской семьи обязательно имелись 3, 7 или 9 тосей антропоили зооморфных изображений семейно-родовых покровителей, духов предков и почитаемых тотемов. Одним из самых распространенных был Хозан тёс (Заячий тёс), изображавшийся в виде старой девы, к-рую некогда бросили на произвол судьбы невестки; после мучительной смерти душа ее превратилась в зайца и напустила болезнь на членов своего рода.
Христианизация хакасов осуществлялась особенно активно с 18 в. Уже в 1719–1720 почти все кызыльцы были крещены митрополитом Филофеем. Первая церковь в долине Абакана была построена в 1772 в с. Аскиз. Дольше всего крещению противились качинцы. Тем не менее уже в 19 в. все хакасы официально считались православными.
Долгое время в верованиях хакасов сохранялись пережитки магии. Верили также в существование камней, к-рые приносят счастье их обладателям, в способность людей влиять на погоду (качинцы, напр., считали, что, чтобы вызвать зимой снег, надо вылить на землю медвежью желчь). К этим же пережиткам относят и представление о магической нечистоте женщины в период беременности.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Религии народов современной России. Словарь"
Книги похожие на "Религии народов современной России. Словарь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "М Мчедлов - Религии народов современной России. Словарь"
Отзывы читателей о книге "Религии народов современной России. Словарь", комментарии и мнения людей о произведении.