Леон Пиллар - Реквием линкору «Тирпиц»

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Реквием линкору «Тирпиц»"
Описание и краткое содержание "Реквием линкору «Тирпиц»" читать бесплатно онлайн.
Эта книга была написана Леоном Пилларом, когда после окончания Второй мировой войны прошло немногим больше двадцати лет. Были живы еще многие из участников описанных здесь событий. Автор не только воспользовался материалами и официальными документами, хранящимися в архивах исторического отдела Британского адмиралтейства, но и побывал в разных уголках Европы — и в Лондоне, и в Осло, и в Гамбурге, и в Киле, и в Тронхейме, и в Тромсё. Ему удалось лично встретиться и побеседовать со многими английскими и немецкими моряками и летчиками, с деятелями норвежского Сопротивления, с вдовами многих людей, погибших в те кровавые годы. История о том, как английские подводные лодки-малютки пытались потопить гигантский немецкий линкор «Тирпиц» и почти достигли намеченной цели, наверняка никого не сможет оставить равнодушным.
Дымовые установки на берегу сработали также не сразу.
Самолеты летали так низко, что эффективность зенитного огня была небольшой.
Главный инженер, капитан второго ранга Айхлер, находясь внутри корабля, слепо выполнял распоряжения, поступавшие с командного пункта. Он мог только предполагать, что происходило наверху, и вынужден был выжидать дальнейшего развития событий. Стоял такой грохот, что нельзя было даже понять, разрывы ли это бомб или выстрелы корабельных орудий. Во всяком случае, было ясно, что шел ожесточенный бой.
«Тирпиц» медленно продолжал движение вперед. Вдруг командир корабля упал с залитым кровью лицом. Когда его доставили в лазарет, корабельный врач Баллофф установил у него перелом двух ребер и повреждение обоих ушей, в результате чего у него было нарушено равновесие.
Ровно через минуту после начала атаки самолеты исчезли за горами в направлении Ланг-фьорда. В воздухе стоял резкий запах от разрывов бомб. С берегов фьорда стал подниматься маскировочный дым, который вскоре окутал «Тирпиц».
Хайдель взял на себя командование кораблем. Он был убежден, что жизненно важные части корабля от бомб не пострадали. Машины и тяжелые орудия, находившиеся под броневой защитой, повреждений не получили. Он попытался связаться с различными боевыми частями, но ответ получал редко. Связь была нарушена из-за попаданий бомб в капитанский мостик. В 6.30 утра Хайдель сдал корабль немного назад, чтобы выйти в фарватер.
В 5.25, когда первая волна самолетов покидала Каа-фьорд, стартовала вторая волна под командованием подполковника Рейне. Одна из «барракуд» во время взлета застряла на палубе авианосца «Виктория». Поскольку на счету была каждая минута, самолет был сброшен в воду. Вторая «барракуда» сразу же после взлета упала в море, и экипаж спасти не удалось.
В 5.37 19 бомбардировщиков образовали строй и взяли курс 150 румбов, летя на высоте от 50 до 200 футов. Пилотам приходилось включать все свои силы и умение, чтобы не нарушить строй. Через каждые 60 секунд они сбрасывали дымовые реперы, чтобы указать стартовавшим вслед за ними истребителям направление своего полета.
Рейне внимательно осмотрел горизонт: над зоной атаки на высоте до 15 000 футов виднелись отдельные облака. На подходе к цели, убедившись, что истребителей противника опасаться не приходилось, но учитывая возраставшую плотность зенитного огня, он дал команду перестроиться в две группы, которые должны были лететь одна за другой. С маршевой скорости полета в 165 узлов они перешли на 195, а во время атаки даже на 210 узлов.[65]
«Барракуды» стали пикировать на «Тирпиц» с высоты в 7500 футов, тогда как истребители «хеллкеты» атаковали позиции зенитных батарей на берегах фьорда, а «уилдкеты» открыли пулеметный огонь по палубам корабля. Корабельная зенитная артиллерия вела огонь из всех орудий. Рейне определил, что береговые зенитные батареи были установлены квадратом вокруг корабля и что, хотя сам корабль был окутан маскировочным дымом, мачты его были все же видны. Первая группа бомбардировщиков сбросила 800-килограммовые бомбы с высоты 3000 футов под углом в 45 градусов, а затем, несколько снизившись, и 250-килограммовые бомбы — под углом от 50 до 60 градусов. Возникшие на корабле пожары были видны и сквозь дымовую завесу.
Вторая волна самолетов завершила атаку также всего за одну минуту. Повреждений от ее ударов было гораздо меньше, чем от первой, но убитые и раненые среди членов экипажа корабля все же оказались.
Первый помощник командира корабля Юнге, находившийся в бронированной рубке центрального командного поста, после окончания второго налета бомбардировщиков пришел на капитанский мостик. Хайдель тем временем привел корабль на основную стоянку в противоторпедный сетевой ящик без помощи буксиров, которые при объявлении воздушной тревоги скрылись из видимости, да так и не появились.
Вскоре после второй атаки самолетов противника с внешних постов поступило сообщение по ультракоротковолновой связи: «Внимание! Торпедоносцы!» «Тирпиц», находившийся в это время как раз поперек предполагавшейся линии появления со стороны моря английских торпедоносцев, сумел быстро принять продольное положение. Торпедоносцы, однако, не появились.
На борту корабля стали вести учет раненых и убитых. Среди погибших были и офицеры: помощник командира по хозяйственной части капитан второго ранга Лавис, судовой врач Гомберт, обер-лейтенант Хаазе, обер-лейтенант Любке, судебный советник Раш и судебный инспектор Финн.
После первого налета самолетов на корабле насчитывалось 108 убитых и 284 раненых. Вечером 3 апреля цифры эти возросли: 122 убитых и 316 раненых, часть которых тяжело. В лазарете с перевязочным пунктом находились только старший судовой врач Баллофф, да несколько санитаров. В лазарете в течение некоторого времени не было воды. Вскоре стали прибывать санитарные автомашины, на которых раненые были доставлены в госпиталь в Ёвре-Альтен. Капитан третьего ранга Хуго Хайдель был легко ранен, но выбыл из строя только после того, как корабль встал в сетевой ящик. Он был также направлен в госпиталь. Когда он через три дня возвратился, то увидел «Тирпиц» в плачевном состоянии. Палубы, естественно, были прибраны, и следов крови видно не было, но зато стали явственно видны значительные повреждения.
Сразу же после своего возвращения Хайдель обсудил с капитаном первого ранга Юнге, который в связи с ранением Майера исполнял обязанности командира корабля, возможности использования «Тирпица».
— Повреждения выглядят более серьезно, чем они есть на самом деле, — сказал Юнге. — Все, что находится под защитой брони, — в полном порядке. Сильно пострадала только вся легкая артиллерия.
— Должны ли мы возвратиться в Германию для производства ремонтных работ?
Юнге ответил отрицательно. Он придерживался мнения, что ремонт можно произвести и на месте. Повреждения, нанесенные подводными лодками-малютками, были гораздо серьезнее, хотя и не бросались в глаза. В большей степени Юнге беспокоили возникший некомплект личного состава и недостаточный уровень подготовки вновь прибывших матросов, состоявших в основном из «фольксдойче».[66] К тому же он сомневался, что «Тирпиц» с полученными повреждениями, в особенности верхней палубы и надстроек, может быть направлен на родину. Да и ремонтное судно все еще находилось в Альта-фьорде. В первую очередь следовало загерметизировать верхнюю палубу, чтобы туда не попала морская вода. Более того, бомба, взорвавшаяся под водой, вызвала проникновение в корпус корабля 815 тонн воды. На баке все еще лежала неразорвавшаяся бомба, которая должна была быть удалена с помощью авиационных специалистов…
Жизнь на борту «Тирпица» продолжалась. Люди, однако, думали о своих погибших товарищах, о несчастьях, которые стали буквально преследовать их прекрасный корабль. Некоторые надеялись на возвращение в Германию: «В хорошую погоду, на максимальной скорости, вдоль побережья и в сопровождении эсминцев…», не решаясь даже добавить: «и при прикрытии авиацией». Авиацию ругали все. Самолеты этого толстого Геринга не только не атаковали вражеские авианосцы и британскую эскадру, не говоря уже о бомбардировщиках над фьордами, но и не появились вообще.
Между тем большая часть английского флота беспрепятственно возвратилась в Скапа Флоу во второй половине дня 6 апреля и была встречена там восторженными криками «Ура!». Потери англичан составили всего два самолета «барракуда» и один истребитель, пилот которого не сумел приземлиться при возвращении, но был спасен.
Король выразил благодарность командующему флотом метрополии адмиралу Брюсу Фрезеру, которая ему, конечно же, польстила. Вместе с тем у первого лорда адмиралтейства осталось чувство неудовлетворенности и даже горечи, поскольку победа была только половинчатой: «Тирпиц» оставался на плаву, мог маневрировать и, возможно, был даже боеспособен. Его броня не пробивалась ни одной из существовавших в то время бомб. Тем не менее адмиралтейство считало, что «Тирпицу» на ремонт потребуется не менее полугода. А в течение этого времени можно будет подготовить и провести новую атаку. Черчилль будет удовлетворен только тогда, когда корабль навсегда окажется на дне моря. Это хорошо знали в адмиралтействе.
Гросс-адмирал Дёниц предоставил исполнявшему обязанности командира «Тирпица» Вольфу Юнге все необходимое, чтобы как можно быстрее восстановить боеспособность корабля. Свою докладную записку он представил Гитлеру лишь 12 апреля, не особенно распространялся в ней о потерях личного состава и о повреждениях, нанесенных кораблю «барракудами». В заключение он тем не менее сделал вывод о нецелесообразности использовать «Тирпиц» в будущем для нападений на морские конвои союзников. Хотя корабль и будет отремонтирован во второй раз, гросс-адмирал видел явное превосходство британского флота и английской авиации, в результате чего возникала опасность окончательно потерять «Тирпиц». Да и без мощного прикрытия передислоцировать корабль в Германию было нельзя. Поэтому Дёниц стал разрабатывать план превращения его в плавучую крепость. «Тирпиц» должен был оставаться в Северной Норвегии для предотвращения высадки там войск союзников. В связи с этим гросс-адмирал отдал распоряжение подыскать для «Тирпица» подходящее место стоянки.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Реквием линкору «Тирпиц»"
Книги похожие на "Реквием линкору «Тирпиц»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Леон Пиллар - Реквием линкору «Тирпиц»"
Отзывы читателей о книге "Реквием линкору «Тирпиц»", комментарии и мнения людей о произведении.