Леон Пиллар - Реквием линкору «Тирпиц»

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Реквием линкору «Тирпиц»"
Описание и краткое содержание "Реквием линкору «Тирпиц»" читать бесплатно онлайн.
Эта книга была написана Леоном Пилларом, когда после окончания Второй мировой войны прошло немногим больше двадцати лет. Были живы еще многие из участников описанных здесь событий. Автор не только воспользовался материалами и официальными документами, хранящимися в архивах исторического отдела Британского адмиралтейства, но и побывал в разных уголках Европы — и в Лондоне, и в Осло, и в Гамбурге, и в Киле, и в Тронхейме, и в Тромсё. Ему удалось лично встретиться и побеседовать со многими английскими и немецкими моряками и летчиками, с деятелями норвежского Сопротивления, с вдовами многих людей, погибших в те кровавые годы. История о том, как английские подводные лодки-малютки пытались потопить гигантский немецкий линкор «Тирпиц» и почти достигли намеченной цели, наверняка никого не сможет оставить равнодушным.
По немецкому радио говорилось о взятии пленных, но подробности не раскрывались. Кто были эти пленные? Камерон, Лоример, Кендалл, Хенти-Крир, Уиттем, Айткен? Сэр Клод знал их всех хорошо — с их слабостями и сильными сторонами. Он думал даже о наградах: орден Виктории, высший британский орден, — командирам лодок, которым удалось установить взрывные заряды под «Тирпиц», остальным — орден «За заслуги».
Контр-адмиралу хотелось бы знать, насколько серьезно был поврежден «Тирпиц». Он не затонул, это было известно, но на многие месяцы, может быть, даже до конца войны выведен из строя.
«Чудовище должно быть уничтожено», — сказал Уинстон Черчилль.
Сэр Клод ожидал сведений от самолетов дальней разведки, взлетавших с российских аэродромов. Несколько позже он узнает подробности от беглецов…
3 октября около 17 часов ему принесли бюллетень о погоде. В районе с координатами 60 градусов северной широты и 4 градуса восточной долготы — сильное волнение моря. Скорость юго-западного ветра от 54 до 64 километров в час.
Ему не надо было, идти к карте, чтобы сориентироваться. Это была зона, где как раз находился «Стабборн» с «X-10», имевшим серьезные повреждения и бывшим не в состоянии самостоятельно маневрировать. Им предстояло пройти еще 400 миль. Ожидать далее значило приговорить к верной смерти трех или четырех человек.
Решение зависело от него. И он дал радиограмму командиру «Стабборна»:
«Затопите „X-10“, если сочтете это необходимым».
Слова «… если сочтете это необходимым» он добавил для того, чтобы не лишать Даффа, которому полностью доверял, инициативы.
Дафф получил радиограмму в 19.15 и приказал «X-10» всплыть. Это и был сигнал, который Филип истолковал неправильно.
В 20.30 «X-10» была затоплена Хадспетом и Энцером, остававшимися на ее борту, в точке с координатами 66 градусов 13 минут северной широты и 4 градуса 02 минуты восточной долготы.
«Стабборн» пришел в Лервик в 13.30 5 октября. Хадспет и Филип сразу же представили свои отчеты командованию.
«Трашер», «Тракьюлент» и «Сиртис» возвратились на базу в период с 2 по 5 октября.
Подводные лодки «Сцептр» и «Синимф» продолжали патрулирование в районе Андёй.
В Каа-фьорде установился прежний порядок. По его водной поверхности сновали буксиры и моторные катера. При взгляде на «Тирпиц» издали ничего необычного не отмечалось. Командир корабля Майер, получив донесения о неисправностях от командиров боевых частей, утвердился в своем предположении: дело было плохо. Он считал, что корабль должен был пойти на капитальный ремонт в Германию — ведь он стал небоеспособным на многие месяцы.
Но это будет связано с большим риском, поскольку его придется на небольшой скорости тащить на буксире. Майер предварительно составил список необходимых ремонтных работ, оказавшийся очень длинным.
Из штаба адмирала Кумметца прибыли несколько офицеров, которые осмотрели корабль вместе с Майером. Перегнувшись через поручни, они долго всматривались в воду, как бы ожидая появления новых английских подводных лодок.
Вечером в день нападения немцы начали поиски затонувших лодок-малюток. Дно фьорда было обследовано баграми. Вместе с тем были задействованы и водолазы.
«X-6» была разрушена взрывом, «X-7» была обнаружена через восемь дней после нападения, 1 октября, в 220 метрах от корабля, вне пределов сетевого ящика. Его подняли и вытащили на берег. Форштевня у лодки не было, он был оторван артиллерийскими снарядами или глубинными бомбами. Оставшаяся часть судна была срочно доставлена в Германию, где к тому времени как раз начиналось создание подобного типа оружия.
«X-5» была найдена примерно в миле от корабля. Лодка была настолько разрушена, что не подлежала восстановлению.
Сразу же после нападения гросс-адмиралу Дёницу был представлен подробный отчет, который он воспринял спокойно и благоразумно, как человек, понимавший бесполезность обсуждения вопроса «если бы».
24 сентября Дёниц подготовил для Гитлера докладную записку, из которой следовало, что корабль даже после капитального ремонта не будет обладать былой боевой мощью. Вместе с тем он предложил передислоцировать «Тирпиц» в Германию, так как ни один плавучий кран не в состоянии поднять поврежденные орудийные башни корабля. Гитлер с ним согласился. Однако через некоторое время гросс-адмирал отказался от этого плана, придя к выводу о том, что такое мероприятие могло оказаться слишком опасным, так как медленно идущий корабль мог быть легко подвержен атакам авиации противника. Вместо этого в Альта-фьорд был направлен ремонтный корабль «Ноймарк» вместе с «Монте-Розой» — бывшим пассажирским лайнером «Нью-Йорк» гамбургско-американской линии, — который должен был стать плавучей гостиницей для нескольких сотен рабочих и специалистов.
Стотонный кран, также направлявшийся в Альта-фьорд, из-за повреждений, полученных им при переходе морем, застрял в Намсосе.
Вскоре «Тирпиц» возвратился к новой жизни под руководством первого помощника капитана Юнге. Артиллерийские неполадки были устранены капитан-лейтенантом Донке, электроаппаратуру восстановил Хайнц Бернштайн. Повреждения корпуса были выправлены с помощью автогенной сварки. С орудийными башнями дело обстояло сложнее, и в состояние полной боеготовности их привести не удалось. Днище же во многих местах, как определили водолазы, было деформировано. Поэтому корабль следовало поставить в док. Без этого даже отремонтированные на месте машины не могли бы обеспечить кораблю надлежащей высокой скорости.
22 ноября немецкое военно-морское командование получило от командования северной корабельной группы официальное сообщение, что «вследствие атаки английских подводных лодок-малюток линейный корабль „Тирпиц“ выведен из строя на несколько месяцев».
В результате этого северная корабельная группа располагала лишь одним крупным боевым кораблем, а именно — «Шарнхорстом», ибо «Лютцов» срочно нуждался в переборке машин и быть задействован в боевых операциях не мог. Поэтому союзные морские конвои с оружием и другими военными материалами беспрепятственно шли в Россию…
Англичане долгое время не имели точных сведений о состоянии «Тирпица». Они считали, что он получил повреждения, возможно, даже серьезные, но не был потоплен, вследствие этого обладал возможностью маневра.
Поэтому они считали, что операция «Сорс» не привела к ожидавшемуся успеху.
Глава 17
ОПЕРАЦИЯ «ТАНГСТЕН»
Полярная зима в Каа-фьорде шла очень медленно. На этой широте стоит долгая полярная ночь. Даже в дневное время в зависимости от погоды черное или темно-синее небо иногда немного светлеет — и только. На «Тирпице» независимо от этого работы продолжались день и ночь при электрическом освещении.
На суше был изготовлен громадный кессон, который затем был спущен на воду. Его пристыковывали к поврежденным местам на внешней обшивке корабля, в соответствии с контурами которого он и был сконструирован. Вода из него откачивалась, позволяя спокойно работать. Одновременно были подправлены рули. Руководство всеми ремонтными работами осуществлял старший строительный советник Крукс, награжденный за свои заслуги «Немецким крестом» второй степени.
Ремонтные работы, насколько это было возможно, маскировались от английской авиации, производившей аэрофотосъемки. Противник не должен был иметь представления о повреждениях, полученных кораблем, считая его вполне боеспособным.
Офицеры и матросы «Тирпица» с нетерпением ожидали дня, когда их корабль сможет снова выйти в море и принять участие в боевых действиях. Свободное время они проводили кто как мог, совершали пешеходные и лыжные прогулки, посещали театр и кино, слушали лекции и доклады, на борту устраивались концерты. Кроме того, под руководством лейтенанта Штедена проходила охота на крыс. На двери его каюты была даже прикреплена бумажка с надписью «Истребитель крыс».
За пять представленных ему крысиных хвостов полагалась бутылка шнапса. Эта премия активизировала команду корабля. Штеден вел точный учет сданных «трофеев». В результате крысы на корабле были выведены.
Рождество 1943 года было отмечено, как и положено. Командир корабля Майер произнес даже речь в присутствии контр-адмирала Бея, решившего отметить сочельник на корабле.
26 декабря стало известно, что «Шарнхорст» в сопровождении четырех эсминцев вышел в море. Корабли под командованием капитана первого ранта Хинтце намеревались атаковать английской морской конвой ИВ 55 Б, который был обнаружен авиаразведкой. Экипаж «Тирпица» сожалел, что не мог принять участие в этой акции, так как, несмотря на успешное осуществление ремонтных работ, корабль еще не был боеспособным.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Реквием линкору «Тирпиц»"
Книги похожие на "Реквием линкору «Тирпиц»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Леон Пиллар - Реквием линкору «Тирпиц»"
Отзывы читателей о книге "Реквием линкору «Тирпиц»", комментарии и мнения людей о произведении.