Леон Пиллар - Реквием линкору «Тирпиц»

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Реквием линкору «Тирпиц»"
Описание и краткое содержание "Реквием линкору «Тирпиц»" читать бесплатно онлайн.
Эта книга была написана Леоном Пилларом, когда после окончания Второй мировой войны прошло немногим больше двадцати лет. Были живы еще многие из участников описанных здесь событий. Автор не только воспользовался материалами и официальными документами, хранящимися в архивах исторического отдела Британского адмиралтейства, но и побывал в разных уголках Европы — и в Лондоне, и в Осло, и в Гамбурге, и в Киле, и в Тронхейме, и в Тромсё. Ему удалось лично встретиться и побеседовать со многими английскими и немецкими моряками и летчиками, с деятелями норвежского Сопротивления, с вдовами многих людей, погибших в те кровавые годы. История о том, как английские подводные лодки-малютки пытались потопить гигантский немецкий линкор «Тирпиц» и почти достигли намеченной цели, наверняка никого не сможет оставить равнодушным.
В тот же день полковник Уилсон, человек с невысоким положением, обладавший, однако, безграничной энергией и служебным рвением, ведший свою собственную тайную войну, взялся за разработку плана нападения. Через лорда Эшборна он поддерживал контакты с офицерами адмиралтейства, с которыми постоянно советовался. В осуществление своего проекта он вовлек и организацию участников движения Сопротивления в Тронхейме «Лерхе» («Жаворонок»), которую возглавлял Хельгезен.
Основная концепция этого плана была у него готова к 26 июня. Естественно, он знал, что план будет дополнен и модифицирован в соответствии со взглядами адмиралтейства и постоянно меняющейся обстановкой. Прежде чем представить концепцию плана Чарльзу Хембро, он еще раз внимательно его прочитал. Основными пунктами концепции были:
Доставка спецподразделения вместе со снаряжением с Шетлендских островов на небольшой остров (63°48′ северной широты и 8°50′ восточной долготы), находящийся несколько севернее большого острова Фрёйя, то есть немного западнее входа в Тронхеймс-фьорд.
Направление группы в составе двух или трех человек на рыбачье судно, которое должна предоставить в их распоряжение организация «Лерхе». Судно это на буксире должно будет тащить за собой торпеды, пройти сквозь немецкие контрольные посты и освободить торпеды посреди фьорда, юго-западнее острова Таутра (63°32′ северной широты и 10°32′ восточной долготы).
Операцию провести в начале октября.
План этот, получивший затем наименование «Операция „Тайтл“» («Титул»), был, таким образом, в общих чертах готов. Отменен он мог быть лишь в случае перехода «Тирпица» в другой фьорд или — что было менее вероятно — его возвращения в Германию.
— Линкор «Тирпиц» может уйти из Тронхеймс-фьорда, скажем, в целях нападения, на конвой, однако с большой степенью вероятности он снова туда же и возвратится, — сказал лорд Эшборн полковнику Уилсону. — Немцы проделали для него там слишком большие работы… Это не следует сбрасывать со счетов. Главное же заключается в том, что корабль вплоть до октября будет находиться во фьорде, позднее вода в море станет слишком холодной для водолазов и боевых пловцов…
План был одобрен сэром Дадли Паундом и сообщен депешей английскому консулу в Стокгольме Нельсену. Для его выполнения было еще много трудностей и нужно было предпринять все необходимое, чтобы устранить возможные недоразумения. В многочисленных зашифрованных радиопереговорах между Лондоном и Стокгольмом с 27 июня по 26 июля были обговорены основные положения.
26 июля капрал Арне Христиансен покинул Стокгольм. Он входил в состав роты норвежского капитана Мартина Линге, который готовил агентов из числа своих земляков в Стодхеме под Оксфордом. Целью Христиансена был Тронхейм. Задание его состояло в том, чтобы установить связь с Хербертом Хельгезеном и навестить владельца рыбачьего куттера, симпатизировавшего членам движения Сопротивления, для того, чтобы обсудить все детали операции.
Норвежец благополучно перешел границу, о чем было сообщено Нельсену. Но больше о нем ничего слышно не было… Следовало набраться терпения и ожидать первых результатов.
Тем временем обстановка коренным образом изменилась. 2 июля в адмиралтейство ночью поступило сообщение, что «Тирпиц» около 4 часов дня ушел со своей стоянки в Фаэттен-фьорде. В сопровождении эсминцев корабль вышел из фьорда и пошел в северном направлении. Дадли Паунд знал, что это значило: немецкая эскадра намеревалась осуществить нападение на конвой ПК-17, состоявший из 34 торговых судов и вышедший из Исландии 27 июня.
Операцию «Тайтл» пришлось отложить. Против мощнейшего в мире линейного корабля следовало выслать эскадру контр-адмирала Гамильтона, а при возможности и весь флот метрополии.
Глава 8
«РЁССЕЛЬШПРУНГ»
— Можете рассчитывать на три свободных дня, если вам удастся отремонтировать пост управления артиллерийским огнем в Тронхейме, — было сказано ведущему инженеру корабля Штайнбихлеру, когда он вошел в кают-компанию.
— Должен, к сожалению, вас разочаровать. Ремонт придется проводить в море имеющимися у нас средствами, а не в Тронхейме… Завтра мы встанем на якорь в Богенской бухте.
Лица офицеров вытянулись. Ничего поделать ведь они все равно не могли.
В тот же день, а было 7 июля 1942 года, «Тирпиц» вышел вместе с «Адмиралом Хиппером», флагманским кораблем адмирала Шнивинда, «Адмиралом Шеером» и эсминцами «Фридрих Ин», «Лоди», «Гальстер», «Ридель», «Экхольт» и «Штайнбринк» мимо Лофотенских островов в южном направлении.
Все были недовольны. Как и в марте, не был произведен ни один выстрел. Победа принадлежала другим.
Вечером по радио было передано специальное сообщение вермахта:
«Начиная со 2 июля в водах между Нордкапом и Шпицбергеном, в трехстах-четырехстах милях от норвежских берегов, проводилась операция морских сил и авиации против конвоев противника, шедших в Советский Союз. Наши авиация и подводные лодки атаковали в Ледовитом океане[32] англо-американский конвой, уничтожив большую его часть. Конвой состоял из 38 торговых судов, груженных самолетами, танками, боеприпасами и продовольствием, и направлялся в Архангельск, имея мощное прикрытие эсминцев и корветов. При тесном взаимодействии сил флота и авиации было потоплено: авиацией — тяжелый американский крейсер и 19 торговых судов водоизмещением в 122 000 брутторегистротонн и подводными лодками — 9 судов водоизмещением в 70 000 брутторегистротонн, а всего 28 судов с общим водоизмещением в 192 000 брутторегистротонн. Оставшаяся часть рассеянного конвоя продолжает подвергаться нашим атакам. Немецкими спасательными самолетами в море выловлено большое число американских моряков, направленных в лагеря для военнопленных».
В который уже раз отмечался успех подводных лодок и авиации. У командира корабля, офицеров и матросов была одна мысль: а мы? Какое было наше в этом участие? Да никакого. Это следует признать открыто. Ни «Тирпиц», ни другие крупные корабли даже и не видели вражеских судов.
Два больших конвоя были, по всей видимости, в пределах их досягаемости. Так почему же это бегство? Почему отдан приказ возвращаться? Почему столь хорошо продуманная операция «Ход конем» вдруг отменена? Если даже в море находился английский флот метрополии, с ним можно было бы сразиться и потопить парочку линейных кораблей. Ведь группировка «Север» достаточно сильна, чтобы добиться победы на море.
Такими надеждами был полон каждый, когда 2 июля около 16 часов дня вся группировка вышла из фьорда, так как разведывательный самолет обнаружил южнее острова Ян-Майен большое число торговых судов противника, следовавших курсом на Россию. Суда эти были загружены настолько, что разметочная линия погрузки ушла под воду. Немедленно была произведена подготовка к нападению на конвой. Самолеты-торпедоносцы и подводные лодки патрулировали район между островами Ян-Майен и Медвежий. Все отдавали себе отчет, что конвой будет иметь сильное корабельное прикрытие.
«Тирпиц» должен был взломать это прикрытие, потопив часть кораблей, другой линкор — атаковать сам конвой артиллерией среднего калибра и, как на учебных стрельбах, топить одно судно за другим. Во время следования из Тронхейма в Альта-фьорд никаких других сообщений о конвое не поступало. 4 июля 1942 года около пополудни немецкая эскадра находилась в Альта-фьорде — на 70 градусе северной широты, менее чем в 100 милях от Нордкапа. От этого гигантского фьорда, прикрытого гирляндой довольно крупных островов — Сёрё, имеющим 60 километров в длину, Зейлендом, Стернёй и другими, всего несколько часов хода до Медвежьего острова, мимо которого должен был пройти конвой.
На борту «Тирпица» царили беспокойство и нервное ожидание. Накануне стало известно, что крейсер «Лютцов», пришедший вместе с «Шеером» из Нарвика, налетел в тумане на скалу. Крейсер и три торпедных катера, также севшие на мель, были вынуждены возвратиться в Тронхейм с повреждениями. (Норвежские карты были неточны, к тому же на них не было указания глубин.)
«Тирпиц» в полной боевой готовности ожидал дальнейших распоряжений в Альта-фьорде. Тут Топпу и его офицерам стало известно, что в море их ожидают два линейных корабля, авианосец, пять тяжелых крейсеров и несколько эсминцев англичан, что несколько охладило их боевой пыл. Вечером 4 июля корабли дозаправились топливом. Все считали, что линкор выйдет в море уже ночью и встретится с английской эскадрой на следующий день.
Сколько людей будут еще живы в это время 5 июля и сколько кораблей, горделиво демонстрирующих сегодня свою мощь в этом забытом богом и людьми фьорде, останутся еще на плаву?
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Реквием линкору «Тирпиц»"
Книги похожие на "Реквием линкору «Тирпиц»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Леон Пиллар - Реквием линкору «Тирпиц»"
Отзывы читателей о книге "Реквием линкору «Тирпиц»", комментарии и мнения людей о произведении.