Игорь Суриков - Пифагор

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Пифагор"
Описание и краткое содержание "Пифагор" читать бесплатно онлайн.
Имя древнегреческого ученого Пифагора известно каждому еще со школьной скамьи. Но доказательство знаменитой теоремы о квадрате гипотенузы и сумме квадратов катетов — лишь малое из того многого, что дал миру этот удивительный человек. Мыслитель и философ (между прочим, первым введший в оборот слова «философ» и «философия»), религиозный деятель, разработавший учение о «метемпсихозе» — переселении душ, мистик и пророк, которого ученики всерьез воспринимали как бога или полубога, он был одним из крупнейших деятелей греческой «интеллектуальной революции». А ведь в ходе этой революции и был, по сути, создан фундамент, на котором и поныне зиждется наша цивилизация. О судьбе Пифагора и созданного им учения, а также о Греции его времени — VI века до н. э., конца так называемой архаической эпохи, — рассказывает в своей новой книге признанный знаток античной истории и философии, доктор исторических наук Игорь Суриков.
113
Жмудь Л.Я. Указ. соч. С. 58.
114
Разбор подобных ситуаций см. в работе: Connor W. R. Op. cit.
115
К интерпретации эпизода см.: Суриков И.Е. Воительница Афина: Солон, Писистрат и афинское полисное ополчение в VI в. до н. э. // Мнемон. Вып. 9. СПб., 2010. С. 33 и след.
116
Андреев Ю.В. Тираны и герои. Историческая стилизация в политической практике старшей тирании // Вестник древней истории. 1999. № 1.С. 3—7; Тумане X. Рождение Афины. Афинский путь к демократии: от Гомера до Перикла (VIII—V вв. до н. э.). СПб., 2002. С. 310 и след.; Boardman J. Herakles, Peisistratos and Sons // Revue archeologique. 1972. No. 1. P. 57—72; idem. Herakles, Peisistratos, and the Unconvinced//Journal of Hellenic Studies. 1989. Vol. 109. P. 158-159.
117
Mallwitz A., Schiering W. Die Werkstatt des Pheidias in Olympia. Teil 1. В., 1964. S. 151.
118
Фалет (не путать с Фалесом) — знаменитый греческий музыкант и поэт VII века до н. э., родом с Крита. Согласно некоторым свидетельствам, он также имел репутацию пророка и чудотворца, а его музыка обладала магической силой (с ее помощью Фалету, например, удавалось потушить гражданскую смуту и т. п.) [См. о нем: Зайков А.В. Фалет Критский в Спарте // Исседон. 2002. Т. 1. С. 16-35.]. Пеан — гимн в честь Аполлона.
119
Об этих родах звукоряда применительно к античной музыке см.: Герцман Е. В. Музыка Древней Греции и Рима. СПб., 1995. С. 271 и след.
120
О складывании этой образовательной системы см.: Адо И. Свободные искусства и философия в античной мысли. М., 2002.
121
О движении софистов см., например, весьма дельное исследование: Kerferd G.B. The Sophistic Movement. Cambridge, 1984.
122
У греков был обычай — перед началом занятий спортом натираться оливковым маслом.
123
Слово «возлияние» (поясним во избежание недоразумений) употреблено здесь в своем исконном смысле. Возлияниями назывались жертвоприношения богам различных жидких продуктов. Так, на огонь жертвенника лили вино, мед, молоко и т. п.
124
Олимпия находилась на территории полиса Элиды; соответственно, Элида и отвечала за проведение Олимпийских игр.
125
Жмудь Л.Я. Указ. соч. С. 104.
126
Разве что в рамках примечания. В первичных представлениях греков герой — обожествленный покойник. В целом дихотомия «боги — герои», похоже, весьма древнего, еще праиндоевропейского происхождения. Сравним разделение сверхъестественных существ на два класса в ведийской религии (девы — асуры), в зороастризме (девы — ахуры), да даже вплоть до религии древних германцев (асы — ваны). Во всех этих индоевропейских религиях один из классов божеств (хотя соотношение «позитив — негатив» между ними разное) ассоциируется с небом, второй — с землей. Интересно было бы проследить в этимологическом плане соотношение между греческим heros (герой) и зороастрийским ahura.
127
Например, в работах ученых структуралистского направления во главе с К. Леви-Стросом.
128
Например: Ямвлих. Жизнь Пифагора. 13. 60—62 — случаи с медведицей, быком, орлом; Ямвлих. Жизнь Пифагора. 19. 92; 28. 140 — упоминания о золотом бедре; Ямвлих. 28. 142 — 0 мертвеце на корабле.
129
В связи с деятельностью Эпименида см. в отечественной литературе: Зайков А.В. Эпименид в Спарте (Критская экстатическая мантика и становление «спартанского космоса») // Вестник древней истории. 2002. №3. С. 110-130.
130
Francois G Le polytheisme et l'emploi au singulier des mots ϑεός, δαίμων dans la litterature grecque d'Homere a Platon. P., 1957.
131
О политической деятельности пифагорейцев см. хотя бы классические исследования: Delatte A. Essai sur la politique pythagoricienne. Liege, 1922; Minar E. L. Early Pythagorean Politics in Practice and Theory. Baltimore, 1942.
132
Жмудь Л.Я. Указ. соч. С. 55.
133
Важнейшие работы об этом явлении: Lintott A. Violence, Civil Strife and Revolution in the Classical City, 750—330 В. С Baltimore, 1982; Gehrke H.-J. Stasis. Untersuchungen zu den inneren Kriegen in den griechis- chen Staaten des 5. und 4. Jahrhundert v. Chr. Munchen, 1985.
134
Специально в этом контексте архаическая тирания очень удачно рассмотрена в работе: McGlew J. F. Tyranny and Political Culture in Ancient Greece. Ithaca, 1996.
135
См. об этих ранних демократиях: Robinson E. W. The First Democra cies: Early Popular Government outside Athens. Stuttgart, 1997.
136
Мириада — десять тысяч по-гречески. Получается, население Сибариса оценивалось в 100 тысяч (огромная цифра для греческого полиса!).
137
То есть 210 лет — считая от основания около 720 года до н. э. до разрушения Кротоном в 510 году до н. э.
138
Берве Г. Указ. соч. С. 201.
139
Жмудь Л.Я. Указ. соч. С. 57.
140
Впрочем, принято было в свое время и применительно к античной религиозной мысли. См. хотя бы: Nagelsbach К. F. Die nachhomerische Theologie des griechischen Volksglaubens bis auf Alexander. Nurnberg, 1857.
141
Жмудь Л.Я. Указ. соч.
142
Хотя это оспаривается. См. хотя бы: Жмудь Л.Я. Указ. соч. С. 311 и след.
143
См. скорее скептическую позицию в: Жмудь Л.Я. Указ. соч. С. 121 и след.
144
О подобной роли Гермеса см., в частности: Суриков И.Е. Образы «первогрешников» в древнегреческой мифологии: попытка структурной интерпретации // Проблемы истории, филологии, культуры. 2006. Вып. 16/2. С. 3-12.
145
Ср.: Суриков И.Е. Очерки об историописании в классической Греции. М., 2011. С. 450.
146
Жмудь Л.Я. Указ. соч. С. 138-139.
147
Там же. С. 146.
148
Там же. С. 147-148.
149
Там же. С. 148.
150
В частности, именно этим вопросам посвящено едва ли не лучшее в мировой науке исследование о пифагореизме: Burkert W. Lore and Science in Ancient Pythagoreanism. Cambridge Mass., 1972.
151
Шиналин Ю.А. Указ. соч. С. 36.
152
Один из последних примеров: Barta H. «Graeca non leguntur»? Zu den Ursprungen des europaischen Rechts im antiken Griechenland. Bd. 2: Archaische Grundlagen. Teil 1. Wiesbaden, 2011. S. 22 ff.
153
Ср.: Суриков И.Е. Солнце Эллады… С. 48—49.
154
Жмудь Л.Я. Указ. соч. С. 32-33.
155
См. хотя бы: Суриков И.Е. Сократ… С. 7 и след.
156
Жмудь Л.Я. Указ. соч. С. 337.
157
Ср.: Жмудь Л.Я. Указ. соч. С. 196.
158
Там же. С. 188-189.
159
Там же. С. 151-307.
160
В связи с Парменидом см.: Хайдеггер М. Парменид. СПб., 2009. Это недавно появившийся русский перевод труда одного из крупнейших философов XX века. Впрочем, строго говоря, в книге идет речь не столько о Пармениде как таковом, сколько — на его примере — об общих особенностях раннегреческого философского мышления.
161
Лебедев А.В. Гармония сфер // Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1989. С. 109.
162
Ср.: Герцман Е. В. Указ. соч. С. 271 и след.
163
Лебедев А.В. Гармония сфер… С. 109.
164
Суриков И.Е. Сократ… С. 324.
165
Лебедев А.В. Филолай // Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1989. С. 694.
166
Рабинович Е. Г. Риторика повседневности: филологические очерки. СПб., 2000. С. 156-176.
167
Эта и следующая цитаты — не дословные, но передающие смысл сказанного.
168
Статья «Эпаминонд-пифагореец, или Проблема правого и левого фланга», переизданная впоследствии в составе книги: Видаль-Накэ П. Черный охотник: Формы мышления и формы общества в греческом мире. М., 2001. С. 91 и след.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Пифагор"
Книги похожие на "Пифагор" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Игорь Суриков - Пифагор"
Отзывы читателей о книге "Пифагор", комментарии и мнения людей о произведении.