» » » » Григорий Логвин - Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль


Авторские права

Григорий Логвин - Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль

Здесь можно скачать бесплатно "Григорий Логвин - Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Путешествия и география, издательство Искусство, год 1980. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Григорий Логвин - Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль
Рейтинг:
Название:
Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль
Издательство:
Искусство
Год:
1980
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль"

Описание и краткое содержание "Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль" читать бесплатно онлайн.



Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль — древнейшие города нашей Родины в земле северян, о которых на заре нашей истории летописец говорил, что они «седоша на Десне и по Семи и по Суле».






93. Богоматерь. Икона Успенского собора. Конец XVII в.


94. Портрет полковника Лукьяна Журавки. Начало XVIII в. Местонахождение неизвестно


В «Служебнике» много заставок с маленькими сюжетными сценками. Они все разнообразны не только по композиции, но и по колориту. Возможно, что эти миниатюры выполнены одним из новгород- северских иконописцев, но, кто бы их ни писал, они убедительно свидетельствуют не только о талантливости автора, но и об общем высоком уровне художественной культуры. В целом это одна из лучших украинских рукописных книг того времени.

Замечательным произведением ювелирного искусства является серебряный оклад Евангелия с инициалами архимандрита Спасского монастыря Михаила Лежайского (ныне находится в Черниговском историческом музее, ил. 113, 114). Оклад сделан после 1670 г. Верхняя доска его представляет собой прорезную пластину с растительным орнаментом крупных форм. Посередине ее в многолепестковом картуше высоким рельефом вычеканен Деисус, а в четырех углах — евангелисты. На нижней доске в виде геральдического щита изображен герб Лежайского. Картуш и рисунок орнаментов оклада аналогичны орнаментам заставок «Анфологиона» 1672 г. и, возможно, сделаны одним и тем же художником.

Типография в Новгороде-Северском просуществовала недолго. По переезде архиепископа Барановича в Чернигов она была переведена туда же и слилась со вновь организованной черниговской типографией. Но и за короткое время своего пребывания здесь она успела зарекомендовать себя изданием нескольких хорошо оформленных книг. Из новгород-северских граверов известны Дамаскин, Дорофей, Константин, Семен Ялинский и ряд мастеров, скрывающихся под инициалами В. Л. Н., П. Е., И. С., М. Я.


95. Церковь св. Николая. Своды


96. Церковь св. Николая. 1760


«Апостол», изданный в Новгороде-Северском в 1670 г., имеет оригинальные гравюры, которые отличает прекрасная композиция и сочный штрих. Особенно благородно разработаны в них светотеневые отношения. Заставки на черном фоне очень нарядны: их штрих также изящен. В центре миниатюрных заставок, чаще всего в круге, нарисованы либо лики популярных святых, либо сцены страстного цикла, либо любимый художниками «Покров».

«Анфологион» 1678 г. более наряден, чем «Апостол», его гравюры не прямоугольного формата, а вкомпонованы в разнообразные по форме картуши. В превосходной гравюре «О сутяжничестве» очень разнообразный и уверенный штрих хорошо моделирует выразительные фигуры первого плана (ил. 115). Не менее оригинальны гравюры «Октоиха» 1682 г., в которых растительный орнамент переплетается со сказочными птицами и фигурками путти. На этих примерах видно, что обмирщение религиозного искусства этого времени состояло не только в том, что лики святых получали национальные черты, исполнялись реалистически, но и в том, что с начала в декоративные, а затем и в сюжетные композиции проникают светские, а также языческие античные мотивы, пропущенные через горнило ренессансного и барочного искусства.


97. Покровская церковь. 1766. Не сохранилась


Это время — XVII век — было благоприятно и для развития Новгорода-Северского как города. Он постепенно расширяется и, видимо, в конце века перешагивает границы домонгольского. Заселяются урочища Заручье, Домотканово, Здвиженье, Вербницы, Сухомлинье; его новые территории получают названия: Предместье и Новый Паркан.

В 1781 г. учреждается Новгород-Северское наместничество, затем переименованное в губернию (просуществовала до 1796 г.), и Новгород-Северский становится губернским городом. У местной администрации возникает даже проект об учреждении здесь университета, но из-за отсутствия средств и в связи с последовавшей затем ликвидацией губернии эта идея не была осуществлена. Стоящий в стороне от торговых путей и промышленных центров, город приходит постепенно в упадок и в XIX в. превращается в типичный уездный городок. Наиболее крупным строительством здесь в конце XVIII в. было возведение торговых рядов, Спасо-Преображенского собора в монастыре на деньги, пожертвованные императрицей Екатериной II. В начале XIX в. древние укрепления города за ненадобностью были уничтожены.

Осмотр памятников Новгорода-Северского лучше всего начать с окольного города, где на месте бывшего домонгольского храма в конце XVII в. был заложен новый Успенский собор. Указом Петра I о запрещении каменного строительства в провинциальных городах работы по его сооружению были приостановлены и возобновлены лишь в 1721 г. (ил. 88). О ходе возведения этого здания есть краткое известие в «Универсале» гетмана Скоропадского: «.. для строения оной (церкви) затягненный нарочно з Киева Архитект, дела предлежащего не хочет зачинаты без дания себе належных грошей». Вероятно, в скором времени после издания гетманского указа церковь была окончена. В 1748 г. «оправление», то есть починку в храме, «дилал Иван Авдиев Погарский». В 1767 г. неизвестно по каким причинам в арках свода появились трещины, и под них были подведены столбы и укреплена восточная стена. В 1820 г. были переделаны барочные верхи куполов собора: главы стали тяжелыми, не свойственной украинской архитектуре луковичной формы, в связи с чем изменился его внешний облик. Тогда же к собору была пристроена колокольня.


98. Покровская церковь. Внутренний вид


Местоположение Успенского собора очень удачно. Он «оседлал» одну из самых высоких точек прибрежного рельефа. На его объеме «держится» вся пространственная композиция города. Но особенно хорошо он смотрится с задесенья, выделяясь своим белоснежным силуэтом среди зелени садов и низкой одноэтажной застройки.

Успенский собор представляет собой крестчатое, пятикупольное, с маленькими помещениями между рукавами креста сооружение: его план очень напоминает план Екатерининской церкви в Чернигове. Но в то же время в нем есть ряд существенных отличий. Здесь пять основных башнеобразных объемов выявлены сильнее. Объемы, расположенные между рукавами креста в плане низкие, в то время как в черниговском храме Екатерины они достигают половины высоты основного массива. Кроме того, в новгород-северском храме центральный купол значительно превосходит своими размерами боковые, а в Екатерининской церкви он только немного выше остальных. Массы Успенского собора благодаря всему этому монументальны, их движение ввысь энергичнее, а пирамидальность выявлена четче, последовательнее и логичнее. В этом сказалась характерная особенность черниговского народного деревянного зодчества, отмеченная уже в Николаевской церкви и в каменной церкви Рождества богородицы в Седневе.

Приведенные выше слова из «Универсала» гетмана Скоропадского указывают на какого-то киевского архитектора как на автора собора. Таким образом, выясняется связь новгород- северского памятника не только с местными народными традициями, но и с каменной архитектурой Киева.

Если большинство киевских и черниговских храмов сооружалось на средства казацкой старшины или гетманов, то почти все храмы Новгорода-Северского возводились на средства мещан. Это обстоятельство играет немаловажную роль в понимании особенностей местного искусства, в котором нашли яркое воплощение эстетические и художественные идеалы торгово-ремесленных городских масс. Новгород-Северский Успенский собор служит тому убедительным примером.

В связи с тем что порталы собора и декор окон проще и лаконичнее, чем в черниговских и киевских храмах этого типа, он выглядит строже и внушительнее. Мощные пилястры закрепляют грани объемов и придают энергию движению масс. Своеобразно многократно профилированные капители, фигурные фронтоны над окнами и декоративные полочки над ними вместе с сочным многообломным карнизом как бы образуют единое завершение основных объемов и создают логичный переход к главам. Не менее сильно движение вверх внутреннего пространства выявлено и в интерьере. Все грани объемов и линии окон направлены к зениту куполов. В храме много света; в нем нет ничего дробного, мелкого, мешающего восприятию общего.

От первоначального иконостаса в Успенском соборе сохранилось несколько икон конца XVII — начала XVIII в., обладающих высокими художественными достоинствами. Они важны также и для понимания эволюции украинского искусства. Более ранними из них являются две иконы наместных образов Спасителя и Богоматери. Исполнены они, вероятно, в конце XVII в. в широкой монументально-декоративной манере. Насыщенные цвета пурпурных и синих одежд ярко выделяются на золотом орнаментированном фоне. Силуэты в обеих иконах лаконичны и выразительны. При фронтальной постановке фигур Христа и Богоматери в пропорциях лиц видны ренессансные традиции. Строгий овал лица Христа, его большие выразительные глаза написаны с высоким мастерством. Иератичность и строгость позы Богоматери смягчаются легким наклоном ее головы в сторону младенца. По типу она восходит к иконе «Ильинская богоматерь» Григория Дубенского, но здесь мастер дает свою интерпретацию образа. Она более монументальна, ее взор строже. Это вызвано, видимо, тем, что икона из Ильинской церкви предназначалась для маленькой церкви, интерьер которой был рассчитан на ограниченное число прихожан, а новгород-северская икона Богоматери — для большого храма.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль"

Книги похожие на "Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Григорий Логвин

Григорий Логвин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Григорий Логвин - Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль"

Отзывы читателей о книге "Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.