Григорий Логвин - Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль"
Описание и краткое содержание "Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль" читать бесплатно онлайн.
Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль — древнейшие города нашей Родины в земле северян, о которых на заре нашей истории летописец говорил, что они «седоша на Десне и по Семи и по Суле».
Архитектура каменицы Лизогуба совершенно лишена каких- либо деталей. Современное завершение ганка башенкой в псевдоготических формах не первоначальное — оно сделано в первой четверти XIX в.
Из восточных окон открывается вид на Заречье. Крылечкоганок, расположенное по оси восточного фасада, обращенного в сторону реки, нарушает монотонность силуэта и оживляет будничную по виду постройку.
В архитектуре церкви Рождества богородицы (ил. 83) заметно влияние деревянного зодчества. Кроме главного алтаря в ней был придел благовещения, почему иногда ее называли Благовещенской. В XVII–XVIII вв. в народном зодчестве получает распространение крестовый одно- или пятикупольный храм с очень высоким центральным и четырьмя низенькими объемами. Седневская церковь является в этом смысле одним из наиболее характерных примеров однокупольного, крестового в плане здания сложного варианта: в углах его расположены еще четыре низенькие камеры, благодаря чему композиция приобретает пирамидальный характер. Силуэт церкви не столпообразный, а «распластанный». Но ощущение приземистости сразу исчезает в интерьере. Невысокие боковые приделы перекрыты сводами, соединяются с центральным помещением высокой аркой и подготовляют переход к взметнувшемуся ввысь могучему восьмерику. В плане он имеет вид не равностороннего восьмиугольника, а квадрата со срезанными углами. Это усиливает впечатление силы и мощи порыва высотно раскрытого внутреннего пространства. Каменица Лизогуба вместе с церковью Рождества богородицы создает непритязательный ансамбль, интимный уголок, тесно связанный с окружающим ландшафтом.
Из церкви Рождества богородицы происходит Евангелие в великолепном серебряном позолоченном окладе-вклад Якова Лизогуба, который он сделал в 1692 г., что косвенно подтверждает дату сооружения храма — около 1692 г.
Надпись по листам Евангелия читается так: «Сіє Евангеліе стое куплено и оправою оздоблено коштом власным и накладом их царьского пресветлого величества воска запорозкого черніговского полковника его милости пана Якова Лизогуба. А надано до храму Рождества Прстой Бцы од его ж новосозданной в місті Седневі варуючи под неблагословеніем и проклятием стых и богоносных отць, иже би ніхто жадним способом неважился сего евангелия стого од того храма вічне отдаляты: подписано рок. 1692 мца Септеврія, 21 дня». Евангелие сейчас хранится в Черниговском историческом музее.
84. Церковь Успения в Седневе. XIX в.
Большого размера доски переплета Евангелия (38X24,5 см) окованы массивным окладом, который, вероятно, сработан первоклассным черниговским ювелиром. На лицевой стороне, в среднике, в овальном венке-гирлянде представлена сцена «Преображения», а в углах, в четырех круглых медальонах изображены сидящие евангелисты. Все поле между медальонами заполнено чеканным растительным орнаментом выразительного рисунка и монументальных форм. На нижней доске в центральном овальном медальоне размещено «Рождество богородицы», а в углах, также в четырех круглых медальонах, три святителя — Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и святой Николай. Лица, руки, ноги всех персонажей, а также облака в сцене Преображения сделаны из серебра, одежды и волосы, так же как и фон, — из золота. Благодаря этому в своем произведении мастер достигает тональной цветовой игры золота и серебра. Прекрасный рисунок, верные пропорции и хорошо переданный объем складок одежд свидетельствуют о том, что мастер прошел хорошую профессиональную выучку.
На север от церкви Рождества богородицы, за небольшим оврагом, на древнем городище находится одно из лучших произведений украинской деревянной народной архитектуры- церковь св. Юрия XVI! в. (ил. 81). Несмотря на то, что оба храма неодинаковы по своему плану, по композиции масс и возведены они из разных материалов, их объединяют одни и те же принципы архитектурной эстетики, которым следовал и зодчий каменного храма Рождества богородицы и плотник, возводивший деревянную церковь св. Юрия.
Как и в крестчатой в плане церкви Рождества богородицы, центральный объем доминирует также и в деревянном трехчастном однокупольном храме св. Юрия. План церкви состоит из большого восьмигранника в центре, к которому с востока примыкает маленький граненый алтарь с ризницей и пономарней по сторонам, а с запада — квадратный бабинец и два небольших помещения для лестниц, ведущих на хоры. Такой план храма предопределил и своеобразную композицию ее масс, господство центрального восьмерика, увенчанного двухъярусным верхом. Он сравнительно небольших размеров, но выглядит весьма величественным и монументальным. Это достигнуто исключительно архитектурно — художественными средствами. И бабинец и алтарь не только невелики в плане, но и невысоки, поэтому они хорошо подчеркивают мощь центрального объема, а крохотные ризница и пономарня, а также два квадратных в плане срубика для лестниц на хоры создают необходимую шкалу сравнимых размеров при постепенном зрительном восприятии всего объема церкви. Глаз сопоставляет крохотные пристройки, масштабные по отношению к человеку, а затем переходит к чуть большим массам бабинца и алтаря и, наконец, к мощному объему, состоящему из трех уменьшающихся к верху восьмериков, поставленных один на другой и образующих столь выразительный силуэт храма. Мастер, возводивший эту церковь, развивает ту же архитектурную идею, что и в деревянном храме села Новый Белоус. Внутри господствует пространство среднего сруба, перекрытое верхом с двумя заломами. Оконные и дверные наличники, а также конструктивные стяжки-скобы у основания восьмерика обильно покрыты резьбой и очень выгодно смотрятся на фоне больших плоскостей сруба интерьера.
Новгород-Северский
85. Новгород-Северский. Вид со стороны Десны
Из Седнева необходимо вернуться на Новгород-Северскую дорогу, которая и сейчас идет по правому берегу Десны, вероятно там же, где и в древние времена, а так же через Березну и Сосницу, древнейшие поселения, известные уже в XII в. За рекой Сновом пейзаж становится однообразным. Изредка попадаются села и небольшие леса, остатки когда-то бывших здесь дремучих дубрав. Недалеко от Новгорода-Северского справа от шоссе виднеется село Дегтяревка, где Десна имеет самую широкую и красивую долину со светло- зелеными лугами и безбрежными лесами на горизонте.
С черниговской дороги, расположенной на равнине, Новгород-Северский кажется ничем не примечательным, но только до тех пор, пока мы не въехали в город и перед нами не открылась красавица Десна.
Когда возник Новгород-Северский — неизвестно. Но, видимо, уже в XI в. он был значительным поселением, а с 1096 г. стал стольным городом младшей ветви династии Ольговичей. Упоминание о нем в летописи восходит к 1146 г., когда во время междоусобных войн он был обложен войсками Изяслава Ольговича, которые «пришедше сташа у переспы, оттуда идоша стрельцы из товар к граду, к вратам Черниговским, и ту бишася много; утрем же день исполчишася и поидоща к вратам Курьским… и пустиша свои к граду, хрестьяне и берендеи, а сами (черниговские князья. — Г. Л.) сташа полки и начала ся бити, и бысть налога велика горожанам, и вбодоша я в врата Острожная, и много бе у них убитых и раненых». Из этого известия летописи можно заключить, что город имел сильные укрепления и несколько ворот: Черниговские — со стороны черниговской дороги, Курские — связывающие город с Курском, и Острожные — видимо, ведущие из острога (окольного города) в детинец.
В XII в. в Новгород-Северское княжество входили Путивль, Курск, Трубчевск и Брянск.
Новгород-Северский уже в XII в. имел укрепления детинца и окольного города. Его фортификации благоприятствовал рельеф местности, на которой он был расположен. Высокое плато холма было изрезано глубокими оврагами на несколько частей: наиболее выгодная возвышенность была занята древним детинцем, на юго-восток от него располагался город с Успенским собором. С востока, севера и запада холм почти отвесно обрывался, а с юга был защищен глубоким перекопом-рвом. На запад от детинца, на пологом, опускающемся к Десне склоне холма, находилась часть древнего окольного города, где в 1086 г. была построена каменная церковь св. Николая, разрушенная, как и Успенский собор во время татаро- монгольского нашествия. К сожалению, эти храмы — древний городской собор и церковь св. Николая — не исследованы, и у нас нет данных судить об их архитектуре. В середине XII в. город, видимо, стал расти главным образом в южном, юго- западном и юго-восточном направлениях. Позднейшие известия свидетельствуют о том, что кроме уже названных трех ворот в город вели еще Рождественские и Водяные ворота.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль"
Книги похожие на "Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Григорий Логвин - Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль"
Отзывы читателей о книге "Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль", комментарии и мнения людей о произведении.