Тихон Задонский - Собрание сочинений. Том V

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Собрание сочинений. Том V"
Описание и краткое содержание "Собрание сочинений. Том V" читать бесплатно онлайн.
4) От сердца и нелицемерно Бога призывать, и во всяких нуждах к Нему единому прибегать, и помощи просить.
Как малое дитя к матери своей прибегает, и руки простирает, и защиты и всего у нее просит, и иного не знает, кроме матери своей, так вера к одному только Богу прилепляется, и всего у Него просит, и не знает никого в нуждах своих, кроме Бога. Ибо вера знает, что один только Бог все может, и на Него надежда тверда, а кроме Него всякая надежда не тверда и суетна.
5) Воплощение Сына Божия и все драгоценнейшее Его смотрение, как единый нашего спасения источник, за великое и дорогое и более всего почитать. Ибо вера видит, что насколько сие дело благости Божией велико и умом человеческим непостижимо, настолько и почитать и поклоняться Ему должно — со всяким смирением и благодарностью.
6) К получению свободы от греха, дьявола, ада и всего бедствия и окаянства и к получению вечной жизни со славой вечной иного Посредника не знать, кроме Иисуса Христа. Ибо Он один только Искупитель и Спаситель всего мира, и потому Ему одному начало, средину и конец спасения вечного приписывать должно. Вера видит, что все блаженство ее духовное в едином Иисусе Христе состоит. Он для нее премудрость, праведность и освящение и искупление (1 Кор 1:30). На этого Искупителя, Спасителя, Помощника и Защитника всесильного надеясь, дерзает и торжествует над всеми своими врагами, и тем утешает себя во всяких искушениях, от дьявола и злых его служителей наносимых, и с проповедником веры восклицает: Если Бог за нас, кто против нас (Рим 8:31)?
7) Явный знак живой веры — последовать Христу, нося крест свой. Ибо верная душа сопряглась Христу, как невеста жениху и как тело главе, и потому хочет с Ним быть неотлучно и в страдании, и в прославлении, как невеста с женихом и тело с главою. Ибо не подобает отлучаться невесте от жениха и телу от главы. Об этом так апостол написал: Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Петр 2:21); и еще: В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе, и прочее (Флп 2:5). И сам Господь говорит: Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам (Ин 13:15).
8) Ни к чему в мире этом, то есть: ни к богатству, ни к чести, ни к славе, ни к прочему его сокровищу не прилагаться сердцем, но всегда на будущие и вечные блага взирать, о них помышлять, их желать и ими утешаться; о горнем помышлять, а не о земном; искать горнего, где Христос сидит одесную Бога, как учит апостол (Кол 3:1–2). Ибо вера живая с неба приходит и потому верную душу к небу возбуждает и подвигает. И верная душа видит, что в мире этом на пути и странствовании находится, и потому не имеет здесь постоянного града, но ищет будущего, которого художник и строитель Бог (Евр 13:14; 11:10). Отсюда желания и воздыхания верных душ видим во псалмах, которые они возводят к отечеству горнему и благам его, странствуя в мире этом, как на земле чужой.
9) Вера имеет страх Божий и духовную радость и веселие. И они в верной душе попеременно действуют, то есть: то страх и трепет она чувствует, то радость и веселие ощущает. Иногда скрывается вера, и тогда боится и трепещет душа. Иногда является, и тогда душа утешается, радуется, веселится и восклицает духом.
10) Вера смиренна, терпелива, кротка, любительна, милосердна, милостива, мирна, и прочее. Ибо где вера, там и благодать Святого Духа, которая все сие производит в верной душе. Об этом-то и говорит апостол всякому христианину: Покажи мне веру твою от дел твоих, как Авраам показал веру свою от дел своих (Иак 2:18–21). Читай Святое Писание, а особенно псалмы, в которых живо изображаются действия веры живой. Ибо вера, будучи даром духовным, от духовных действий, в сердце бываемых, познается. Тогда познаем, что такое вера, когда в сердце будем чувствовать действия ее, — чего как себе, так и тебе сердечно желаю.
Спасайся.
Письмо шестоеВот еще, по силе моей, пишу тебе и о мудрости христианской, о которой ты некогда меня вопрошал и которой мы всю жизнь должны учиться. Рассуждай же о следующем:
1) Знать единого истинного Бога, Его бояться и любить более всего и себя самого; Ему повиновение, послушание и покорность сердечную показывать; благодарить Его от сердца за все оказанные и оказываемые благодеяния, то есть: что Он нас создал, что падших нас так чудно искупил, что питает, одевает и сохраняет нас и прочими благами мира сего снабдевает; от сердца Его призывать, помощи, заступничества и милости от Него просить и ожидать; на Него сердечно надеяться, словом, почитать Его так, как святое слово Его нас учит, — вот в чем состоит мудрость христианская.
2) Бог на всяком месте есть, и нет такого места, где бы Бога не было. Поэтому, что ни делаем, говорим и помышляем, пред святыми очами Его делаем, говорим и мыслим: что говорит человек, Он слышит; что делает и помышляет, Он видит и в книге Своей записывает, и в последний день воздаст всякому по делам его, замыслам, словам и начинаниям. Ничто пред Ним не сокровенно, не только в тайном месте, но и в сердце замышляемое и делаемое. Об этом учит нас Святое Его Писание и вера наша, которая за основание имеет Святое Его Писание. Ибо на основании Святого Писания вера наша и все благочестие утверждается. Поэтому всякому христианину должно поступать во всех своих делах, словах, помышлениях и обхождении с ближним со страхом, так, как поступают и ходят пред царем своим присутствующие с ним подданные его, и рабы пред господином своим, и дети пред отцом своим. Пред царем земным ничего не смеем и стыдимся противное делать, тем более пред Богом ничего противного Ему делать не должно. Блажен и мудр, кто так пред Богом живет и ходит и угождает Ему!
3) От всякого греха в слове, деле и помышлении всячески беречься, поскольку всякий грех пред Богом вездесущим и всевидящим творится, и всякий грех великого Бога оскорбляет, а грешника милости Его лишает и подвергает праведному Его гневу (Рим 1:18). Блажен и мудр тот, кто избегает смертоносного сего яда, который и душу и тело человеческое вовеки умерщвляет.
4) Думать и держать, что как всем, так мне и тебе Бог великий в Писании Своем Святом говорит, повелевает и обещает. Ибо Бог лицеприятия не имеет, но хочет, чтобы все равно спаслись и достигли познания истины (1 Тим 2:4), потому всем в Писании говорит, которое ради спасения нашего нам от Него предано. Оттуда последует вера святым и милостивым Его обещания и тщательное святых Его заповедей творение. Ибо если царь земной обещает, верим ему и ожидаем того от него, и что повелевает нам, со старанием то исполняем, тем более поверим Богу, и будем без сомнения ожидать и надеяться от Него того, что обещает нам, и постараемся исполнять, что повелевает нам, если точно уверимся, что Он нам приказывает и обещает.
Богу единому более всего света верить и слово Его святое более всякого слова человеческого исполнять должно, поскольку всякий человек, как ни велик, и весь свет — как ничто пред Богом. Кто Бога любит и почитает, тот и слово Его любит и почитает за великое. Царское слово и письмо почитается за великое, тем более Слово Божие, которое, как письмо, от Него к нам послано через пророков и апостолов, за великое и дорогое почитать должно.
5) Человек, в мире этом живущий, есть странник, пришелец и путник. Входит в мир и, немного пожив, отходит от мира подобно тому, кто, побывав на чужой стороне, опять в отечество и дом свой возвратится. Так и человек поживет в мире и отойдет от мира. Жизнь в мире этом и все в нем, то есть: честь, слава, богатство, роскошь и прочее, подобно сновидению, ибо все это ненадолго является и скоро отходит, как сновидение. Ибо смерть, придя, отнимает жизнь и с жизнью все у человека. Как рождаются все равными, так и умирают равными, кроме того, что один праведным, а другой грешным, один блаженным, а другой окаянным и бедным отходит. Смерть всех равными делает: и богатый богатства своего лишается, и славный славы, и честный чести, и роскошный роскоши. Гробы умерших это показывают. Где лежит господин, где раб его, где славный, где бесславный, где богатый, где убогий, познать невозможно. Все тут сравнялись, все в землю, как земля, возвратились, и поверх их не только всякие люди, но и скоты ходят.
Здесь рассуждай, что есть человек, и жизнь его, и помышление его. Земля и пепел есть человек; подлинно, все суета, всякий человек живущий. Да, подобно призраку ходит человек, напрасно только мятется он, собирает сокровище, а не знает, для кого собирает (Сир 10:9; Пс 38:6–7). И оставляют чужим богатство свое, и гроба их — жилища их на век, обиталище их в род и род (Пс 48:11–12). Мудр, кто понимает это. Блажен, кто живет в мире этом как путник, пришелец и странник, и всегда к отечеству своему горнему возводит душевные свои очи.
6) Поскольку все в мире, как сновидение, от нас отходит при смерти, и мы как странники, пришельцы и путники пребываем в мире этом, и на путь сей восходим в рождении, а оканчиваем его при смерти, то мудрость и блаженство заключаются в том, чтобы ни к чему в мире этом не прилагаться, но все, — честь, славу, богатство и все мира этого сокровище — почитать за сновидение, которое как приходит к нам со сном, так и отходит со сном; и к единому Богу, высочайшему добру и всякого добра источнику, прилепляться, и вечного сокровища искать и любить, дабы там, где будет сокровище наше, там и сердце наше было; о горнем помышлять, а не о земном (Кол 3:2). Вот в чем мудрость христианская.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Собрание сочинений. Том V"
Книги похожие на "Собрание сочинений. Том V" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Тихон Задонский - Собрание сочинений. Том V"
Отзывы читателей о книге "Собрание сочинений. Том V", комментарии и мнения людей о произведении.