Тихон Задонский - Собрание сочинений. Том IV

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Собрание сочинений. Том IV"
Описание и краткое содержание "Собрание сочинений. Том IV" читать бесплатно онлайн.
Христианин – от веры, вера от Евангелия начинается, как ниже будет сказано. Поэтому в рассуждении о христианстве нужно прежде всего вкратце предложить рассуждение о Евангелии и вере.
1) Без всякого сомнения известно, что истинным христианам без скорби в мире этом быть невозможно. Так свидетельствует Божие слово: Многи скорби праведным (Пс. 33:20); в мире будете иметь скорбь (Ин. 16:33); все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим. 3:12). Ибо путь, который их вводит в жизнь, узок (Мф. 7:14). Что же? Ты ли один хочешь без скорби пребыть, и с тесного пути на пространный, который ведет в погибель (Мф. 7:13), выйти, и так из числа истинных христиан себя исключить? Прочитай священную от начала мира историю и увидишь, что все святые чашу горести крестной пили, и ныне в мире странствующие пьют, и до конца мира будут пить. Достаточно тебе к утешению твоему то, что и ты соучастник им в скорби (Откр. 1:9), что участвуешь в Христовых страданиях (1 Петр. 4:13), что ты уже не чужой и не пришелец, но согражданин святым и свой Богу (Еф. 2:19). Мало ли тебе быть сыном Церкви Святой, быть живым членом Христовым, здесь Ему сообразным быть в страдании и в будущем веке в славе? Это всякую горесть усладить может, если примешь то в рассуждение. Только смотри, стараешься ли достойно ходить такового звания, имеешься ли истинный христианин. О сем должно печалиться, но не отчаиваться, но истинно исправиться, каяться и верою во Христа утешаться. А скорбь тебе не повредит, не отнимет у тебя истинного блаженства, но паче умножит, как ниже увидишь.
2) В случившейся скорби помни, сколько претерпел ради нашего спасения Христос, Господь наш. Он неповинно и ради нас терпел. Нам ли, рабам Его, и рабам негодным и достойным всякой скорби, не терпеть того, чего мы достойны? Послушай, что говорит Господь: Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас (Ин. 15:20). Если хорошенько рассудишь, Кто есть Христос, что, и ради чего, и ради кого такое страшное мучение и бесчестие претерпел, – великое во всякой скорби утешение получишь и всякую скорбь с благодарением и радостью примешь.
3) Помни, что скорбью истинные христиане сообразуются образу страдания Христова, дабы и в славе сообразными Ему быть: С Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться (Рим. 8:17). Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его (Флп. 3:21). Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему (1 Ин. 3:2).
Воскрес Христос пострадавший и умерший, воскреснут и христиане, члены Его, с Ним страждущие. Вознесся на небо Христос, вознесутся и рабы Его. Прославился Христос, прославятся и рабы Его. Воцарился Христос, воцарятся с Ним и терпящие рабы Его. Если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем (2 Тим. 2:11-13).
О, сколь великое утешение отсюда проистекает, что страждущие истинные христиане не только в страдании Христу, Господу своему и Царю, сообразуются, но и в славе Ему сообразны будут! Кого в скорби не ободрит и не утешит надежда славы той?
Рассуждай так, возлюбленный христианин, о достоинстве и славе чад Божиих, и находящую скорбь встречай с радостью, и нашедшую терпи с благодарением, ибо она тебе духовное утешение приводит с собою, и хотя плоть твою и оскорбит, но дух твой увеселит. Последуй ныне Христу, дабы и там с Ним быть. Не стыдись ныне поругание Его носить (Евр. 13:13), дабы с Ним и прославиться. Пей ныне уксус, смешанный с желчью со Христом (Мф. 27:34), дабы сподобиться пить вино вечной радости за трапезою Его в царстве небесном (Лк. 22:30; Ис. 65:13). От этого источника черпали святые мученики утешение, и на всякое мучение, как на сладкий пир, спешили; ничего не отреклись, но всякое ужасное мучение претерпели. Рассуждали они, сколь великая честь – за Христа, пострадавшего за весь мир, страдать, и так сообразоваться Пострадавшему, и размышляли об апостольском утешительном слове: Как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете (1 Петр. 4:13), и, поминая вечную славу, утешали себя в страдании тем, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим. 8:18); ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу (2 Кор. 4:17). После малой скорби великая и бесконечная радость, после временного бесчестия вечная слава, и после маловременного зла вечные и непостижимые блага последуют (см. 1 Кор. 2:9).
Скажет кто: «Мученики за Христа страдали, и потому как страданием тем, так и надеждою будущей славы утешались».
Правда, но и ты, если христианин, то какую скорбь ни терпишь, и если терпишь не как убийца, или как вор, или как злодей, и прочее, но как христианин, то Христовым страстям приобщаешься, потому и надеждою вечной славы утешайся. Ибо не только мученики, но и все святые скорбным путем вошли в небо. Нет иного пути к отечеству небесному, кроме пути крестного, ибо многими скорбями надлежит нам войти в царствие Божие (Деян. 14:22), и тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь (Мф. 7:14). Надобно и нам тем же путем идти, если с ними участие иметь хотим. Не скорби же, любезный христианин, но еще и радуйся и благодари в скорбях, что так блаженнейшему святому избранных Божиих собору, которые под знамением креста здесь Христу Царю служили, и ныне живущие на земле служат, причисляешься и Самому Христу Царю следуешь и сообразуешься. Сия есть примета избранных Божиих, что их мир ненавидит, и ненавидит не за какие злые дела, но за то, что, удаляясь от злых его дел, усердно Господу своему работают. Если бы вы были от мира, – говорит им Христос, – то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин. 15:19).
4) Всякая скорбь не по случаю бывает, но скорбь нам посылается от Бога и есть Его отеческое наказание, которым наказывает нас не от гнева, но от любви, как учит апостол: Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12:6). Как на нечестивых изливает гнев Свой праведный, и чашу гнева Его и ярости вовеки будут пить; так благочестивых не яростью обличает, и не гневом наказывает, но по-отечески бьет, во гневе милости поминает, наказывает, но смерти не предает, как поет пророк: Научая наказал меня Господь, смерти же не предал меня (Пс. 117:18), – и апостол говорит: Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром (1 Кор. 11:32). От начала мира до Христа, и от Христа доныне ни один благочестивый не был без наказания Господня отеческого, но все то приняли от руки Господней, и приняли с благодарением, что имели участие в святости Его (Евр. 12:10). Знаешь, что и отец плотской сына своего наказывает не от гнева, но от любви, тем более Бог, естеством благой, наказывает чад Своих от единой любви и милости.
Скажет кто: «Я такую или такую-то беду принимаю от людей».
Правда и то, что люди, дьяволом научаемые, наводят нам беды и скорби, но попущением Божиим. Ибо люди и дьявол ничего не могут нам сделать, когда им Бог не попустит. Попускает же им в наше наказание, и сколько им попускает Бог, столько они нам и досаждают и озлобляют. Известна эта истина из истории об Иове и Давиде святом и прочих.
Помни, христианин, в скорби своей утешительное слово: Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами (Евр. 12:6-7). И поминая, благодари Его, что и от тебя отеческой Своей любви и милости не отнимает.
Держи в памяти всегда, что далеко лучше всякое наказание здесь терпеть от руки Господней и вовеки в будущей жизни утешаться, нежели здесь без наказания быть и по смерти вечный Божий гнев терпеть, которого никак не избегнут ненаказанные и неисправные грешники.
Примечай и то, что написал апостол: Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны (Евр. 12:8). Когда отец сына без наказания оставляет и попускает ему по своей воле жить, то видно, что отринул его от себя. Так, когда и Бог оставляет человека без наказания, это знамение отвержения его от Божией милости, и не иное что такому следует, как вечный Божий гнев на себе терпеть. Ибо все избранные Божии и чада Его причастниками были, и ныне есть, отеческого Его наказания. Желать должно, христианин, отеческого Божия наказания, а не убегать от него, и о последовавшем радоваться и благодарить за то Небесного Отца.
5) Хотя и посылает Бог рабам Своим скорби, но не оставляет их в скорбях, а с ними в скорбях их, как и говорит: С ним Я в скорби (Пс. 90:15).
Так читаем о святом Иосифе, сыне патриарха Иакова, что Бог был с ним (Деян. 7:9). Хотя в рабство продан был Иосиф, стеснили оковами ноги его, в железо вошла душа его (Пс. 104:18), однако был Бог с ним. Был и со святыми патриархами Авраамом, Исааком и Иаковом, хотя и многие беды окружали их. Потому пишется, что никому не позволял обижать их, и наказывал за них царей (говоря): Не прикасайтесь к помазанным Моим и пророкам Моим не делайте зла (Пс. 104:14-15). Был с потомками их, людьми Израилевыми во Египте, хотя и великое порабощение и озлобление терпели они от беззаконного народа. Потому Сам Бог говорил Моисею: Я увидел страдание народа Моего в Египте (Исх. 3:7). Был с ними и во исходе их из Египта. Море увидело и побежало; Иордан возвратился вспять; горы прыгали, как овцы, и холмы, как ягнята у овец, и прочее. От лица Господня подвинулась земля, от лица Бога Иаковля (Пс. 113:3-4, 7). Был с ними и в пустыне, как поет Моисей в песне своей: Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего; как орел покрывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих, и проч. (Втор. 32:10-11 и след.). Был с ними и в земле, которую дал им в наследие. И хотя многие посылал им напасти, но не оставлял их в напастях их, как читаем в книгах Ветхого Завета. Был с тремя отроками в печи разожженной (Дан. 3:49, 92), как Церковь поет Ему: «В пещь огненную ко отроком еврейским снизшедшаго, и пламень в росу преложшаго Бога, пойте дела» (Песнь 8-я гласа 2-го), и прочее. Был с мучениками посреди печи скорбей, мучений и страданий, был и с прочими святыми. Есть и ныне неотступно с рабами Своими, чтящими Его, и до скончания века будет: Се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28:20). Но когда слышишь, возлюбленный христианин, что Бог с верными рабами Своими есть в скорбях, не просто разумей это, как Божие пребывание с ними, но Он и сохраняет их, помогает им, утешает их, растворяет горесть крестную сладостью любви Своей, подавая ко вкушению благость Свою, как матерь малое дитя свое скорбящее и плачущее различно утешает; и так или облегчает тягость скорбей, или когда нужно, совсем изымает их от печи скорбей. Потому благость эта и человеколюбие Божие удивительно изображается в Писании Святом. Уподобляется орлу, покрывающему гнездо свое и птенцов своих согревающему, как видели выше в песне Моисеевой; уподобляется крову крыльев, крову (Пс. 16:8; 35:8; 60:5; 62:8; 90:1) и плечам защищающим, как говорит: Плечами Своими защитит тебя (Пс. 90:4 и проч.).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Собрание сочинений. Том IV"
Книги похожие на "Собрание сочинений. Том IV" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Тихон Задонский - Собрание сочинений. Том IV"
Отзывы читателей о книге "Собрание сочинений. Том IV", комментарии и мнения людей о произведении.