Юлия Василькова - Фурье

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Фурье"
Описание и краткое содержание "Фурье" читать бесплатно онлайн.
Эта книга о представителе французского утопического социализма Франсуа-Мари-Шарле Фурье, одном из предшественников научного коммунизма. На фоне жизни мыслителя, полной лишений и невзгод, автор излагает его исторические и социальные взгляды, его критику существующего общественного строя, проблемы будущего человечества.
В неопубликованных записках, относящихся еще к 1803 году, он отмечал, что всякое социальное движение приводит общество к такому состоянию, когда оно способно породить зародыш другого. И как только в этом процессе варварство станет утонченным и будет доведено до самой высокой степени, настанет взрыв и «общество охватит всеобщее возмущение против торгашеских заговоров и отвратительных наук, их поощряющих».
В этих записках он характеризует французскую революцию как великое освободительное движение угнетенного народа, которое открыло огромные возможности развития истории, возможности перехода к высшему общественному порядку. Но политические деятели эпохи этого не поняли и реализовать возможности революции не сумели. Он осуждает кровавый террор и лично Робеспьера, как главного его проводника, полагая, что этот путь принес народу еще большее угнетение.
«Род человеческий подходил к своему освобождению, порядок Цивилизации, варварства и дикости исчез бы навсегда, если бы французы в своем нападении на предрассудки не сделали исключения для брака. Как это Конвент, который попирал ногами самое божество, размяк перед предрассудком супружества? Это был последний окоп строя Цивилизации; в нем он удержался, чтобы вскоре перейти в наступление и снова вступить во все свои владения. Однако какой очищающий крах должен был произойти на всем земном шаре, если бы не политическая робость Конвента. Можно сказать, что он сел на мель в виду порта. Размякнув перед лицом брака, он упустил огромную славу и вместо этого пал до великого позора, он претерпел судьбу робких прислужников, как и его вождь Робеспьер, который из-за мгновения трусости упустил трон и попал только на эшафот».
Фурье рассматривает события революции и как поражение философов, которые, выступив за уничтожение агонизирующего феодального строя, своим запоздалым вмешательством показали, что у этой философской секты не хватает изобретательного ума. Народу нужны были не разговоры о свободе и равенстве, а обеспечение ему реальных прав, и в первую очередь права на труд. «Общественный договор» философов XVIII века — это обман, так как он бессилен гарантировать первое из естественных прав — право на труд! Философы оказались обманутыми в ходе революции, ибо все они потеряли в ней состояние и жизнь, а выиграли торговцы, которые очернили философию, поставив ей в вину революцию, из которой только они извлекают себе пользу.
Фурье полагая, что революция как результат назревших в стране противоречий при верном и смелом руководстве могла не только покончить с пережитками феодализма, но и пойти дальше — путем скачка к строю ассоциации. И хотя революция не привела к победе народа, она не прошла даром. По его словам, порядок «цивилизованных» все более и более расшатывается; вулкан, открытый в 1789 году философией, находится лишь при первом своем извержении, другие обязательно последуют. Война бедного против богатого возобновится.
В 1810 году в наброске «О союзном складе товаров, или об отмене торговли» Фурье вновь повторяет, что Франция пришла к революции не из-за пропаганды философов, а в результате расстройства хозяйственной жизни и неспособности правительства преодолеть его. «Повсюду, где эти зародыши смуты сочетаются, мы видим, как разражается революция, в которой интрига прикрывается личиной воззрений (сегодняшнего) дня, пускают в ход пользующиеся доверием рычаги», так что всякая революция бывает обусловлена причинами, а «всякое учение совершенно неповинно в революциях, которым оно служит в качестве рычага».
После Фурье осталась большая тетрадь с символическим названием «Свободный», в которой в 1807 году он записал своеобразное сочинение под названием «Заблуждение Разума, доказанное смехотворными положениями неопределенных наук». Это снова его рассуждения по поводу французской, революции. И здесь и в дальнейшем в своих произведениях Фурье не раз будет повторять мысль об исторической оправданности и величии французской революции, о возможности выхода из строя Цивилизации путем «скачка». Он согласен с тем, что путь перехода к строю Гармонии не исключает и насилия. Однако, несмотря на свои высказывания о возможности применения «средств принуждения», он все же стоит на позиции отрицания революционного насилия как орудия социального прогресса. Подлинная революционность Фурье, по словам Маркса и Энгельса, была в ином — в его блестящей социальной критике, в его общей социально-исторической концепции[13].
Глава IV
«ТЕОРИЯ ЧЕТЫРЕХ ДВИЖЕНИЙ»
После четырех напряженных лет работа над книгой наконец-то была закончена. Она вышла в свет в 1808 году со следующим названием: «Теория четырех движений и всеобщих судеб. Проспект и анонс открытий». Предполагая, что издание выйдет анонимно, Фурье обозначил фиктивное место выпуска: город Лейпциг. Но, видимо, в последнюю минуту передумал и в конце книги, объявляя о подписке на другие сочинения, указал свой адрес: «Шарль из Лиона». Впоследствии ученики, выпуская посмертное собрание сочинений метра, сообщат, что это должен был быть первый том обширной работы, рассчитанной приблизительно на восемь томов.
Первую часть книги Фурье посвятил некоторым философским и социальным проблемам. Здесь же нарисовал фантастические картины общества будущего, чудеса, которые произойдут на Земле и во всей вселенной, когда человечество перейдет к строю Гармонии. Но основное в этой работе — критика современного строя.
В названии книги суть ее содержания: в четырех движениях, по мнению Фурье, основа мироздания. Автор запальчиво объясняет, что открытие им новой теории четырех движений и есть то единственное исследование, «которое должен был иметь в виду разум человека». Его открытие важнее, чем все научные работы, сделанные до сих пор, и только «один спор должен отныне занимать людей периода Цивилизации: это спор с целью выяснить, действительно ли я открыл теорию четырех движений». И в случае подтверждения французам следует готовиться «к внезапному переходу от социального хаоса к всемирной Гармонии». В сообщении о своем «открытии» Фурье в тоне нового прорицателя говорит, что оно далось ему в результате отсутствия предубежденности: «И самый рядовой мог бы сделать то, что сделал я, если бы он не имел предрассудков».
Он пытается убедить читателя, что эта книга только беглый набросок его теории, и основное в ней — рассуждения о политическом невежестве «цивилизованных», которое заключается в «порочности системы супружества, порочности системы торговли и легкомыслии философов, не сумевших найти лучший способ сочетания полов». В главе, названной «Предварительное слово», он говорил о «легкомыслии цивилизованных», которые забыли две основные отрасли научного исследования — «исследование о земледельческой ассоциации и о притяжении по страстям». Фурье заключает, что последствия этого легкомыслия оказались пагубны, так как социальный хаос в результате этого бесполезно затягивается на протяжении 2300 лет…
О ВЫГОДЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКОЙ АССОЦИАЦИИ
Считая ассоциацию единственным путем выхода из социального хаоса, Фурье предлагает читателю в «Теории четырех движений» свое исследование этой формы человеческого общежития. Если человек хочет быть счастливым, то он должен удовлетворить все свои потребности, а для этого нужно создать в обществе изобилие. Все же усилия человека в одиночку создать богатства ничего не дают. Труд людей нужно объединить, и самое выгодное объединение — это сельскохозяйственная ассоциация. Фурье говорит, что философы не обратились к таким земледельческим товариществам только потому, что не верили в них, как не верили в отмену рабства. «Видя, что у деревенского жителя каждое хозяйство работает изолированно, они не знали никакого средства к их объединению, а между тем можно было бы добиться бесчисленных преимуществ, объединяя обитателей земельных клочков…»
Фурье надеется, что впоследствии он подробно представит французам свой план, как лучше организовать труд в ассоциации, а сейчас нужно только убедить их в выгоде объединения хозяйств. Убедить же можно только фактами. Вот, к примеру, какие сбережения могли бы произойти, если бы триста семейств ассоциированных крестьян посылали в город только одну молочницу с бочкой молока на рессорной повозке. Это сберегло бы сотню полудней, потерянных сотней молочниц, которые таскают по городским улицам сотню кувшинов. Здесь можно сэкономить 99 процентов труда.
В ассоциации крестьяне получат выгоду и от расходов по хранению продуктов. 300 сельских хозяев имеют обыкновенно 300 погребов, а так как вино и жидкость требуют больше ухода, чем зерно, то и убытки в винных погребах превосходят убытки в хлебных ригах. Ассоциации потребуется всего 3 чана, что сэкономит 9/10 на постройки, 19/20 расходов на покупку бочек, расходов весьма значительных и вдвойне разорительных. Снова подсчеты: сколько на общественное ведение хозяйства?.. Какая экономия от закупки и сбыта?.. А какую выгоду получает крестьянское хозяйство при экономии топлива?! Вместо 300 кухонь в ассоциации потребуется всего 5: для специальных заказов, для первого, для второго, третьего классов, для приготовления пищи животным. Только на этом экономия составит 90 процентов. Кроме того, для отопления залов развлечений будут устроены паровые печи, отапливаемые не 24, а 3 часа в сутки…
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Фурье"
Книги похожие на "Фурье" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Юлия Василькова - Фурье"
Отзывы читателей о книге "Фурье", комментарии и мнения людей о произведении.