Борис Фрезинский - Мозаика еврейских судеб. XX век

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Мозаика еврейских судеб. XX век"
Описание и краткое содержание "Мозаика еврейских судеб. XX век" читать бесплатно онлайн.
Книга историка литературы Бориса Фрезинского содержит 31 сюжет. Их герои — люди как общеизвестные (Соломон Михоэлс, Натан Альтман, Илья Ильф или Василий Гроссман), так и куда менее знаменитые. Все они жили в XX веке — веке мировых катастроф — и работали преимущественно на территории Российской империи или СССР. Книга не случайно начинается с повествования об убийстве Соломона Михоэлса — знакового для советской эпохи преступления, обнажившего начало нового политического курса Сталина…
Книгу Анциферова я прочел не целиком, а лишь выбирая в ней заинтересовавшие меня куски… Я с самого раннего детства интересовался историей именно XX века, свидетели которой окружали меня всюду. То, что Саша называл жизнью незнаменитых людей и воздухом времени, так уж сложилось, я впитывал с малолетства из рассказов в ответ на свои прилипчивые расспросы и матери, и дядьев, и всех немолодых знакомых нашего дома, переживших события века (некоторые помнили еще и русско-японскую войну)… Поэтому на бытовом уровне воздух первых четырех десятилетий века, прошедших без меня, мне не надо было потом выуживать из воспоминаний и документов, и мой, уже рабочий, интерес к людям известным и знаменитым не противоречил Сашиной программе, хотя в нее и не укладывался…
Саша Добкин был одновременно и мягкий, и жесткий редактор. О том, что считал несущественным, не спорил, позволял автору высказываться, как угодно. Но там, где разговор касался вещей и высказываний, для него серьезных, при несогласии произносил: «Ну, уж нет», и спорить было бесполезно.
У него не было обостренных авторских амбиций. Думаю, он многим авторам альманаха помогал в работе; во всяком случае, знаю, что, когда сильно задержалось поступление одного объемного материала и это срывало выпуск очередного номера альманаха, Саша поехал в Москву к автору, сел с ним за стол и начал работу — материал, разумеется, был напечатан без упоминания о его участии; наверное, таких примеров в его жизни немало…
Поначалу в общении нам помогала ирония, которая не всегда только дешевый способ казаться умным, как утверждал Шкловский; потом обходились без нее. Однажды Саша заговорил о предстоящем закрытии альманаха и на мой глупый вопрос: что же ты будешь делать? — без маломальского энтузиазма ответил: придется возвращаться в школу — преподавать химию. Мне показалось, что это невозможно… Альманах закрылся, когда Саши уже не было в живых…
Его нестандартная смесь мягкости и жесткости проявлялась и в отношении к давним друзьям. Бывало, резко высказываясь о тех или иных их поступках, линии поведения, он не имел силы, а может быть, и желания, ставить точки над i. Иногда пылкость его натуры проявлялась до того, как он успевал остыть. Как-то он сказал мне, что на одну из прежних моих статей в «Невском времени» откликнулся письмом протеста в редакцию — написал его, но не перепечатал, не отправил, а на мои расспросы о подробностях — отдал черновик… Повторюсь: это был единственный в моей жизни случай идеологических и подчас этических разногласий, не мешавших дружбе…
Когда Саша свалился, я не сразу понял безнадежную силу опасности. Мне он не говорил о ней. Когда стало хуже, все равно выражал оптимизм. С его слов я знаю, как много делал для его лечения издатель «Минувшего» Владимир Аллой. После тяжелых процедур Саша вернулся домой — это было в мае 1998 года. Он выглядел неплохо, пополнел, но не мог долго сидеть в одной позе из-за болей, пока я нес какую-то ерунду об Испании, откуда только что вернулся; он даже пошел меня проводить на Сенную, к метро — шли мы не быстро, но и не так, как ходят с тяжело больными… На мои комплименты его виду улыбнулся и согласился: правда, и аппетит появился, и вообще лучше. Вскоре я узнал о резком ухудшении его состояния и только по телефону еще слышал его голос. Мужество, с которым он переносил нечеловеческие мучения, достойно того, чтобы снять шапку… О многом и, может быть, о весьма существенном в жизни — мне, пожалуй, не с кем говорить после того, как его не стало.
А. И. Добкин
Аннотированный именной указатель
Абакумов Виктор Семенович
(1908–1954, расстрелян) — министр государственной безопасности СССР; за руководство убийством С. М. Михоэлса награжден орденом Красного Знамени 17–19, 249
Абенсур Жерар
французский славист 312
Авдеев Валерий Дмитриевич
геронтолог, знакомый Б. Л. Пастернака 406
Агранов Яков Саулович
(Сорендзон; 1893–1939, расстрелян) — первый заместитель наркома внутренних дел 104
Аграновский Анатолий Абрамович
(1922–1984) — публицист, прозаик, кинодраматург 382
Адамович Георгий Викторович
(1892–1972) — поэт, критик, с 1923 г. в эмиграции 163, 295
Адамович Александр (Алесь) Михайлович
(1927–1994) — белорусский писатель, публицист, сценарист, литературовед 382, 384
Адорно Теодор Людвиг Визенгрунд
(1903–1969) — немецкий философ, критик, социолог леворадикальной ориентации 373
Азадовский Константин Маркович
(р. 1941) — историк литературы 408
Айхенвальд Юлий Исаевич
(1872–1928, выслан, умер за границей) — критик 393
Аксенов (Оксенов) Иннокентий Александрович
(1897–1942) — поэт, критик, переводчик 201, 205, 210
Акимов Николай Павлович
(1901–1968) — театральный режиссер и художник 8, 188, 191
Алданов Марк Александрович
(Ландау; 1886–1957) — писатель, с 1919 г. в эмиграции 182
Алешковский Иосиф (Юз) Ефимович
(р. 1929) — писатель, поэт и бард; эмигрировал в США в 1979 г. 257
Аллой Владимир Ефимович
(1945–2001, покончил с собой) — издатель, создатель исторических альманахов «Минувшее» и «Диаспора», мемуарист 416
Альтман Александр
(1885–1950) — художник; работал в Париже 51
Альтман Иоганн Львович
(1900–1955) — критик, журналист 252
Альтман Натан Исаевич
(1889–1970) — художник 47–62, 66–70, 197
Андерсен Ханс Кристиан
(1805–1875) — датский сказочник 186
Андреев Вадим Леонидович
(1903–1978) — поэт, прозаик, мемуарист, сын Л. Н. Андреева 295, 313, 314, 316, 317, 318, 320–323, 359
Андреев Леонид Николаевич
(1871–1919) — писатель 181, 295, 316
Андроникова Саломея Николаевна
(Гальперн; 1888–1982) — адресат стихов и писем Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама 301-303
Анненков Юрий Павлович
(1889–1974) — художник, в эмиграции с 1924 г. 54–57, 69, 141
Анненский Иннокентий Федорович
(1855–1909) — поэт 181, 211
Антонов Александр Степанович
(1888–1922, убит при аресте) — эсер, руководитель крестьянского восстания в Тамбовской губ. в 1920–1921 гг. 200
Анциферов Николай Павлович
(1889–1958) — историк, краевед, литературовед 410, 413, 414
Аполлинер Гийом
(Аполлинарий Костровицкий; 1880–1918) — французский поэт 49, 74
Арагон Луи
(1897–1982) — французский поэт, прозаик, эссеист, член ФКП 125, 183
Арончик Юдифь Самойловна
(1908–1993) — актриса Белорусского еврейского театра, заслуженная артистка БССР 31, 32
Архипенко Александр Порфирьевич
(1887–1964) — скульптор, жил и работал в Париже 50
Асадов Эдуард Аркадьевич
(1923–2004) — поэт, участник Великой Отечественной войны 47
Асеев Николай Николаевич
(1889–1963) — поэт 182, 205
Аскольдов Александр Яковлевич
(р. 1935) — кинорежиссер 245
Астров Вл.
автор статьи «Борьба за новую литературу» 341
Астье де ла Вижери д’Эммануэль
(1900–1969) — французский литератор и политический деятель 74
Ауэрбах Бертольд
(1812–1882) — немецкий писатель 362
Афиногенов Александр Николаевич
(1904–1941, погиб) — драматург 241
Ахматова (Горенко) Анна Андреевна
(1889–1966) — поэт 8, 26, 48, 53, 132, 148, 181, 211, 224, 237, 277, 279, 293, 294, 322, 378, 385, 390, 393, 402, 405, 406, 408
Бабель Исаак Эммануилович
(1894–1940, расстрелян) — писатель 169, 181, 220, 240, 242, 304, 313, 328, 334, 335, 337,378, 390
Бакланов Григорий Яковлевич
(Фридман; р. 1928) — писатель 99, 381, 384
Балтер Борис Исаакович
(1919–1974) — писатель 382
Балцвиник Михаил Абрамович
(1931–1980) — журналист, фотограф 402-408
Бальмонт Константин Дмитриевич
(1867–1942) — поэт 211
Барашко Илларион Матвеевич
(1905–1968) — белорусский писатель 31
Барбюс Анри
(1873–1935) — французский писатель 68, 69, 233
Барт Виктор Сергеевич
(1887–1954) — художник; в 1919–1936 гг. работал в Париже, в 1936 г. вернулся в Москву 68
Басалаев Иннокентий Мемнонович
(1897–1964) — литератор, мемуарист 224
Батюшков Константин Николаевич
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Мозаика еврейских судеб. XX век"
Книги похожие на "Мозаика еврейских судеб. XX век" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Борис Фрезинский - Мозаика еврейских судеб. XX век"
Отзывы читателей о книге "Мозаика еврейских судеб. XX век", комментарии и мнения людей о произведении.