Г. Севастьянов - Хрестоматия альтернативного разрешения споров

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Хрестоматия альтернативного разрешения споров"
Описание и краткое содержание "Хрестоматия альтернативного разрешения споров" читать бесплатно онлайн.
«Хрестоматия альтернативного разрешения споров» — первый в России сборник систематизированных материалов по методике преподавания и практического применения альтернативного разрешения споров (в целом) и его отдельных способов — третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража и посредничества (медиации).
Издание подготовлено на основе апробированных знаний и опыта как отдельных специалистов, так и российских юридических вузов и факультетов, а также выработанных в рамках Первой Всероссийской (международной) научно-методической конференции «Альтернативное разрешение споров в программах высшего и дополнительного профессионального образования» модельных программ преподавания способов АРС в качестве дисциплин (курсов).
Модельные образовательные программы могут быть использованы непосредственно для преподавания, а также в качестве основы для авторских курсов в области АРС. Учебно-методический комплекс удачно дополняется практическими рекомендациями и примерами использования указанных способов АРС.
Издание предназначено, в первую очередь, для преподавателей юридических вузов и факультетов, а также может быть успешно использовано для выработки программ дополнительного образования и повышения квалификации.
Но если стороны, проверив текст соглашения, готовы его подписать и на следующий день, можно считать, что задача медиатора выполнена.
Теперь только надо все это логично закончить — поставить точку.
Выход из медиации
Основная цель этой стадии — создать понимание у сторон, что они будут делать в будущем, когда уйдут с медиации.
Главные задачи медиатора:
— поблагодарить стороны за работу;
— проверить удовлетворенность сторон результатом медиации (если соглашение достигнуто);
— согласовать действия и систему связи и оповещения, если стороны должны будут продолжить медиацию в ближайшее время;
— договориться о действиях сторон в перерыве между сессиями.
Выход из медиации — это ее предпоследний этап. Обычно медиатор благодарит стороны за конструктивную, успешную работу, выражает надежду, что и он оправдал доверие сторон, и т. п. Задача этого этапа — получение медиатором обратной связи о результатах работы. Стороны оценивают, во-первых, насколько они удовлетворены достигнутым соглашением (содержанием соглашения) — удовлетворенность по существу проблемы; во-вторых, насколько они удовлетворены самой процедурой переговоров с участием медиатора — удовлетворенность по процедуре; и наконец, они оценивают свое эмоциональное состояние — психологическая удовлетворенность, стало ли им легче после медиации, упало или, наоборот, возросло психологическое напряжение и т. д. Если все эти три критерия оценены высоко, есть и высокая вероятность (85 % в сравнении с 30 % в судебных решениях) выполнения обещаний сторонами.
Стоит отметить, что в России для конфликтующих сторон, к изумлению европейских и американских коллег, часто психологическое удовлетворение оказывается важнее, чем удовлетворенность результатом. В этом есть определенная опасность: стороны могут испытывать такую личную благодарность к медиатору, что для того, чтобы сделать ему приятное (он, мол, так старался!), готовы подписать соглашение, которое не собираются исполнять. Если вы почувствовали такую реакцию ваших клиентов — остановите их! Самый плохой результат работы медиатора — привести стороны к соглашению, которое не будет ими выполняться. Пусть они лучше не договорятся и не напишут соглашение! Возможно, стороны в такой ситуации еще не готовы до конца урегулировать свой конфликт, возможно, они еще не осознают свои интересы, возможно, они еще опасаются что-то потерять, если придут к соглашению — это не ваша ответственность. Это ответственность сторон. Медиатор только еще раз может спросить стороны, как они понимают, что будет происходить в их взаимоотношениях и взаимодействии — деловых отношениях теперь, после того как они не пришли ни к какому соглашению, что часто понимается как факт того, что не пришли ни к какому результату.
Но не прийти к соглашению еще не значит не прийти к результату. Если медиатор работал правильно, то результат уже в том, что стороны яснее понимают сложность противоречий и проблем, которые необходимо решить. Стороны лучше понимают, какие необходимы для этого ресурсы, и, самое главное, становится очевидным, осознанным, что будет происходить далее со сторонами. То есть они подготовлены к развитию дальнейших событий. Иными словами, правильное понимание проблемы сторонами — это первый шаг на пути к ее разрешению.
Этап постконфликта
И самый последний этап медиации — прослеживание дальнейшего развития ситуации (этап постконфликта). На этом этапе оценивается реальная результативность медиации (действительно ли стороны стараются исполнять достигнутое соглашение), возможность оказания дальнейшей помощи (проведение еще одной медиации, направление в юридическую или психологическую консультацию и т. п.).
Помня о датах по соглашению, медиатор по предварительной договоренности со сторонами может связаться с ними по телефону или договориться о встрече.
Иногда стороны сами сообщают медиатору (чаще по телефону) о состоянии дел по выполнению соглашения.
Часто обучающиеся медиаторы и сами клиенты задают вопрос, является ли соглашение, заключенное в медиации, юридическим документом. Если стороны хотят сделать этот документ юридическим, имеет смысл привлечь к его подготовке юриста либо заверить соглашение нотариально.
А далее только стоит пожелать сторонам успехов и порадоваться, что вы разрешили еще один спор конструктивно. Это не значит, что у сторон больше никогда не возникнет конфликтов по этому поводу или по каким-то другим. Жизнь очень разнообразная и сложная штука, а психология человека подвержена такому огромному количеству стрессоров, что возникновение конфликта — это нормально. Стороны, прошедшие медиацию, часто сами учатся договариваться — и это замечательно!
Но если стороны все-таки не договариваются, однако они имели опыт общения с профессиональным медиатором, они обязательно придут к нему еще раз, если хотят урегулировать свой конфликт наименее болезненно и наиболее результативно во всех отношениях.
И еще несколько коротких комментариев. Не всегда медиация, как уже было сказано, приводит к соглашению. Исходя из принципа добровольности, любая из сторон может пойти в суд и добиваться судебного решения спора.
В таких случаях иногда сторона рассчитывает на то, что медиатор может помочь ей в суде и выступит в качестве свидетеля. Но вы помните принципы медиации. Конфиденциальность не позволяет медиатору быть свидетелем в суде — это важный этический принцип.
Практически все наши примеры касались межличностных взаимоотношений людей. И может возникнуть впечатление, что для таких отношений это хорошо, а для деловых отношений не подходит, в бизнес-ситуациях часто так много юридических аспектов, что медиатор вряд ли справится с проблемами сторон, если он не является юристом по образованию.
Можно сказать, что в таком случае один из выходов — приглашение на медиацию не только сторон, но и их адвокатов. Эта практика широко распространена в мире, но в России, к сожалению, практически отсутствует.
Возможен и другой вариант. Медиатор в деловых спорах как «расширитель ресурсов» может сам создать у сторон понимание необходимости проверить свои предложения на юридическую правомерность прежде, чем они окончательно договорятся.
Главное, вне зависимости от субъектов спора и области их деятельности, что медиация — всегда более эффективная, быстрая и дешевая процедура, чем суд, если стороны действительно хотят урегулировать свой спор.
УРОК 4
Все, что обсуждалось на трех предыдущих уроках, касалось стадий медиации. По ходу их освоения приводились примеры того, что и как должен делать и говорить медиатор. Но не затрагивался вопрос, что же должен уметь посредник, какими навыками обладать и какие функции выполнять.
Медиатор может иметь любое высшее образование и обладать любыми личностными качествами. В настоящее время нет единой, как говорят психологи, профессиограммы медиатора, но есть требования к тому, что он должен уметь, если хочет быть эффективным и успешным.
Во время медиации посредник должен уметь выполнять ряд специальных функций. Иными слова, медиатор — это:
— беспристрастный организатор;
— активный слушатель;
— анализирующий конфликт;
— проверяющий реалистичность;
— «адвокат дьявола»;
— генератор идей;
— расширитель ресурсов;
— обучающий ведению переговоров;
— помогающий в составлении соглашения;
— хранитель психологического климата.
Рассмотрим подробнее перечисленные функции.
Как организатор процесса медиации медиатор обеспечивает последовательное и конструктивное ведение переговоров.
До начала медиации посредник должен подготовить помещение для медиации и позаботиться, чтобы и сторонам, и ему самому было удобно сидеть. На столе должны быть бумага и ручки на случай записей. Полезно также иметь питьевую воду и бумажные платки или салфетки. Вода и салфетки не обязательно должны быть на столе, но стоит их иметь под рукой на случай необходимости.
Важно также предусмотреть, где будет находиться и что будет делать другая сторона во время работы в кокусе. Все это следует сделать до прихода клиентов.
Если же медиатору приходится работать на территории клиентов, он должен позаботиться о необходимых условиях удобства работы и обеспечения конфиденциальности процесса. На время медиации целесообразно настоятельно попросить стороны выключить мобильные телефоны. Если какая-либо из сторон ждет важного звонка, стоит сделать на это время перерыв или просить ее по возможности перенести разговор по телефону до окончания медиационной сессии.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Хрестоматия альтернативного разрешения споров"
Книги похожие на "Хрестоматия альтернативного разрешения споров" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Г. Севастьянов - Хрестоматия альтернативного разрешения споров"
Отзывы читателей о книге "Хрестоматия альтернативного разрешения споров", комментарии и мнения людей о произведении.