Александр Терещенко - Быт русского народа. Часть 7. Святки

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Быт русского народа. Часть 7. Святки"
Описание и краткое содержание "Быт русского народа. Часть 7. Святки" читать бесплатно онлайн.
Весьма жаль, что многие из наших с большими способностями литераторов уклонялись от своей народности; заменяли русские выражения иностранными и подражали слепо чужеземному. Старинные народные и нынешние песни убеждают нас, что можно писать без слепого подражания к другим народам. Какая сила и простота чувствований сохранились во многих наших песнях! Какой в них стройный звук и какая невыразимая приятность в оборотах и мыслях! Потому что все излито из сердца, без вымысла, натяжки и раболепной переимчивости. В них все трогает нас, потому что оно близко к нашим мыслям; потому что все это наше, русское, неподдельное; все проникнуто любовью к родине, отечеству.
В середине XIX в. вышла и почти сразу же стала библиографической редкостью книга известного ученого А.В.Терещенко «Быт русского народа» — первая попытка в России научной разработки этнографического материала. Однако до сих пор она не переиздана, хотя в свое время ею зачитывались и специалисты, и простолюдины.
Семь частей, составляющих это произведение, превосходят многие известные сочинения на аналогичную тему обстоятельностью изложения и объемом, но при этом изящно написаны и доступны восприятию любого, даже самого неискушенного любителя русской старины.
В середине XIX века вышла и почти сразу же стала библиографической редкостью книга известного ученого А. В. Терещенко «Быт русского народа» — первая попытка в России научной разработки этнографического материала. В свое время ею зачитывались и специалисты, и простолюдины.
В настоящее издание вошли часть шестая этой книги, посвященная обрядным праздникам: неделе Ваий (Вербной неделе), Пасхе, Русальной неделе, Семику, Троице, Первому апреля, Первому мая, и заключительная, седьмая часть, в которой дано подробное описание Святок и широкой Масленицы.
Эту и следующую песнь играют одинаково: по одну сторону становятся мужчины, а напротив них избранные ими девицы. Мужчины в продолжение всей песни переходят на то место, где стояли девицы, — девицы туда, где стояли мужчины, и таким образом продолжают переходить до конца песни. В заключение целуются.
Возле речки, возле мостика,
Трава росла;
Трава росла шелковая,
Шелковая, муравая, зеленая.
И я в три косы косила
Ради гостя,
Ради гостя, ради друга,
Ради гостя, ради друга дорогого.
Что задумал, моя радость,
Друг жениться.
Он не хочет со мной, бедной,
Он не хочет со мной, бедненькой, проститься.
Заезжай ко мне, девице,
Друг проститься,
Неравно, моя надежда,
Что случится:
Через реченьку поедешь,
Друг, утонешь;
Через быстру понесешься,
Захлебнешься.
Про меня, красну девицу,
Друг, помянешь:
Какова-то я, младенька,
Какова я молодешенька бывала;
Поутру раным-раненько,
Поутру раным-ранешенько вставала,
На босу ножку башмачки
Надевала,
И на плечики салопчик накидала,
На головушку платочек
Навязала;
Встретить друга дорогого
Поспешала.
Веселая голова,
Не ходи мимо двора; (2)
Не прокладывай следа,
Дороженьки не тори:
Худой славы не клади.
Худа славушка пройдет,
Никто замуж не возьмет:
Ни боярин, ни купец,
Ни удалый молодец.
Отцу, матери бесчестье,
Роду-племени укор,
Мне нельзя прийти домой,
Сказать маменьке родной.
Скажу так, скажу сяк,
Скажу эдак и вот так:
Скажу, в садике была,
Во зеленом гуляла,
Сладки яблочки щипала,
Все наливчатые,
Мила дружку отсылала
Во высокий во терем:
Милый яблочки не принял,
Ничего не говорит;
Не отказывает, не приказывает.
Уж я топнула ногой!
Ворочусь, млада, домой:
Дружку выговорю,
В глаза выпеняю:
«Ты послушай-ка, неверный,
Погадай, негодяй!
Я за что тебя люблю?
За что жаловать хочу?
Я за то тебя люблю,
Что на ноженьку легок,
На босу ногу сапог,
Во полночь гулять готов».
Не спасибо игумну тому,
Не благодарствуй бессовестному.
Рано молодца
В чернички стригут,
Молодешенька посхимнивают.
Не мое дело к обедне ходить,
Не мое дело молебны служить;
Только мое дело
Скакать, да плясать,
Игрища сбирать.
Посашеньце под лавку брошу,
Черну мантию на стол положу.
Подарю я, подарю,
Сестрицу свою
Любезненькую.
Эта песнь начинается тем, что один из мужчин, надев на голову платок, прохаживается вдоль комнаты и поет с другими: «Не спасибо игумну тому…» и когда дойдет до слов: «Только мое дело скакать, да плясать…» — весело выплясывает и в конце песни целует избранную им девицу.
Последняя встает со стула и разыгрывает ту же самую песнь, с той разницею, что девица ходит скромнее и начинает уже:
Не спасибо игуменье той,—
и оканчивает:
Подарю я, подарю братца своего любезненького.
В заключение она целует избранного ею мужчину. Эта песнь играется дотоле, пока не переберут всех.
Здравствуй, милая, хорошая моя,
Чернобровая, нарядочная!
Вот, лёли, лёли, лёли,
Чернобровая, нарядочная!
Уж как некому голубушки моей
Приголубить, приласкать без меня!
Без тебя, мой друг, постеля холодна,
Одеяличко заиндевело.
Сголовьецо потонуло во слезах,
Подушечки раскидала во тосках:
Все тебя, мой друг, ожидаючи,
Свою участь проклинаючи.
Ах ты, участь, участь горькая моя!
Пожалей хоть на минуточку меня.
Вдоль по улице метелица метёт,
За метелицей мой миленький идёт,
Во правой руке гитарочку несёт,
За собою ворона коня ведёт,
За конем его любезная идёт;
Кричит: «Молодец! постой, постой, постой,
Саша, миленький, гитарочку настрой,
Свою песенку любезную пропой:
Как у девицы русые волоса
И гребеночкой приколота коса,
Я за то ее целую три раза».
У девицы, у девицы русый локон до плеча,
Он завит был со вкусом;
Но, к несчастию, развился.
Тут молодчик подбежал,
Русый локон завивал,
Русый локон завивал,
За то три раза целовал.
Эти две песни играются, как:
Летал голубь, Летал сизый…
Девушка, голубка,
Аленькая юбка;
Девушка баска, баска,
Поцелуй-ка три разка.
Сколько белых, черных, желтых, красных… и т. д. юбок, столько раз поют эту крошечную песенку, которая в игре очень забавная и веселая.
Около Дону, Дону, Дону,
Около тихого Дону,
Ходят девицы, гуляют,
Пару коней выбирают.
Пара коней — вороные;
Узды — узды тесмяные.
Пряжки — пряжки золотые.
Вздогадайся, вздогадайся
Красна девица-душа;
Принимайся, принимайся
За доброго молодца:
Кой взлюбится,
Приголубится,
Поцелуется.
Песнь эту начинают снова и вместо:
Ходят девицы гуляют,—
поют:
Ходят молодцы, гуляют;
вместо:
Вздогадайся, вздогадайся,
Красна девица-душа и т. д. —
поют:
Вздогадайся, вздогадайся,
Удалый молодец;
Принимайся, принимайся
За душу красну девицу:
Коя взлюбится,
Приголубится,
Поцелуется.
Мужчина избирает для себя девушку, которая нравится ему, и становится с нею посредине комнаты; то же самое делают все играющие. Потом начинается песнь, которая поется, словно танец. В продолжение пения каждая пара меняется местами, сходится и расходится. Потом две пары берутся за руки, кружатся и, сделав какую-нибудь фигуру, дают место другим. В заключение каждая девица одаривает своего мужчину поцелуем.
Не летай, соловей,
Не летай, молодой,
При долине!
Ты не вей гнезда
При осине!
Ты совей гнездо
При тереме!
Что в котором теремочке
Сидела девочка.
Девушка шила ковер,
Вышивала;
Шивучи, красна девица
Речь говорила:
«Кому этот ковер
Достанется?»
Доставался ковер
Старому мужу,
Стару мужу негодяю,
Негодяю!
Я могу этот ковер
Приубавить!
Со всех со сторон,
Со четырех;
Я по шитому узору,
Золотому.
После этого начинается песнь снова, только вместо:
Старому мужу негодяю,—
поется:
Младому мужу негодяю,—
и оканчивается так же, как и в первый раз. Когда же в третий раз ковер достается ровне мужу, тогда слово «негодяй» выпускается и вместо прежнего окончания поют:
Я могу этот ковер
Принаставить!
Со всех сторон,
Со четырех;
Я по шитому узору,
Золотому.
Эта песнь играется так же, как и первая.
У меня ручки белые,
У него ноги грязные.
Я пойду, млада, в торг торговати,
Я куплю, млада, сер камешек:
Я за камешек три денежки дам,
За цепочку два грошичка.
Я возьму камень на руки,
Наложу стару на ворот
И спущу его на море;
А сама взойду на гору,
Посмотрю, млада, на воду:
Каково старый плавает?
Глубоко ль воду меряет?
Где рука, где нога, где седа борода.
Как взмолится мне старый муж:
«Уж ты, душка, женушка моя!
Перейми ты меня, старика!
Уж я рад на тебя работать,
По три утра не евши молоть,
По четыре не завтракавши,
По три вечера постелю стлать,
Во четвертый на место звать».
Достойна замечания любимая поселянками песнь:
Походите вы, девушки,
Погуляйте, голубушки,
Во своей воле у батюшки
И во неге у матушки!
Неровно замуж выйдется,
Неровен черт навернется,
Либо старое, удушливое,
Либо малое, капризливое,
Либо младое, недружливое.
У меня, млады, старый муж,
Он вечор поздно из гостей пришел;
Он велит разувать, раздевать, распоясывать,
Частые пуговки расстегивать.
Не того поля ягода брана,
Не того отца дочь отдана.
После того как она сказала своим подругам, что мужья часто бывают не по сердцу: или удушливые старики, или и молодые, но гордые и недружелюбные, она представляет в доказательство собственную свою жизнь. Эта песнь замечательна еще потому, что в ней изображено обращение с женами наших предков, которые буквально понимали слова: «Жена да боится своего мужа», поэтому заставляли жен весьма часто исправлять должность служанки.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Быт русского народа. Часть 7. Святки"
Книги похожие на "Быт русского народа. Часть 7. Святки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Терещенко - Быт русского народа. Часть 7. Святки"
Отзывы читателей о книге "Быт русского народа. Часть 7. Святки", комментарии и мнения людей о произведении.