» » » » Иван Полуянов - Деревенские святцы


Авторские права

Иван Полуянов - Деревенские святцы

Здесь можно скачать бесплатно "Иван Полуянов - Деревенские святцы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство "Технологическая школа бизнеса", год 1998. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Деревенские святцы
Издательство:
"Технологическая школа бизнеса"
Год:
1998
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Деревенские святцы"

Описание и краткое содержание "Деревенские святцы" читать бесплатно онлайн.



Книга известного вологодского писателя И.Д.Полуянова заново открывает для читателей почти забытую традицию народного творчества. Автор в буквальном смысле слова реконструирует устные численники-месяцесловы, своего рода деревенские святцы, тесно связанные со святцами духовными. В противоположность нынешним сухим и строгим календарям, связывающим лишь день недели и число, раньше каждый день был наособицу, и только ему сопутствовали определенные приметы, меткие речения, прибаутки, песни, обряды. Деревенские святцы органично и функционально вписывались в быт русской деревни. В них ярко и выпукло отразилась духовная жизнь крестьян.

О днях празднования Входа Господня в Иерусалим, праздника праздников — Пасхи, Вознесения, Троицы, а также сырной седмицы — масленицы, о постах, днях памяти святых, о молитвенном почитании чудотворных икон, других торжествах Православия подробно говорится в «Православном церковном календаре», выходящем в свет ежегодно. Некоторые даты приведены здесь — по месяцам, предваряя рассказ о земледельческом годовом круге устных народных месяцесловов.






Ох, «молись солнышку, дал бы вёдрышка»: с сеном не управились, жатва стучится в ворота!

На лугах Поморья все еще «щука ныряет, весь лес валяет, горы ставит» — о косе загадка. Точно, образно сказано.

Горы сена надобны, чтоб снабдить скотинку-животинку, черно-пестрых холмогорок, карих вятских лошадок кормами на зиму долгую.

Бывало, по деревне весть:

— Дедушка Панкрат к себе на бороду кличет.

Ничего такого. «Борода» — окончание страды. «На бороду», то есть помочь соседу завершить сеноуборку, сходились без повторных приглашений. Принято, заведено, храни обычай доброй старины. А зажинки — то-то праздник!

Сноп-первенец с полосы нарядно, по обычаю, одетая хозяйка дома проносила гордо серединой села. Водружался сноп в красный угол избы под образа. Стоять ему — с солонкой с солью, со свечой — до самых дожинок.

Уборка хлебов велась раздельным способом. Не дошла рожь, дозреет в снопах, поставленных суслонами. Десять снопов ставили вместе и сверху снопом прикрывали — вот и суслон.

Преображалась округа: луг — и стога, нива — и суслоны. Поле с полем перекликались:

Пора же, мати, жито жати,
Ох, и колосок налился,
Пора же, мати, дочку дати,
Ох, и голосок сменился.

Русь работящая — Русь песенная…


30 июля — Марина и Лазарь.

В устных календарях — зори с пазорями.

Солнце закатилось. Высыпают звезды. Тлеет золотистая, в легком румянце, заря. Внезапно с запада окоем высвечивается голубыми вспышками. Отблеск дальних гроз в народе и прозывался «пазорями».

Сколько времени уделял небу крестьянин, весь в земных заботах! На Ивана Купалу «солнце трижды останавливается». «Месяцев праздник«- 18 июля, «солнце красно светит» — 29 июля.

И наконец, «зори с пазорями». Смотри, внимай, ничего не пропускай!


31 июля — Емельян.

В устных календарях — воробьиные ночи.

Стой-постой, вдруг память изменила? Негде свериться, не у кого справиться. Нет полного списка народных устных календарей, иметь их мужикам вовек было отказано. И были ль святцы деревенские, докажи тем, кто им не верит!

С грозами приходит, с грозами уходит июль.

Гроза впотьмах, говорили: «воробьиная ночь». Дескать, испугавшись нарастающего треска, слепящих молний, воробушки в своих ухоронках копошатся, потом летят незнаемо куда.

Утром, помнится, стога сена курились на пригреве, лужок за погребом белел катышками дождевиков, блестели лужи, маня по ним, теплым до щекотки, проскакать босиком.

Благодать: не поливать гряды, не позовут раньше обеда сгребать сено.

Айда в Магрин бор!

Увесисты молодые подосиновики, крепыши на толстых ножках. Ко мхам жмутся маслята: «Был ребенком — пеленался в пеленки, стал стар старичок, надел воротничок». Подберезовики скромные, лесные ребятишки — на исподе шляпок рыжие веснушки.

Может, навестить Городишну? Вода прибыла после грозы, вдоль берега глинистая муть. Кишмя кишат пескари, мулявы-гольяны, уклеи, ельцы. Только удочку закинь, будут клевать на голый крючок!

…Иду лугом, подпираюсь палочкой: не лишним мне сделался батожок-посошок. Простор здесь, поля, покосы — не городищенским чета река шире и глубже, чем в детстве, да что-то не прикипаю к ним душой.

Пасется стадо коров вдоль берега Кубены. У пастуха через плечо орущий модные песенки транзистор, и я еле-еле различаю с песчаной отмели тонкий мелодичный говор куликов.

А, кулики-сороки? С дальнего Севера прилетели, весточка, что лето тронулось к осени, точно годы мои — к зиме.

Взмывают, будто из-под ног, чибисы, восклицают над головой:

— Чьи вы? Чьи вы?

Не знаю. В самом деле, не знаю, чьи мы, — от деревни отстали, к городу не пристали.

Иду, устало опираясь посошком, и странная мысль меня осеняет: вдруг выведет тропка узкая к суслонам на загонах-пажитях, к проголосным песням, какие забыты, к наивной вере, что если не у меня, у этих полей и лугов еще все-все впереди?

по свидетельству летописей

979 год — на Руси такие ветры с вихрем, страшные грозы, что об этом счел нужным упомянуть летописец.

1003 год — лето, благоприятное «на умножение плодов земных», то есть выдалось исключительным урожаем.

1017 год — в Киеве огнем уничтожено множество церквей. Причина распространения пожара, видимо, сухая погода.

1224 год — «страх и ужас на всех»: зной, сушь, горят болота-торфяники.

1301 год — 26 июля на Ростовскую землю обрушилась буря, в городе Ростове Великом четыре церкви с основания свергло, у жилых зданий ломало кровли.

1340 год — засуха. В городах Руси пожары. Великий Новгород охватило пламенем, возник ветер ураганной силы. Огонь был столь «лют и велик», что «по воде хожаху»: мнилось — настал конец света.

1355 год — засуха. По летописи Устюжской, «около солнца черно, и само солнце аки кроваво, и мгла стояла с пол лета».

1407 год — дожди, наводнения, гибель лесов от вредителей-насекомых. Оттого что пострадали хвойные породы, вымерла белка на больших пространствах.

1436 год — «студено да и мокро, и никакое жито не родилось».

1484 год — рожь около Москвы вызрела в июне, на Севере приступили жать с 12 июля. Урожай был собран неслыханно щедр.

1670 год — волости Присухонья, Поморья в бедственном положении. Погиб от «великих жаров хлеб в полях ржаной и яровой и всякие овощи. И земля от засухи солнечной тоже горела во многих местах на глубину аршин и больше».

1682 год — в Великом Устюге и окрест в июле выпадал снег «с лишком 7 вершков», то есть глубиною более 30 сантиметров.

АВГУСТ-СЕРПЕНЬ

ИЗБРАННЫЕ ПАМЯТНЫЕ ДНИ ПРАВОСЛАВИЯ И ПРАЗДНИКИ АВГУСТА

1 августа — Преподобной Макрины, сестры святителя Василия Великого (380), обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца (1903).

2 августа — Пророка Илии (IX в. до Рождества Христова). Галичской (1350) и Абалацкой («Знамение») (1637) икон Божией Матери.

3 августа — Пророка Иезекииля (VI в. до Рождества Христова). Преподобного Симеона, Христа ради юродивого, и Иоанна, спостника его (ок. 590).

4 августа — Мироносицы равноапостольной Марии Магдалины (I). Преставление преподобного Корнилия Переяславского (1693).

5 августа — Почаевской иконы Божией Матери (1675). Мучеников Трофима, Феофила и с ними 13-ти мучеников (284–305). Иконы Божией Матери, именуемой «Всех скорбящих Радость» (1888).

6 августа — Мучеников благоверных князей Бориса и Глеба, во святом Крещении Романа и Давида (1015).

7 августа — Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. Преподобного Макария, Желтоводского, Унженского (1444).

8 августа — Преподобномученицы Параскевы (138–161).

9 августа — Великомученика и целителя Пантелеймона (305). Блаженного Николая Кочанова, Христа ради юродивого, Новгородского (1392).

10 августа — Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» (Путеводительница). Апостолов от 70-ти Прохора, Никанора, Тимона и Пармена диаконов (I). Святителя Питирима, епископа Тамбовского (1698). Собор Тамбовских святых. Гребневской (1380), Костромской (1672) и «Умиление» Серафимо-Дивеевской (1885) икон Божией Матери.

11 августа — Мученика Калинника (II1-IV). Рождество Святителя Николая чудотворца Мир Ликийских.

12 августа — Апостолов от 70-ти Силы, Силуана, Крискента, Епенета и Андроника (I). Мученика Иоанна Воина (IV). Обретение мощей преподобного Германа Соловецкого (1484).

13 августа — Предпразднество происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. Священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним убиенных Священномученика архимандрита Сергия и мучеников Юрия и Иоанна (1922). Праведного Евдокима Каппадокиянина (IX).

14 августа — Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (1164). Семи мучеников Маккавеев (166 г. до Рождества Христова). Начало Успенского поста.

15 августа — Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомученика архидиакона Стефана (ок. 428). Блаженного Василия Спасо-Кубенского (XV). Блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1557).

16 августа — Преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца (1147).

17 августа — Семи отроков, иже во Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Иоанна, Дионисия, Ексакустодиана (Константина) и Антонина (ок. 250). Преподобномученицы Евдокии (362–364).

18 августа — Предпразднество Преображения Господня. Мученика Евсигния (362).

19 августа — Преображение Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа.

20 августа — Попразднество Преображения Господня. Преподобного Пимена Многоболезненного, Печерского, в Ближних пещерах (1110). Мучеников Марина и Астерия (260). Обретение мощей святителя Митрофана, епископа Воронежского (1832).

21 августа — Перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких (1566). Второе перенесение мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992). Святителя Мирона чудотворца, епископа Критского (ок. 350). Толгской иконы Божией Матери (1314).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Деревенские святцы"

Книги похожие на "Деревенские святцы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Иван Полуянов

Иван Полуянов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Иван Полуянов - Деревенские святцы"

Отзывы читателей о книге "Деревенские святцы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.