Иван Полуянов - Деревенские святцы
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Деревенские святцы"
Описание и краткое содержание "Деревенские святцы" читать бесплатно онлайн.
Книга известного вологодского писателя И.Д.Полуянова заново открывает для читателей почти забытую традицию народного творчества. Автор в буквальном смысле слова реконструирует устные численники-месяцесловы, своего рода деревенские святцы, тесно связанные со святцами духовными. В противоположность нынешним сухим и строгим календарям, связывающим лишь день недели и число, раньше каждый день был наособицу, и только ему сопутствовали определенные приметы, меткие речения, прибаутки, песни, обряды. Деревенские святцы органично и функционально вписывались в быт русской деревни. В них ярко и выпукло отразилась духовная жизнь крестьян.
О днях празднования Входа Господня в Иерусалим, праздника праздников — Пасхи, Вознесения, Троицы, а также сырной седмицы — масленицы, о постах, днях памяти святых, о молитвенном почитании чудотворных икон, других торжествах Православия подробно говорится в «Православном церковном календаре», выходящем в свет ежегодно. Некоторые даты приведены здесь — по месяцам, предваряя рассказ о земледельческом годовом круге устных народных месяцесловов.
Пашня — с мужиками, бабами бок о бок архангел-благовестник Гавриил за сохой, Пречистая Богоматерь с лукошком-сетевом. По косогору, раззолоченному купальницей, Юрий вешний дозорит стадо в травах, в душистых метелях отцветающих черемух. Огород — старец Иов пособляет огурцы выносить на гряды. Под окошком избы Микола Угодник в рубище, в берестяных лапоточках стучится за милостыней…
А лес, хвойный сумрак, там леший ухает под пучеокого филина; в избушке на курьих ножках Баба Яга печь топит, дожидаючись, не появится ли мальчонка-баловник, без спросу убежавший от бабушки с дедушкой; у речной излуки русалки волосья чешут, смехом заходятся бесстыдницы, все-то голышом…
Май, он всегда короток. «Рада бы весна вековать вековушкой, но прокукует кукушкой, соловьем зальется — к лету за пазуху уберется».
Ступал май на порог — пылили пыльцой жгутики-сережки осин; июнь май сменяет — шиповник в розовых бутонах, источает медовый аромат мохнатая кашка.
Странной и страстной песней привечает май таежный отшельник глухарь, а провожает, забившись на линьку в темень хвойных урочищ.
Одни тетерева-полевики на зорях урчат неугомонно, вальдшнеп в синих сумерках облетает лесные овраги, окрайки сырых луговин, и по-прежнему в болотах ликует журавль:
— Жи-изнь! Жизнь!
Зовет об эту пору благоуханье черемух, плеск перекатов позоревать с удочкой у залетного плеса. Сидишь, слушаешь птичьи хоры, и крепнет чувство близости, кровного родства со всем, что есть на твоей земле, от города, где живешь, до последней травинки, по которой ползет муравей.
по свидетельству летописей979 год — ветры, ужасные грозы на Руси, причинившие «много пакости».
1091 год — в Киевской земле, словно в предвестье небывалого урожая, «круг на небеси явился велик». «Огненный змей, спустившийся в час дня мая месяца… со стороны солнца на землю», повествуют древние грамоты, ознаменова разгул стихий: «Стонала земля, все слышима». Несмотря «на умножение плодов всяческих», людей и скот постиг мор.
1127 год — на Северо-Западе Руси до 13 мая лежал на полях снег.
1280 год — под Москвой и Тверью смерчи, ураганы. Вихрями поднимало воздух постройки. «Многих людей изби гром», — дополнил показания очевидец!
1383 год — затяжные холода. Даже в центральных волостях Руси санный путь сохранялся четыре недели после Благовещенья (до середины мая).
1420 год — суровая весна, сырое холодное лето.
1525 год — на Руси засуха, охватившая конец весны и лето: «и мгла бысть велика 4 недели, солнца и луны не видеть, и земля горела, и дымове велики… Не родися никакое жито, ни обилие, ни сено».
1621 год — высокий подъем воды в Северной Двине. От ледохода пострадал острог в Холмогорах: «стены и башни подмыло».
1679 год — до конца мая холода длительного отзимка. На пахоту выезжали по снегу.
1723 год — затяжной ледоход, заторы под В. Устюгом. Сильное наводнение: в городе затопило стрелецкие слободы, в мае по улицам ездили на карбасах.
ИЮНЬ — ХЛЕБОРОСТ
1 июня — Благоверного великого князя Димитрия Донского (1389). Преподобного Корнилия, игумена Палеостровского, Олонецкого (ок. 420). Благоверного князя Иоанна Угличского, в иночестве Игнатия, Вологодского (1523). Преподобного Корнилия, чудотворца Комельского (1537).
2 июня — Мучеников Фалалея, Александра и Астерия (ок. 284). Обретение мощей святителя Алексия, митрополита Московского, всея России чудотворца (1431).
3 июня — Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет — Гирея в 1521 г.). Равноапостольных царя Константина (337) и матери его царицы Елены (327).
4 июня — Мученика Василиска (ок. 308).
5 июня — Преподобного Михаила исповедника, епископа Синадского (821). Обретение мощей святителя Леонтия, епископа Ростовского (1164). Собор Ростово — Ярославских святых.
6 июня — Преподобного Симеона столпника на Дивной горе (596). Преподобного Никиты, столпника Переяславльского (1186).
7 июня — Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (ок. 850). Священномученика Ферапонта, епископа Кипрского (IV).
8 июня — Апостолов от 70-ти Карпа и Алфея (I). Мученика Георгия Нового (1515).
9 июня — Преподобного Ферапонта Белоезерского, Можайского (1426). Мученицы Феодоры девы и Дидима воина (304). Праведного Иоанна Русского, исповедника (1730).
10 июня — Преподобного Никиты исповедника, епископа Халкидонского (IX). Священномученика Евтихия, епископа Мелитинского (I). Святителя Игнатия, епископа Ростовского (1288). Никейской (304) и Чухломской (Галической) (1350) икон Божией Матери.
11 июня — Мученицы Феодосии девы, Тирской (307–308). Блаженного Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского (1494). Иконы Божией Матери, именуемой «Споручница грешных».
12 июня — Преподобного Исаакия исповедника, игумена обители Далматской (383).
13 июня — Апостола от 70-ти Ерма (I). Иконы Божией Матери «Нерушимая Стена» (1049).
14 июня — Мучеников Иустина Философа и другого Иустина и с ними Хари-тона, Хариты, Евилиста, Иеракса, Пеона и Валериана (166). Преподобного Дионисия, игумена Глушицкого (1437).
15 июня — Святителя Никифора исповедника, Патриарха Константинопольского (828). Киево-Братской иконы Божией Матери (1654).
16 июня — Мучеников Лукиллиана, Клавдия, Ипатия, Павла, Дионисия и Павлы девы (270–275). Сретение иконы преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского чудотворца (1503).
17 июня — Святителя Митрофана, Патриарха Константинопольского (325–326).
18 июня — Священномученика Дорофея, епископа Тирского (ок. 362). Перенесение мощей блаженного Игоря, великого князя Черниговского и Киевского (1150). Игоревской иконы Божией Матери (1147).
19 июня — Преподобного Илариона Нового (845). Святителя Ионы, епископа Великопермского (1470). Пименовской иконы Божией Матери.
20 июня — Священномученика Феодота Анкирского (303).
21 июня — Великомученика Феодора Стратилата (319). Святителя Феодора, епископа Суздальского (1023). Ярославской (XIII) и Урюпинской (1821) икон Божией Матери.
22 июня — Святителя Кирилла, архиепископа Александрийского (444). Преподобного Кирилла, игумена Белоезерского (1427). Мучениц Феклы, Марфы и Марии в Персии (346). Преподобного Александра, игумена Куштского (1439). Святого Кирилла Вельского (Важского).
23 июня — Священномученика Тимофея, епископа Прусского (IV). Обретение мощей святителя Василия, епископа Рязанского (1609). Собор Рязанских святых. Святителя Иоанна, митрополита Тобольского (1715). Собор Сибирских святых.
24 июня — Апостолов Варфоломея и Варнавы (I). Иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть» («Милующая»).
25 июня — Преподобного Онуфрия Великого (IV). Преподобного Петра Афонского (734). Преподобных Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких (1561). Преподобных Онуфрия и Авксентия Перцевских, Вологодских (XV–XVI). Преподобного Стефана Озерского, Комельского (1542).
26 июня — Мученицы Анилины (293). Преподобных Андроника (1395) и Саввы (XV) Московских.
27 июня — Пророка Елисея (IX в. до Рождества Христова). Благоверного князя Мстислава, во святом Крещении Георгия, Храброго, Новгородского (1180).
28 июня — Пророка Амоса (VIII в. до Рождества Христова). Святителя Ионы, митрополита Московского, всея России чудотворца (1461). Мучеников Вита, Модеста и Крискентии питательницы (ок. 303). Блаженного Августина (430).
29 июня — Тихона, епископа Амафунтского (425). Преподобного Тихона Луховского, Костромского чудотворца (1503).
30 июня — Мучеников Мануила, Савела и Исмаила (362).
* * *«Лето крестьянину мать и отец». И горожане считались с тем, что «лету дважды не бывать».
Широкий пояс огородов, пастбищ, посевов охватывал, скажем, средневековую Москву. Иностранцев поражал деревенский ее простор, обилие садов, наряду с близостью дубрав, боров-рамений, лугового раздолья, сообщавших русской столице облик самобытной живописности. Исполинский, в золотом шеломе столп Ивана Великого, кирпичные башни и стены Кремля, белокаменное узорочье Китай-города, богатые палаты, расписанные цветисто, изукрашенные резьбой терема, и всюду храмы, на улицах липы, сосны, вязы, лужайки прямо у домов, вдоль берегов Москвы-реки, и звоны колоколен, и разноголосица петухов, мычанье коров.
Или — Вологда. За заставами простирались выгоны, льнища, лесные угодья, где собирали рыжик, малину. У быков Красного моста рыбак выбирал сети поспеть на торжище с язями и щуками, в Духовом монастыре били к ранней заутрене, пел во Фрязинове рожок, стучали на Подлесной пастушьи барабанки: городским улицам, по которым прогонят скот, долго-долго пахнуть молоком, хлевным духом…
«Лето-припасиха» — с молвы дедов-прадедов в устный численник осело. «Что летом ногой приволочишь, то зимой губами приберешь».
Сперва, конечно, посади и посей, а то будет нечего припасать. Посевная продлевалась почти до середины нынешнего июня, посадка овощей и дольше.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Деревенские святцы"
Книги похожие на "Деревенские святцы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иван Полуянов - Деревенские святцы"
Отзывы читателей о книге "Деревенские святцы", комментарии и мнения людей о произведении.