Макарий Булгаков - Православно-догматическое богословие. Том II

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Православно-догматическое богословие. Том II"
Описание и краткое содержание "Православно-догматическое богословие. Том II" читать бесплатно онлайн.
ПРАВОСЛАВНО–ДОГМАТИЧЕСКОЕ
БОГОСЛOBIE
МАКАРІЯ,
МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКАГО И КОЛОМЕНСКАГО.
ТОМЪ II.
ИЗДАНІЕ ЧЕТВЕРТОЕ.
С.–ПЕТЕРБУРГЪ.
Типографія Р. Голике, Невскій, 106.
1883.
1583
На Матф. бесед. LХХXII, n. 4, в т. III, стр. 421.
1584
Письм. к Кесар. ХСIII, в Тв. св. Отц. X, 219.
1585
См. выше примеч. 1550.
1586
Это особенно выставляют на вид протестанты.
1587
Renaudot. Perpetuite de la foi. T. V, lib. 1, c. 2. 3. 9; Galan, conc. eccles. Arm. cum Rom. T. III, p. 439; Dissert. de Coptis, Jacobitis, Sect. III, n. 186 (in Bolland. Jun. T. V, p. 140).
1588
Нельзя не припомнить здесь слов Тертуллиана: quod apud multos unum invenitur, non est erratum, sed traditum (de praescr haeret. c. 28), и потом блаж. Августина: quod universa tenet Ecclesia, nec Conciliis institutum, sed semper retentum est, nonnisi autoritate apostolica traditum rectissime creditur (de baptism. contr. Donat. IV, 24, n. 31).
1589
На многие из этих разностей мы уже указывали выше.
1590
Theolog. Wirtemberg... respons. 1 patriarch. Hieremiae ad Augnstan. Confess. c. VII, p. 77, Wirtemb. 1584.
1591
De septem sacramentis cap. V (in Schellstrat. Act. Orient. Eccl. adv. Lutheran.).
1592
Sess. VII, can. 1.
1593
Συμεών, Αρχιεπισκόπου Θεσσαλονίκης τά απαντα, μερ. II, περι των μυστηρίων τής εκκλησίας, έν Βενετία 1820, σ. 74.
1594
Decret. ad Armen. in Conc. Florent.
1595
Apud Allat. de eccles. orient. et occid. conseris. III, c. 16, n. 4, p. 1256.
1596
Manuel. Calec. Prine, fld. cathol. cap. VI.
1597
Galan. Conc. eccles. Armen. cum Rom. T. III, p, 439.
1598
Apud Allat. de E. O. et Occ. cons. III, 16, n. 4.
1599
Thom. Aquinat. Summa Theologiae P. III, qu. 65, art. 1; Bonavent. Comment. in quatuor libr. Sentent. brev. VI, cent. III, sect. 47, c. 3; Alex. de Hales·, Summa Theolog. P. IV, qu. 8, membr. 2, art. 1.
1600
Vid. in Collect. Concilior.
1601
Ottonis vit, lib. II, c. 3, in Basnag. thes. Mon. T. III, P. II, p. 62.
1602
Hugo de S. Victore, Summa sentent., de sacram. lib. 1, p. IX, c. 2.
1603
Petr. Lombard. Libri quatuor Sentent., lib. IV, hist. 13.
1604
Как справедливо заключают по самому письму этих чинопоследований, образцы которого приложил в начале своей книга Martenius — de antiquis eccles. ritibus libri IV. Cfr. Renaudot. Perpetuite de la foi t. V, liv. 1, chap. 7.
1605
Из 27 гл. о Св. Духе к Амфилох., прав. 91, в кн. правил, ст. 328.
1606
Emman. a Schelstrate, Diss. apolog. de disciplin. arcani, Rom. 1685, cap. II et III, где приводятся многие доказательства в подтверждение этой истины.
1607
Например, св. Иустин (Apolog. 1, n. 65. 66), блаж. Августин (Еnarr. 1 in Ps. CCCVIII, 14), св. Иоанн Дамаскин (точн. излож. прав. веры кн. IV, п. 9. 13) — о крещении и евхаристии.
1608
Например, св. Амвросий (de sacram, lib. VI) и св. Кирилл иерусалимский (поуч. тайновод. I–IV) — о крещении, миропомазании и евхаристии.
1609
Например, блаж. Августин говорит: Si ad hoc valet, quod dictum est in Evangelio, Deus peccatorem non audit (Ioan. IX, 31), ut per peccatorum Sacramenta celebrentur; quomodo exaudit homicidam deprecantem, vel super aquam baptismi (крещение), vel super oleum (елеосвящение), vel super Eucharistiam (причащение), vel super capita eorum, quibas manus imponitur (священство)? Quae omnia tamen et fiunt et valent etiam per homicidas, id est per eos, qui oderunt fratres, etiam in ipsa intus ecclesia (De baptism. V, c. 20, n. 28). Св. Григорий великий (in Sacramentario) говорит также o четырех таинствах: крещении, миропомазании, причащении и елеосвящении.
1610
См. выше самые имена этих учителей.
1611
Например. блаж. Августин в том же (см. примеч. 1607) месте говорит; respice ad munera ipsius ecclesiae. Munus Sacramentorum in baptismo, in Eucharistia et in caeteris sanctis sacramentis (Enarr. cit. n. 9).
1612
Тот же, например, блаж. Августин ясно относит к таинствам или называет таинствами, кроме крещения и евхаристии (см. прим. предыдущ.), миропомазание — sacramentum chrismatis (См. выше прим. 1039, о миропомазании), покаяние: quae baptismatis, eadem reconciliationis est causa (de poenit. 1, c. 38, n. 35; снес. прим. 1360), елеосвящение (примеч. 1609), брак — sacramentum (прим. 1504. 1505), священство: utrumque (baptismus et ordo) sacramentum est, et quadam consecratione utrumque homini datur, illud, cum baptizatur, istud, cum ordinatur (contr. Epist. Farmen. II, c. 13, n. 98; снес. прим. 1536).
1613
Это ясно показал Renaudot. Perpetuite de la foi t. V, livr. 1, chap. 8.
1614
Гавриил Филадельф. de sacr. Sacramentis cap. V; nampиapx. Иерем. respons. 1, ad Augustan. Confess. c. VII (in Script. Theolog. Wirtemherg. p. 77). Снес. правосл. испов. восточ. каф. Церкви, отв. на вопр. 98.
1615
Простр. Христ Катих. о чл. X.
1616
Известно, что об этом предмете между латинянами и протестантами — довольно жаркий спор, не чуждый, как обыкновенно бывает, крайностей и схоластических тонкостей (V. Perrone. Praelect. Theolog., tract. de Sacrament. in genere c. 3, prop. 3).
1617
«Благодать не от человеков, но от Бога дается чрез человеков: приступай к крещающему, но приступая. не смотри на лице того, кого видишь, а держи в мыслях сего Святаго Духа, о котором ныне беседуем. Ибо он готов запечатлеть твою душу (Св. Кирил. иерус. огл. поуч. XVII, п. 35, стр. 402). Ό ίερεΰς ου τό ύδωρ αγιάζει, άλλα τήν δέουσαν ύπερησίαν άναπληροΐ, ειληφώς παρά τού Θεοΰ χάριν (св, Афанас. вел. de comm, essent. Patr., Fil, et S. Sp. n. 40). См. далее примеч. 1620.
1618
Sive baptizamus, sive ad poenitentiam cogimus seu veniam poenitentibns relaxamus, Christo id auctore tractamus (Пациан. ad Sympronian. Epist. III, n. 7). Снес. прим. 1355. 1356.
1619
Ή χείρ έπίκειται ανδρός, τό δέ παν ό Θεός εργάζεται, και ή αύτού χείρ έστιν ή άπτομένη τής κεφαλής του χειροτονούμενου, εάν ως δει χειροτονήται (св. Златоуст, in Act. homil. XIV, n. 3). Снес. прим. 1550.
1620
«Веруйте, что и ныне совершается та же вечеря, на которой сам Он (И. Христос) возлежал. Ибо ничем не отлична одна от другой. Нельзя сказать, что сию совершает человек, а ту совершал Христос: напротив ту и другую совершает сам Он. Посему, когда видишь, что священник преподает тебе дары, представляй, что не священник делает сие, но Христос простирает к тебе руку. Как при крещении не священник крестит тебя, но Бог невидимою силою держит главу твою, и ни ангел, ни архангел, ни другой кто не смеет приступить и коснуться; так и в причащении. Если один Бог возрождает, то Eму одному принадлежит дар» (Златоуст. на Матф. п. 2, в т. 11, стр. 357).
1621
Слово на св. крещение, в Тв. Св. Отц. III, стр. 298–299.
1622
In 1 Corinth. homil. VIII, n. 1… άλλα τό παν της τοΰ Θεοΰ δυναμεως εργον ιστΐ, κακεΐνος έστιν υμάς ό μυσταγωγών.
1623
Lib. III, epist. 340.
1624
Epist. ad Donatistas CV, n. 12.
1625
Contr. lib. Petil. 11, 37, n. 88. И еще: baptizant quantum ad visibile ministerium et boni et mali, invisibiliter autem per eos ille baptizat, cujus est et visibile baptisma et invisibilis gratia (Contr. Crescon. II, 21, n. 26).
1626
…ώς καί διά τών αναξίων ιερέων άγιαζόμεθα. In Matth. VII.
1627
Августин, in Joann. tract. V, n. 15; contr. Crescon. III, c. 8; de baptism. III, 10, n. 15.
1628
«И паки грядущаго со славою судити живых и мертвых». Также и в богослужебных книгах: «Егоже воплотила еси Сына паче естества, Чистая, сей есть судия живых и мертвых и судяй всей земли, и спасает от мучений, их же хощет, паче же любовию поклоняющихся во изображениих Тому и Тя воспевающих Богородицу во веки» (Требн. л. 144, Моск. 1836). «Грозному, трепетному и страшному престолу Твоему, Христе, предстояще, якоже от века умершие, ожидают праведного изречения Твоего, и божественное приемлют правосудие» (Октоих. ч. 1, л. 158 на обор. Моск. 1838).
1629
Варнав. посл. п. 7; Иустин. Аполог. 1, п. 8; Разгов. с Трифон. п. 125; Ирин. adv. haer. 111, 16, n. 6; IV, 33, n. 3; Тертулл. de praescr. haeret, n. 13.
1630
Поуч. оглас. XV, п. 26, стр, 333, в русск. перев.
1631
Поуч. оглас. XVIII, п. 14, стр. 417–418.
1632
Нравств. прав. 1, гл. 2 и 5, в Тв. св. Отц. VII, стр. 359. 361.
1633
Слов. XV, в Тв. св. Отц. II, стр. 54.
1634
На Ев. Матф. бесед. XXXVI, в т. II, стр. 139 по русск. перев.
1635
In Psal. IX, n. 4.
1636
In Ps. VI, 6; cfr. in Ps. XСIV, 1.
1637
Толк. на 6 гл. Ев. Луки.
1638
Толков. на 22 гл. Ев. Матфея.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Православно-догматическое богословие. Том II"
Книги похожие на "Православно-догматическое богословие. Том II" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Макарий Булгаков - Православно-догматическое богословие. Том II"
Отзывы читателей о книге "Православно-догматическое богословие. Том II", комментарии и мнения людей о произведении.