Макарий Булгаков - Православно-догматическое Богословие. Том I

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Православно-догматическое Богословие. Том I"
Описание и краткое содержание "Православно-догматическое Богословие. Том I" читать бесплатно онлайн.
Православно-догматическое Богословие.
Макария,
Митрополита Московского и Коломенского.
Том 1.
Издание исправленное и дополненное, 2005 год.
©Свято-Троицкая Православная Миссия.
Под общей редакцией Его преосвященства Александра,
епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского.
(По изданию четвертому, Санкт-Петербург, 1883 год.)
1625
См. выше примеч. 1620.
1626
Другие подобные тексты в Ветхом Завете — Быт. 24:7, 14; 4 Цар. 1:3-16; Тов. 5,:17, 22; Иудиф. 13:20; Зах. 2:3; 4:4; 5:5.
1627
См. далее примеч. 1629-1631 и самый текст, к которому они относятся. Впрочем должно заметить, что “хотя оное изречение в высшем знаменовании, в качестве притчи, относилось к младенцам веры, но оно сказано было не мимо и естественных младенцев, из коих один был видимым и непосредственным предметом слова Господня, и особенно не мимо детей христианских, которые обыкновенно суть и младенцы веры по крещению” (Слово на 17 апреля 1835 г. митроп. москов. Филарета, в т. III, стр. 143, М. 1845). Понимая даже под малыми в речи Спасителя одних младенцев естественных, мы естественно придем к мысли, что каждому из верующих дается ангел-хранитель. Ибо — “если для малых детей, которых духовные силы и способности еще не довольно раскрыты к самодеятельности, и которые потому менее, нежели возрастные, подвержены искушениям, не излишним признано сие устроение, чтобы они имели своих ангелов, то тем паче надлежит заключить, что не исключены из сего устроения и возрастные, более искушаемые, следственно более имеющие нужды в духовной помощи, и, при высшем раскрытии сил духовных, более способные к духовным общениям” (Слово того же Архип, на день соб. Архангела Михаила, в т. II, стр. 228).
1628
Приведя слова: ангел его есть, Ориген замечает: ergo inteligitur esse et alius Pauli angelus, sicut est Petri, et alius alterius apostoli, et singulorum per ordinem (in Num. homil. XI); a святой Иоанн Златоустый делает такое заключение: έκ τούτου άληθές, δτι έκαστος ήμών άγγελον έχει (in Acta Apost. homil. XXVI, II. 3).
1629
In Num. homil. XX, n. 3.
1630
Беседа на Пс. 48, ст. 15, в “Творениях Святых Отцов,” V, 370.
1631
Против Евном. кн. III, там же VII, 130-132.
1632
In Epist. ad Coloss. cap. 1, homil. III, n. 3.
1633
Expos. in Ps. CXVIII, T. 1, p. 276, Paris. 1680.
1634
In Hexaëm. lib. V, in Bibl. PP. T. IX, p. 880, Lugd.
1635
Hieron. Epist. ad Eustoch. LXXXVI; Theodoret. in Ps. XL, II; Cyrill. Alex. contr. Julian, lib. IV, Opp. T. VI, p. 122, ed. 1638; Hilar. comment. in Matth. cap. XVIII. n. 5; Tract. in Ps. СХVIII, litt. 1; Theophylact. in Matth. XVIII, 10, p. 105, Lutet. 1731.
1636
Greg. Nyss. de vita Mos. T. 1, p. 194, ed. 1638; Augustin. de civit. Dei XX, 14; Theodoret. in Genes. quaest. 3, в Хр. Чт. 1843, III, 323: “Господь сказал, что всякой человек поручен попечению особенного ангела.”
1637
Hieron. Comment. in Matth. с. XVIII: “велико достоинство человеческих душ; потому что каждая из них от самого рождения имеет определенного для нее хранения ангела” (Орр. Т. IV, р. 83, ed. 1706).
1638
Бесед. на Пс. 33, ст. 8, в “Творениях Святых Отцов,” V, 295-296.
1639
Толков. на пр. Исаию, гл. 5, в “Творениях Святых Отцов,” VI, 192.
1640
Tract. in Ps. СХVIII, litt. 1, n. 8, in Patrolog. curs. compl. T. IX, p. 507.
1641
Apud Damasc. Sacr. Parall. Tit. VII, in Opp. T. II, p. 309, Paris. 1712. Подобное же говорят: Ориген (in Ezech. homil. 1, T. III, p. 358; in Matth. XIII, T. III, p. 607, ed. Bened.); Климент Александрийский (Strom. V, p. 253, ed. Sylb.); Августин (de civit. Dei lib. XIX, in Opp. T. VII, p. 545, Venet. 1731); Анастасий Синаит (Epist. lib. II, ad Anthim. p. 432).
1642
Это слова святого Иоанна Златоуста (in Epist. ad Hebr. cap. 1, hom. III, in Opp. T. XII, p. 28, ed. Montf.). Так же выражается и святой Григорий Нисский (contr. Eunom. lib. 1, Opp. T. II, p. 350, ed. Morel.).
1643
Tract. in Ps. CXX, v. 1.
1644
О разл. и раздел. безмолв. Леств. 27, стр. 120, по славянск. перев. изд. 1812. Подобная мысль — у Василия Великого (Бесед. на Пс. 48, в “Творениях Святых Отцов,” V, 370) и Григория Богослова, (слово на Крещение, там же III, 310).
1645
Бесед. на Пс. 33, в “Творениях Святых Отцов,” V, 296.
1646
Serm. contr. Auxent. inter. Epist. class. 1, in T. 1, p. 866, Paris. 1690.
1647
Tract. in Ps. CXXXIV, vers. 7, n. 17.
1648
Epist. ad Euphros. praepos. lib. II, T. V, p. 468, ed. Sirmondi.
1649
Comment. in Matth. cap. XVIII, v. 5, in Patrolog. curs. compl. T. IX, p. 1020.
1650
Добротолюб. ч. IV, гл. 81, лист. 250, изд. 1840.
1651
Леств. 28, по пер. славянок, стр. 125. См. также — Gyrill. Alex. contr. Julian, lib. IV, in Opp. T. VI, p. 123, ed. 1638; Augustin. Lib. ad Honorat. de grat. N. T. Epist. CXI, c. 29; Исаак Cupин, в слове об удалении от мира, Хр. Чт. 1825, ХVIII, 267.
1652
Epist. CXXXIV ad Euphros. in T. V, p. 467, ed. Sirmondi.
1653
Слово на исх. души, Орр. Т. V, Part. II, p. 405-406, ed. Lutet., в Хр.. 1841, 1, 203.
1654
Tract. in Ps. LVII, n. 6.
1655
Athenag. Legat. XXV, XXVI; Theopil. ad Autol. II, 28; Euseb. Demonst. Evang. IV, 9.
1656
Augustin. in Ps. XCIV, u. 6; cfr. Justin. Apolog. 1, c. 9. 12; Tatian, ad Graec. XII, ХVIII; Athenag. Legat. XXVI.
1657
Minut. Fel. Octav. XXVII; Clem. Alex. Coh. II; Origen. contr. Cels. III, 29; VIII, 47; Tertull. de Spectac. X, XII; Василий Великий, Толк. на гл. 10 пр. Исаии, в “Творениях Святых Отцов,” VI, 335: “в обработанных человеческими руками деревах, или камнях, или также в золоте, серебре и слоновой кости и во всех других пдодах из дорогого и недорогого вещества, которым кланяются язычники, присутствуют демоны, невидимо прилетающие, и наслаждающиеся приятностью нечистых испарений...; уловляя случай усладиться кровью и туком жертв, любят быть около жертвенников и поставленных им кумиров.”
1658
Theoph. ad Autol. II, 10,
1659
Tertull. de praescr. haeret. XL; Apolog. XXII.
1660
Tertull. de orat. XIII; Origen. contr. Cels. IV, 92; Sozom. Hist. eccl. V, 18. Прорицалища эти считали учители Церкви одиим из самых дукавых средств диавола обольщать и привлекать к себе людей, вообще весьма пристрастных к узнанию будущего (Chrysost. in Joann. homil. LXXVIII). О значении же прорицалищ рассуждали так: “quodsi aliquis dixerit, multa ab idolis esse praedicta, hoc sciendum, quod semper mendacium junxerint veritati; et sic sententias temperarint, ut sen boni, seu mali quid accidisset, utrunque posset intelligi. Ut est illud Pyrrhi regis Epirotarum: аiо te... Romanos vincere posse, et Croesi: Croesus, transgressus Halym, maxima rcgna perdet” (Hieron. in Esa. cap. X LI). “Ни ангелы Божии, ни демоны не знают будущего, однако предсказывают: ангелы — когда Бог открывает им и повелевает предсказывать; потому и сбывается, что они говорят. Предсказывают и демоны, иногда прозревая в отдаленные события, а иногда только по догадкам; потому много лгут;” (Иоанн Дамаскин, Точн. излож. пр. веры, кн. II, стр. 58-59).
1661
Lactant. de morte persecut. с. Х.
1662
Greg. Pap. Moral. IV, с. 14.
1663
Макарий Великий, слово о свободе ума, в Хр. Чт. 1821, III, 4.
1664
Григорий Богослов, слово 3, в “Творениях Святых Отцов,” 1, 30.
1665
Leo Magn. Serm. in Nativit. Domini VII, c. 3, in Patrolog. curs. compl. T. LIV, p. 218. Срав. Григорий Богослов, слов. 37, в “Творениях Святых Отцов,” III, 224: “храни себя неприступно и в слове, и в деле, и в жизни, и в помыслах и движениях сердечных, ибо лукавый отвсюду пытает, и все высматривает, где низложить, где уязвить тебя, если найдет что незащищенным и открытым для удара. Чем более видит в тебе чистоты, тем паче усиливается осквернить, потому что пятна виднее на чистой одежде.”
1666
Василий Великий, Прав., кратко излож., отв. на вопр. 75, в “Творениях святых Отцов,” IX, 251.
1667
Макарий Великий, слово о свободе ума, в Хр. Чт. 1821, III, 8. Срав. Антоний Великий, письмо VI к монахам, в Хр. Чт. 1826, XXIII, 180; “они (злые духи) различным образом стараются привлечь нас ко греху. Они скрывают как ненависть свою к нам, так и враждебные действия против нас, внушают нам богохульные мысли, побуждают сомневаться в истинах веры, чтобы привести нас к неверию, потемняют разум наш, рождают в сердце нашем порочные желания, повергают нас в уныние и отчаянье, возбуждают в нас гнев, рождают и укрепляют в нас склонность осуждать других, но всегда оправдывать самих себя, научают нас злословить ближних наших, ласково и дружелюбно говорить с теми, к коим мы, по их же внушению, питаем сильную ненависть, показывают нам внешние недостатки ближнего, но скрывают от нас внутреннее наше развращение, производят между нами распри и несогласия, когда мы, по нх внушению, почитаем себя лучше других. Сверх сего они побуждают нас предпринимать такие дела, которые превышают наши силы и отклоняют нас от исполнения того, что для нас и полезно н нужно. Когда мы должны плакать, они побуждают нас смеяться; когда мы должны радоваться, они производят в сердце нашем печаль.”
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Православно-догматическое Богословие. Том I"
Книги похожие на "Православно-догматическое Богословие. Том I" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Макарий Булгаков - Православно-догматическое Богословие. Том I"
Отзывы читателей о книге "Православно-догматическое Богословие. Том I", комментарии и мнения людей о произведении.