Генрих Бочаров - Вологда Кириллов Ферапонтово Белозерск

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Вологда Кириллов Ферапонтово Белозерск"
Описание и краткое содержание "Вологда Кириллов Ферапонтово Белозерск" читать бесплатно онлайн.
Север не видел конницы татар. Густые леса, непроходимые болота, бесчисленные реки и озера оградили этот край от татаро-монгольских полчищ. Здесь искали спасения жители разоренных городов. Сюда стекались ремесленники, художники, — словом, весь мастеровой, ремесленный люд, который мог здесь заняться своим каждодневным трудом. Правда, и на Севере было много войн, много пожаров, много горя и много страданий. К ужасам войны прибавлялись неурожайные годы и моровые язвы. Горели села и города, монастыри и церкви, и в этих пожарах погибали бесценные сокровища искусства. И все же по сравнению с другими областями древней Руси Север в тяжелые времена татарского ига и много позднее являл собой богатый и относительно свободный край, еще не познавший всех тягот феодальной эксплуатации. Эти обстоятельства и придали искусству Севера более демократичный и народный характер.
В начале Советского проспекта (№ 1), окруженная зеленью деревьев Детского парка, высится церковь Иоанна Предтечи «в Рощенье». Воздвигнута она около 1710 года. Это — характерный пример ярусного храма типа «восьмерик на четверике» рубежа XVII–XVIII веков. Двусветный четверик увенчан приземистым сосьмигранником с полусферическим куполом и главкой на круглом барабане. Однако по сравнению с аналогичными московскими храмами композиция этого здания сильно упрощена, формы утяжелены и лишены стройности. Огрубление заметно и в декоре — колонки на гранях восьмерика кургузые, а оконные наличники со стрельчатым верхом слишком плоские. Широко «расползшаяся» в стороны трапезная и невыразительная ярусная колокольня со шпилем, выдержанные в позднеампирных формах, появились в результате перестройки здания в 1860-х годах.
Внутри церковь Иоанна Предтечи украшена фресками, выполненными в 1717 году (илл. 29, 30). Правда, судить о них трудно: роспись не расчищена, за исключением нескольких фрагментов. Стенопись Предтеченской церкви представляет собой следующий этап по сравнению с фресками Софийского собора. Это — расцвет лубка и графики, когда цвет отошел на второй план. Мастера, работавшего в этой церкви, больше волнует контур, а не красочные соотношения. Какое-то трогательное сочетание примитивизма и виртуозности, профессионализма и лубочности, народности создает впечатление непосредственности, искренности, необычности художественного выражения.
«Роспись ее, — писал И. Э. Грабарь, — один из чудеснейших лубков, созданных русским искусством. Художник, украшавший эту церковь, обладал той драгоценной и поистине завидной отвагой, которая позволяла ему не смущаться самыми головоломными положениями и заданиями, и он выходил из них победителем. Все действующие лица его фресок так же бесконечно отважны, как он сам: не стоят, а движутся, не идут, а бегут, скачут, кувыркаются». Достаточно сравнить фрески с изображением «Пира Ирода» из Софийского собора и Предтеченской церкви, чтобы наглядно увидеть ту разницу, которая отделяет Дмитрия Плеханова от мастера-фрескиста начала XVIII века. В Софийском соборе эта сцена трактована традиционно: движения персонажей плавны, иногда замедленны, в манере письма чувствуются отблески былой монументальности. Художник Предтеченской церкви вводит в композицию ряд дополнительных лиц: появляются музыканты, играющие на странно изогнутых рогах. Саломея пляшет русскую вприсядку, а не едва переступая ногами и чуть покачивая плечами, как на софийской фреске. Здесь слишком много движения, суетливости, торопливости, перегруженности.
Фигуры даны в изломанных, нарочито изогнутых позах, линии перепутаны, как в каком-нибудь кружевном вологодском подзоре.
Точно так же, шумно и беспокойно, пронизанные новым, светским мироощущением, решаются и остальные сцены росписи церкви, в особенности связанные с событиями земной жизни Христа и Иоанна Предтечи. Традиционный «Страшный суд» исчез. Вместо него на западной стене появляются сюжеты из «Ветхого завета», «Песни Песней» и «Апокалипсиса», словно мастеру не хватало тем, в которых он мог бы запечатлеть свои жизненные наблюдения.
Сочетание лубочности и артистизма, очевидно, вообще характерно для вологодской живописи конца XVII — первой половины XVIII века. Например, небольшая восьмиугольная дощечка (40x27 см) с изображением птицы Сирин (Вологодский музей), происходящая из какой-то городской церкви, несет на себе тот же отпечаток соединения профессионального искусства с народным лубком. Сказочная вещая птица с женской головой и распростертыми крыльями держит корону и свиток с надписью: «Глас радости веселех праведных». Характер росписи жизнерадостный, несколько примитивный, грубоватый, хотя и не лишенный изящества, близок к аналогичным лубочным картинками. Зато цветовое решение — красная киноварная одежда, белый пояс, богатое оплечье, зелено-бело-красные перья крыльев, выделяющиеся на зеленоватом фоне, — говорит о мастерстве, о развитом чувстве декоративности.
Неподалеку от церкви Иоанна Предтечи находится деревянный двухэтажный особняк середины XIX века, принадлежавший Соковикову (Советский проспект, 20/28). Архитектурный облик его еще не утратил полнокровности, сочности ампирных форм. Особенно интересен портик в середине торцового уличного фасада. Две пары широко расставленных колонн, с антаблементом и треугольным фронтоном, поставленные на прямоугольный выступ нижнего этажа, образуют балкон с балюстрадой. Балконная дверь трактована как тройное «венецианское» окно с пышным наличником. Обращает на себя внимание характерная для того времени планировка дома с изоляцией этажей друг от друга, каждый из которых составлял самостоятельную квартиру.
33. Схематический план Заречья
1 — Скулябинская богадельня; 2 — церковь Сретения на Набережной; 3 — ночлежный дом; 4 — дом адмирала Барша; 5 — церковь Иоанна Златоуста (Жен Мироносиц); 6 — «Дом свечной лавки»; 7 — церковь Дмитрия Прилуцкого (теплая); 8 — церковь Дмитрия Прилуцкого (холодная); 9 — дом Масленникова; 10 — дом Витушечникова; 11-дом Варакина; 12 — церковь Николы во Владычной слободе; 13 — Спасо-Преображенская церковь (Андрея Первозванного) во Фрязинове
Близка Предтеченскому храму церковь Покрова «в Козлене» на углу улиц Урицкого и Первомайской (№ 12). Она сооружена в 1704–1710 годах «всеградцким даянием от пожарного времени и от всяких бедств защищения». Основные композиционные формы этих двух зданий — восьмерик с куполом и главкой на четверике — тождественны; различия заметны только в отдельных деталях убранства. Алтарная часть храма, его трапезная и колокольня полностью изменены в XIX веке.
Так же как в Предтеченской церкви, интерьер храма Покрова украшен стенописью (1710-е гг.). В ней заметны не только традиции ярославско-костромских фресок XVII века, но и явное влияние новой, светской живописи. Многие росписи почти целиком повторяют иллюстрации Библии Пискатора. Значительная часть изображений имеет характер гротеска, настолько экспрессивно изломаны фигуры, данные в различных ракурсах. Передача движения становится для мастера почти самоцелью. Цвет, как и в росписях Предтеченской церкви, не играет существенной роли, хотя в целом фрески здесь имеют общий серо-коричневый и бледно-голубоватый, блеклый тон. Роспись эта интересна тем, что она являет собой последний этап некогда великого и большого искусства стенописи.
В районе улицы Герцена сохранился целый ряд небольших деревянных особнячков, особенно характерных для облика Вологды XIX столетия. Когда-то эта улица была почти сплошь застроена подобными домами, принадлежащими преимущественно мелкопоместным дворянам. Фасады их были трактованы в духе архитектурных форм позднего классицизма, заимствованных из арсенала каменного зодчества. Таковы, например, особняк с четырехколонным портиком в центре (угол улиц Герцена и Ворошилова, 35/57), дом с резными фронтончиками и рустом внизу (угол улиц Герцена и Менжинского, 20/53) и дом с колоннами, карнизом и подоконными вставками (угол улиц Герцена и Менжинского, 26/44), а также два других дома, один — с аркадой (улица Менжинского, 57) второй — со светелкой (улица Менжинского, 59).
Свойственная издревле русскому Северу деревянная резьба также находила широкое применение в наружном убранстве этих особняков, представляя собой прекрасные образцы удивительного мастерства народных умельцев. Укажем хотя бы на дом с шестигранными вставками, заполненными розетками (угол улиц Урицкого и Ворошилова, 40/30), дом с кружевными наличниками (угол улиц Герцена и Калинина, 41) или особняк с розетками в стрельчатых тимпанах над окнами (улица Урицкого, 43).
Лучшим среди такого рода особняков является бывший дом Левашева (ул. Герцена, 37), построенный в 1829 году (илл. 32). Двухэтажный и сравнительно небольших размеров, он отличается от многих домов подчеркнуто монументализированным обликом. Его фасад украшен восьмиколонным ионическим портиком с треугольным фронтоном. Водруженный на аркаду нижнего этажа, портик придает значительность и представительность архитектуре здания. Ордерные формы выполнены свободно и уверенно, с большим мастерством. Великолепны и отдельные детали, характеризующиеся тонкой и одновременно сочной резьбой: капители колонн, надоконные украшения и особенно герб владельца, находившийся прежде на фронтоне (ныне в Вологодском музее). Позднейшие изменения касались интерьеров дома, которые сильно переделаны.
34. Вид на Заречье
35. Церковь Сретения на Набережной. 1731–1735
В юго-восточной части Вологды (Советский проспект, 47), уже за пределами собственно Нижнего посада, на высоком берегу реки, рядом с пристанью стоит небольшое каменное одноэтажное здание. Оно известно как Петровский домик и относится к концу XVII века (илл. 31). Этот дом принадлежал голландскому купцу И. Гутману, который вел широкую торговлю аптекарскими товарами в Москве, Вологде, Архангельске и других русских городах. В нем не раз с 1692 по 1724 годы останавливался во время своих посещений Вологды Петр I. В 1872 году в связи с 200-летним юбилеем со дня рождения Петра сильно обветшавшее здание, используемое под склад, было приобретено в собственность городом, и в 1885 году в нем был открыт мемориальный музей (в настоящее время — филиал Вологодского музея).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Вологда Кириллов Ферапонтово Белозерск"
Книги похожие на "Вологда Кириллов Ферапонтово Белозерск" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Генрих Бочаров - Вологда Кириллов Ферапонтово Белозерск"
Отзывы читателей о книге "Вологда Кириллов Ферапонтово Белозерск", комментарии и мнения людей о произведении.