» » » » Генрих Бочаров - Вологда Кириллов Ферапонтово Белозерск


Авторские права

Генрих Бочаров - Вологда Кириллов Ферапонтово Белозерск

Здесь можно скачать бесплатно "Генрих Бочаров - Вологда Кириллов Ферапонтово Белозерск" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Путешествия и география, издательство Искусство, год 1966. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Генрих Бочаров - Вологда Кириллов Ферапонтово Белозерск
Рейтинг:
Название:
Вологда Кириллов Ферапонтово Белозерск
Издательство:
Искусство
Год:
1966
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Вологда Кириллов Ферапонтово Белозерск"

Описание и краткое содержание "Вологда Кириллов Ферапонтово Белозерск" читать бесплатно онлайн.



Север не видел конницы татар. Густые леса, непроходимые болота, бесчисленные реки и озера оградили этот край от татаро-монгольских полчищ. Здесь искали спасения жители разоренных городов. Сюда стекались ремесленники, художники, — словом, весь мастеровой, ремесленный люд, который мог здесь заняться своим каждодневным трудом. Правда, и на Севере было много войн, много пожаров, много горя и много страданий. К ужасам войны прибавлялись неурожайные годы и моровые язвы. Горели села и города, монастыри и церкви, и в этих пожарах погибали бесценные сокровища искусства. И все же по сравнению с другими областями древней Руси Север в тяжелые времена татарского ига и много позднее являл собой богатый и относительно свободный край, еще не познавший всех тягот феодальной эксплуатации. Эти обстоятельства и придали искусству Севера более демократичный и народный характер.






Эта церковь — великолепный образец того исключительно декоративного, узорчатого стиля в древнерусском зодчестве, который получил широкое развитие во второй половине XVII века. Живописен силуэт храма со ступенчатым, нарастающим к центру ритмом масс. На подклетном этаже, над пониженными пристройками алтаря и паперти, к которой с запада ведет крыльцо с лестницей-всходом, возвышается основной кубический объем здания. Завершает его широкий карниз с раскреповками, два яруса нарядных кокошников над ним и прекрасное по рисунку пятиглавие. Подчеркнуто декоративно и остальное убранство фасадов — пучки из трех колонн-«дудочек», членящие стены, фигурные оконные наличники со стрельчатым верхом и перспективные, выполненные из различных штучных деталей порталы. Особенно эффектен главный входной портал паперти, кирпичный декор которого ни в чем не уступает лучшим порталам московских храмов середины XVII века.

Более скромен подклет: он украшен лишь пилястрами- лопатками и упрощенного типа карнизом. Его далеко выдающаяся вперед алтарная часть в виде двух полукруглых апсид несколько необычна для древней Руси. Подобный прием, объясняемый наличием в подклете двух приделов, встречается в Вологде довольно часто и является особенностью местных храмов. Алтарная часть верхней церкви, наоборот, имеет прямоугольную форму и почти одинакова по размерам с папертью, симметрично примыкающей с запада к храму. Это — результат нарастания к концу XVII века в древнерусском зодчестве тенденций к геометрической правильности построения, стремления к уравновешенности композиции. Роскошно крыльцо со столбами- кубышками и висячими гирьками в двойных арках (покрытие позднее).

Общую живописность церкви Константина и Елены еще более оттеняет стройная, нарядная шатровая колокольня, примыкающая к северо-западному углу храма. Восьмигранная, трехъярусная, с открытыми арками звона, увенчанная легким шатром с окнами-слухами и маленькой главкой, она служит блестящим образцом подобного рода сооружений XVII века.

Возвращаясь по проспекту Победы к центру города, осмотрим небольшой ансамбль из двух зданий в переулке Засодимского (№ 14 и 14а) — церквей Ильи Пророка «что в Каменье» и Варлаама Хутынского. Они живописно расположены в глубине квартала в окружении деревянных домиков и зелени деревьев. В XVI–XVII веках здесь был маленький монастырь, упраздненный в 1738 году. Миниатюрная Ильинская церковь, построенная еще в бытность обители, около 1698 года, на месте остававшихся от строительства Грозного «каменных припасов», привлекательна своей простотой и незамысловатостью. Небольшое одноглавое здание с низкими пристройками — пятигранным алтарем (перестроен в 1904 г.) и короткой трапезной — оформлено довольно скупо. Пилястры по углам и простой карниз с сочными по рисунку кокошниками над ним ныне составляют все его убранство. В этой цельности — главное очарование храмика.

Иной художественный облик имеет изысканно нарядная и эффектная церковь Варлаама Хутынского (илл. 22), сооруженная в стиле раннего петербургского классицизма. Построена она в 1780 году «иждивением» купца А. Узденникова. Возможно, что в ее проектировании принимал участие кто-либо из крупных столичных мастеров. Об этом говорят блестяще проработанные детали убранства здания и особенно стройная, легко вздымающаяся вверх колокольня.


27. Схематический план Нижнего посада

1 — Каменный мост; 2 — дом Дворянского собрания; 3 — здание облисполкома; 4 — дом губернатора; 5 — дом генерал-губернатора; 6 — Странноприимный дом (мужская гимназия); 7-церковь Иоанна Предтечи в Рощенье; 8 — дом Соковикова; 9 — церковь Покрова в Козлене; 10 — деревянный особняк; 11-дом Левашова; 12–16 — деревянные особняки; 17 — Петровский домик; 18 — церковь Богородского кладбища


Нижний ярус колокольни украшает прелестная четырехколонная полуротонда ионического ордера. Над ним возвышается глухой рустованный куб с высоким сквозным четвериком звона, грани которого вогнуты, а срезанные углы оформлены парными коринфскими колоннами и пилястрами. Венчает колокольню сложный пирамидальный купол с тонким, грушевидным шпилем. Архитектура самой церкви менее выразительна и, очевидно, принадлежит руке провинциального зодчего-строителя, осуществлявшего проект. Интересен купол над восточной частью здания в виде необычного, овального светового фонаря с маленькой главкой. В роли двух других глав неожиданно выступают декоративные вазы. Столь небывалое, уникальное использование ваз великолепно соответствует общему, чисто светскому характеру нарядного убранства храма.

На углу Ленинградской улицы и проспекта Победы (№ 12/22) стоит небольшое, украшенное резьбой деревянное здание с портиком и балконом. Это — бывший дом Засецких, возведенный в 1790-х годах и перестроенный в конце XIX века (илл. 23). Интерьеры дома сохранились гораздо лучше. Интересны резные двери — тяжеловатые, с четкими и ясными крупными филенками простой геометрической формы. В ряде комнат великолепны кафельные белые печи. Композиции их чисто архитектурные, варьирующие различные построения в духе классицизма — арка с фронтоном на двух колоннах или портик из четырех пилястров с антаблементом на слегка вогнутом печном «зеркале» (илл. 24). Подобные изразцовые печи составляют характерную деталь интерьеров многих зданий Вологды XVIII–XIX веков.

К началу XIX века относится еще один деревянный особняк на Ленинградской улице (№ 28). Первоначально этот дом принадлежал Багракову, но по имени последнего своего владельца — городского головы — он называется домом Волкова. Фасады его различны и резко контрастируют друг с другом. Со стороны улицы здание одноэтажное и выдержано в подчеркнуто парадных ампирных

формах (илл. 25). Центр выделен приятным по рисунку шестиколонным тосканским портиком с фронтоном. Выразительны тонкие, слегка изогнутые бровки-сандрики над окнами. Дворовый фасад не имеет колонн; он более интимен и прост. Особенность его составляют низкий антресольный этаж и характерное для купеческих провинциальных особняков крыльцо с зонтом на металлических узорных опорах-кронштейнах.

В этом доме интересна анфилада парадных комнат — зала и гостиные, расположенные вдоль уличного фасада. О прежнем великолепии их отделки напоминают только сохранившиеся эффектные двери и печи. Двери здесь гораздо роскошнее, нежели в доме Засецких. Они красного дерева, с резными позолоченными деталями. Кафельные же белые печи менее разнообразны по формам и отличаются друг от друга лишь орнаментально-изобразительными мотивами. Особенно хороши рельефные вставки в центре печей с различными фигурами в античных одеждах.

Из других особняков начала XIX века обращает на себя внимание небольшой одноэтажный дом в глубине зеленого садика, на улице Кирова (№ 54/12), раньше принадлежавший Дмитревским. Типичные ампирные формы получают здесь очень любопытное истолкование в дереве. Фасад дома украшает портик из двух пар широко расставленных, тосканских колонн с двумя окнами между ними. Венчает портик своеобразный, высокий антаблемент с фронтоном и полукруглым окном, оформляющий мезонинный этаж. Превосходны великолепные резные львиные маски парадной двери.

Вблизи дома Волкова (Октябрьская, 46 а) находится оригинальный ансамбль, состоящий из трех отдельных зданий: Владимирских — теплой и холодной- церквей и колокольни. До конца XVII века все они были деревянными. Каменный теплый храм и колокольня были построены взамен деревянных в 1685–1689 годы на средства богатейшего вологодского купца, «торгового гостя» Г. М. Фетиева, который вел крупные дела во многих городах Руси и хорошо знал многих видных московских бояр — В. В. Голицына, И. М. Милославского и других. Он завещал на сооружение зданий 2000 рублей, оговорив в завещании их архитектурные формы: «Да у Владимирской же богородицы построить церковь каменная теплая, о дву шатрах, а в ней учинить два престола … у той же церкви сделать колокольня особая, против образца соборной колокольни».


29. Волхвы, фреска церкви Иоанна Предтечи в Рощенье. 1717


28. Дом Дворянского собрания. 2-я половина XVIII в.


Воля заказчика была исполнена. Хотя теплый Владимирский храм сейчас не имеет шатровых завершений, но на первоначальное их существование указывает сильно вытянутый в поперечном направлении основной объем здания. Только парные шатры оправдывали эту своеобразную форму, не соответствующую одноглавию или пятиглавию. В остальном композиция церкви с подклетным этажом, пониженным алтарем и сильно вытянутой трапезной (увеличена за счет пристройки в 1850-х годах) довольно традиционная О прежнем убранстве напоминают лишь простые лопатки и карнизы на фасадах.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Вологда Кириллов Ферапонтово Белозерск"

Книги похожие на "Вологда Кириллов Ферапонтово Белозерск" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Генрих Бочаров

Генрих Бочаров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Генрих Бочаров - Вологда Кириллов Ферапонтово Белозерск"

Отзывы читателей о книге "Вологда Кириллов Ферапонтово Белозерск", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.