Б. Волхонский - Сингальские сказки.

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Сингальские сказки."
Описание и краткое содержание "Сингальские сказки." читать бесплатно онлайн.
Широкая публикация сингальского повествовательного фольклора. Сопровождается предисловием и примечаниями. Рассчитана на взрослого читателя. Составление, перевод с сингальского и английского языков и примечания Б. М. Волхонского и О. М. Солнцевой. Предисловие О. М. Солнцевой.
На следующий день Нагуль Мунна спрятался возле пруда за околицей деревни. А мимо проходил заклинатель, возвращавшийся с церемонии изгнания демонов. Он нес на плече мешок, в котором был узелок с рисом и ритуальная одежда. Нагуль Мунна набросился на него, поколотил, отнял мешок и скрылся в лесу. Развязал узелок с рисом, поел, потом достал одежду и стал ее рассматривать. После этого Нагуль Мунна надел костюм якши, на руки и на ноги надел звонкие браслеты, на голову – маску и в таком виде пришел в деревню.
Около одного из домов был привязан теленок. Нагуль Мунна свернул ему шею, выбежал на рисовое поле и громко закричал жителям деревни:
– Если вы не будете каждый день утром и вечером приносить мне миску риса и кокосовый орех, я не оставлю в деревне ни одной коровы, ни одного быка. Всех убью и выпью кровь!
Жители деревни очень перепугались и с этого дня стали оставлять для якши подношение: миску риса и кокосовый орех.
Так продолжалось около пяти лет: каждый день около смоковницы жители оставляли для якши пожертвование. Время от времени Нагуль Мунна напоминал о себе жителям деревни, пакостил им и снова прятался в лесу. Через пять лет им это надоело, и они пригласили заклинателя.
Тот пошел в лес, соорудил жертвенную чашу из цветов и листьев бетеля, зажег светильник и начал читать мантры. Когда он заговаривал нити, вдруг выскочил Нагуль Мунна в костюме якши, закричал «Ху!», схватил заклинателя, связал его по рукам и ногам и подвесил на дереве. Все, кто был рядом с заклинателем, испугались и разбежались кто куда.
Тогда жители деревни решили найти более искусного заклинателя и, наконец, нашли отшельника-аскета. Он тоже пошел в лес, проделал все, что следует, с жертвенными чашами, наполненными цветами и листьями бетеля, и начал читать мантры. И вдруг видит – якша залез на смоковницу. Аскет заподозрил неладное, подошел к дереву, прочитал мантры и велел якше спуститься. Якша не слез с дерева. Аскет прочитал еще мантру, но якша оставался на дереве. Тогда аскет понял, что это не якша, а человек. Созвал он жителей деревни, сняли они с дерева якшу и увидели, что это Нагуль Мунна. Связали они его и отвели в деревню.
И тогда на него стали поступать жалобы.
Родственники Мун Эта Гурувы обвиняли Нагуль Мунну в том, что Нагуль Мунна убил и сжег его.
Жители деревин обвиняли Нагуль Мунну в том, что он пять лет их обманывал и питался за их счет.
Ведарала обвинял Нагуль Мунну в том, что Нагуль Мунна избил его и отобрал мешок с ритуальной одеждой.
Владелец теленка обвинял Нагуль Мунну в том, что он свернул теленку шею.
Заклинатель обвинял Нагуль Мунну в том, что Нагуль Мунна избил его и подвесил на дереве.
Отвели Нагуль Мунну к царю, и царь спросил его:
– Правда ли это?
Нагуль Мунна пал ниц перед царем и рассказал обо всем, что с ним случилось. Закончив свой рассказ, он сказал:
– Божественный, все это правда. Но моей вины тут нет. Все это случилось по вине моей жены, которая не давала мне сидеть дома и прогнала возделывать поле. Поэтому накажите не меня, а ее, божественный.
Царь выслушал рассказ Нагуль Мунны, решил, что ничьей вины тут нет, и простил Нагуль Мунну. Но с тех пор Нагуль Мунна больше в деревню не возвращался.
197. Рассказ о брахмане.{340}
В одном городе жил брахман, и был у него лишь маленький участок земли и больше ничего. Брахман продал участок за три масурана и сказал жене:
– Я отправляюсь на заработки. А ты оставайся дома и сама о себе позаботься.
Пошел брахман по дороге, и повстречался ему еще один брахман.
– Дай мне совет, – попросил первый брахман.
– Дай мне масуран, и я дам тебе совет, – ответил тот.
Первый дал ему масуран, и тот сказал:
– Когда придешь в какую-нибудь страну, не требуй для себя почестей.
Прошли они еще некоторое расстояние, и первый брахман опять попросил:
– Дай мне еще один совет.
– Дай мне еще один масуран, и я дам тебе совет, – ответил тот.
Первый брахман дал ему масуран, и тот сказал:
– Приступая к делу, тщательно все расследуй.
Прошли они еще немного, и первый брахман опять попросил:
– Дай мне еще совет.
– А ты дашь мне еще масуран? – спросил тот.
– Дам, – ответил первый, и тогда второй брахман сказал:
– Не раскрывай тайну жене.
Дошли брахманы до развилки двух дорог, и здесь им надо было проститься. Прощаясь, второй брахман спросил первого:
– У тебя еще остались масураны?
– Я продал клочок земли за три масурана, – ответил первый. – У меня совсем ничего не осталось.
– Тогда я дам тебе совет бесплатно. Не лги царю. – Сказав так, он повернулся и пошел прочь.
А первый брахман от голода еле ноги волочил и пришел, наконец, в какой-то город. В этом городе умер ситана, и его было некому похоронить. Поэтому объявили под барабанный бой, что тот, кто похоронит ситану, получит пятьсот масуранов.
Бедный брахман услыхал барабанный бой и спросил глашатая:
– Почему вы бьете в барабаны?
– В этой стране умер человек, и его некому похоронить, – ответил глашатай. – Вот я и объявляю об этом.
Брахман вспомнил первый совет: «Когда придешь в какую-нибудь страну, не требуй для себя почестей». Подумал он: «Я должен похоронить этого ситану», а вслух сказал:
– Я могу сделать это.
Пришел он к сыну усопшего, и тот сказал:
– Ты пойдешь один хоронить моего отца. Потом приходи, я тебе заплачу.
– Хорошо, – согласился брахман, взял тело, выкопал могилу и вспомнил второй совет: «Приступая к делу, тщательно все расследуй». Стащил он с ситаны саван и увидел на его поясе кушак. Снял брахман кушак, смотрит – а в нем полно масуранов. Тогда он закопал тело, а масураны взял себе. Потом пришел к сыну ситаны, и тот заплатил брахману пятьсот масуранов.
Брахман пошел к золотых дел мастеру и заказал ему украшения для жены. Потом вернулся в свою деревню и дал жене украшения.
– Откуда у тебя это? – спросила жена.
Брахман вспомнил третий совет: «Не раскрывай тайну жене». Решил он скрыть от жены правду и сказал:
– Когда я возвращался домой, мне захотелось пить. Воды нигде не было, тогда я напился сока дерева далук{341}. Но от этого мне еще больше захотелось пить. Тогда я улегся на камне, и тут он раскололся, а под ним оказалось множество масуранов. Я собрал, сколько мог, и заказал для тебя украшения.
Услыхав этот рассказ, жена побежала и передала его всем женщинам деревни. А те рассказали об этом своим мужьям. Около двадцати пяти человек взяли горшки и пошли в лес пить сок дерева далук. Некоторые умерли, а других стало сильно рвать, и они вернулись домой.
Женщины деревни подали в суд на брахмана и его жену за то, что они отравили их мужей. Царь повелел привести брахмана и спросил его:
– Как это случилось?
– О, божественный, – ответил брахман. – За три масурана я купил три совета у одного брахмана. Первый совет: «Когда придешь в какую-нибудь страну, не требуй для себя почестей»; второй: «Приступая к делу, тщательно все расследуй»; третий: «Не раскрывай тайну жене». Потом масураны у меня кончились, и он дал мне совет бесплатно: «Не лги царю».
Рассказал брахман царю обо всем, что с ним случилось, и закончил свой рассказ так:
– Тот брахман не велел мне лгать царям, поэтому я рассказал вам всю правду.
Расследовав дело, царь отпустил брахмана и его жену.
198. Семь воров.{342}
В одной стране жили семь воров, и был среди них один дурак. Однажды воры отправились в деревню, пробрались в один дом и украли там множество вещей. Воры оттащили все награбленное добро к себе в пещеру и легли спать.
Среди ночи вор-дурак проголодался и стал шарить в темноте, не найдется ли чего-нибудь поесть. Ему попалась коробка с одеждой заклинателя духов. Глупый вор достал костюм и стал его рассматривать. Потом надел костюм, браслеты, бубенчики и маску.
Одни из спящих воров проснулся от звона бубенчиков. Продрал он глаза, смотрит – а рядом с ним якша. Испугался вор и заорал. От его крика проснулись остальные.
– Якша! Якша! – закричали они и пустились бежать.
– Эй! Стойте! Не бегите! – закричал глупый вор. – Подождите меня! – и бегом вдогонку за ними.
Шестеро воров припустили, что было мочи. На пути им попался колодец. Они через него перепрыгнули и, не останавливаясь, побежали дальше. А глупый вор тоже прыгнул через колодец, но зацепился одеждой и упал в колодец вниз головой.
Рано поутру пришла к колодцу какая-то женщина. Опустила она кувшин, а вор ухватился за него и повис на веревке. Еле-еле удалось женщине подтащить кувшин к краю колодца.
– Ну, матушка, еще чуть-чуть,- сказал вор.
Наклонилась женщина, смотрит – а там якша. Закричала она со страху, бросила кувшин обратно в колодец и побежала домой.
199. Глупый человек.{343}
Рассказывают, что в одной стране жили муж и жена и были у них две дочери. Одну из дочерей выдали замуж. В доме ее мужа всего было вдоволь.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Сингальские сказки."
Книги похожие на "Сингальские сказки." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Б. Волхонский - Сингальские сказки."
Отзывы читателей о книге "Сингальские сказки.", комментарии и мнения людей о произведении.