Сергей Корытин - Повадки диких зверей

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Повадки диких зверей"
Описание и краткое содержание "Повадки диких зверей" читать бесплатно онлайн.
Рассмотрены внутри- и межвидовые отношения зверей, поведение животных в различных ситуациях, в том числе связанных с деятельностью человека. Знакомство с книгой поможет многое понять в жизни животные разобраться в сложных вопросах управления их поведением.
Для специалистов охраны природы, охотоведов, зоологов.
В африканском заповеднике Хлухлуве машины «контролировала» стоящая на дороге жирафа: подходила к остановившемуся автомобилю, заглядывала внутрь и постепенно уничтожала взятый пассажирами в дорогу запас конфет. Если наступала заминка в поступлении очередного леденца, жирафа дергала дарителя за воротник.
В парке Крюгера наблюдали стадо павианов, подстерегающих автомашины на перекрестках. Вскочив на подножки и радиаторы, обезьяны выпрашивали подачки.
В Африке павианы обычно подпускают автомобиль вплотную, отходят в сторону в самый последний момент, громко выражая при этом свое недовольство, а затем еще некоторое время преследуют движущуюся машину.
* * *В отношении диких животных к автомобилю прослеживается широкий набор вариантов реагирования: от панического страха до полного бесстрашия, игровой, пищевой и даже половой заинтересованности. Можно выделить наиболее распространенные типы реакции: безразличную, пассивно-оборонительную, паническую, ориентировочно-исследовательскую, пользовательную и агрессивную. Наиболее часто встречаются первых два.
К идущему человеку или всаднику звери относятся с большей осторожностью, чем к движущемуся автомобилю. С машин удается легко добывать лосей, оленей и других животных, в том числе рысей. Звери способны дифференцировать транспортное средство, например автомобили и трактора. Относятся к ним с различной осторожностью, определяемой, видимо, тем, что из тракторов по ним меньше стреляют. Звери, содержащиеся в загонах, различают и марки автомобилей, применяемые для их обслуживания с разными целями.
Отношение диких животных к дрезинам, поездам, которые редко используются для охоты за ними, по-видимому, менее осторожно, чем к автотранспорту. Дикие млекопитающие легко свыкаются с постоянным грохотом идущих поездов, не приносящим конкретного вреда. Их убежища нередко находятся в непосредственной близости от полотна железной дороги, под мостами.
Звери, обитающие в местности с густой сетью автомобильных дорог и развитым автотранспортом, пугаются не столько самой автомашины, сколько изменений в ее «поведении». Резкое снижение скорости движения, остановка, прекращение рокота мотора, изменение направления движения машины, особенно в сторону самого животного, влекут повышение его осторожности. Овладевающим профессией шофера рекомендуют при встрече лосей и других крупных копытных зверей, переходящих дорогу, не сигналить им, так как сигнал может вызвать агрессивную реакцию.
Реакция животных может зависеть от цвета и формы транспортного средства. Экспедиционная автомашина Б. Гржимека, раскрашенная «под зебру», меньше пугала зверей саванн. След машины, оставленный в виде проборонованной или продискованной полосы, прокоса на сельскохозяйственном поле, участка свежей пахоты, вызывает у животных усиление осторожности. Однако следа на снегу вездехода «Буран» соболь, росомаха, белка и другие звери не боятся и часто ходят по нему.
Самцы большинства видов относятся к автотранспорту менее осторожно, чем самки. Молодые звери при погоне за ними на автомобиле оказываются слабее в сравнении со взрослыми особями. Молодняк на пути сельскохозяйственных машин чаще затаивается и гибнет, чем взрослые животные. Будучи незаметными, пребывая в укрытии, звери менее осторожно относятся к звукам и виду транспортных средств, чем когда они находятся на открытой местности.
Общность, сходство животных, обитающих в одинаковых ландшафтных условиях, в отношении к сухопутным транспортным средствам дополняется видовыми особенностями. Имеются не только качественные, но и количественные различия, выражающиеся, например, в скорости бега зверей, стойкости животных к экстремальным условиям преследования. Одни звери меньше страдают от автомобильной гонки, другие больше. К первым могут быть отнесены архары и куланы, ко вторым сайгаки.
Дистанция бегства от автомашины зависит от степени преследования диких животных, в частности с использованием автотранспорта, в данном регионе, а также от таксономического положения животного, степени осторожности, присущей особям данного вида.
Реакция зверей на автомашину подвержена сезонным изменениям. Сезонное распределение опасливости в отношении автотранспорта также зависит от вида животного. Осторожность понижается в периоды инстинктивных действий, связанных с продолжением рода и добыванием пищи, внутри- и межвидовыми отношениями, миграциями. Отношение к автомобилю зависит от эмоционального состояния зверя в момент встречи с ним. Половое возбуждение, азарт, связанный с преследованием жертвы, злоба во время драки с соперником или врагом, родительские чувства подавляют страх перед машиной. Всецело поглощенные важными событиями данного момента звери как бы перестают замечать ее или ведут себя агрессивно. Однажды для выручки двух людей, попавших в центр котикового лежбища во время гона, был использован вездеход. Самцы котиков (Callorhinus ursinus) встретили наступавшую на них машину агрессивно, делали угрожающие броски, хватали зубами за траки.
При наличии в автомобиле пищевых запасов, при раздаче пассажирами корма зверям, потерявшим страх перед человеком, они пытаются проникать внутрь машины, стимулировать своими действиями эту подачку. Такое поведение возможно среди представителей обезьян, копытных, хищников и других систематических групп животных. Наличие в автомашине собаки или другого животного, каким-либо образом проявляющего свое присутствие, может влиять на отношение к ней зверей.
Под пользовательной реакцией понимается заинтересованное отношение животного, когда оно извлекает из самой машины или ее положения, движения какую-либо пользу. В африканских заповедниках не чудо наблюдать льва, почесывающегося о бампер автомобиля (подобным образом иногда действуют свиньи и другой домашний скот). Нередко домашние и дикие копытные, привыкшие к автомашинам, прячутся от жары в их тени. Хищные звери выходят на дороги поживиться задавленными автомашинами животными, кормятся отбросами у железнодорожных путей, ловят грызунов, следуя за тракторным плугом, охотятся в свете фар на дичь, концентрирующуюся в остатках нескошенных трав и посевов.
Копытные, преследуемые хищником, ищут защиты… у трактора. Известны случаи, когда телята диких копытных, потерявшие мать, увязывались за медленно идущей автомашиной. Используют животные в качестве дороги след, проложенный снегоходом. Железнодорожный транспорт и в меньшей степени автомобильный служат нередко средством расселения животных, в первую очередь мелких грызунов. Время от времени появляются сообщения о «безбилетных проездах» более крупных зверей, главным образом хищников.
Отдельные случаи агрессивного отношения к автомашине, преследование и повреждение ее свойственны главным образом крупным и сильным животным. Нападению может подвергнуться даже паровоз. Однако в безвыходном положении и мелкий зверек нередко пытается оказать автомашине сопротивление. Агрессивность выражается в демонстрации угрозы, бодании, ударах головой, рогами, копытами, бивнями, у хищников — в злобном рычании, схватывании зубами шин, крыльев и других выдающихся частей машины, в прыжке на нее. Звери могут повреждать фары и другие световые приборы, радиатор, стекла, дверцы, сделать вмятину на кузове, сталкивать набок и переворачивать автомашину. Причинами нападения зверя на транспортное средство могут быть необходимость в самообороне, ранение, преграждение дороги, гибель самки или детеныша, агрессивное возбуждение, не нашедшее разрядки в отношениях с врагами или собратьями и др.
У сельскохозяйственной техники и различных вездеходов есть нечто общее: эти машины имеют возможность двигаться без дороги, заставая зверьков в привычных местах обитания, что уменьшает у них чувство опасности. Технология машинной уборки посевов и кошения трав не всегда учитывает особенности поведения диких животных, что обусловливает их гибель. Вредное влияние может быть в значительной степени нивелировано при кошении с центра луга или челночным способом, что ведет к постепенному разгону дичи из опасной зоны. Если начинать уборку культуры со стороны, противоположной лазам дичи — выходам ее в лес или овраг, животные переходят в более спокойные места.
Безопасности дичи в угодьях способствуют вынужденные остановки в работе сельскохозяйственных машин: неполадки, задержки, перерывы на обед, на отдых, во время которых животные имеют возможность выйти с участков, подлежащих скосу. Если оставить на ночь нескошенную полосу шириной не менее чем в два заезд и косилки, они выходят из нее. Исследования в Чехословакии показали, что от дисковых косилок гибель дичи значительно выше, чем от ножевых.
Много животных погибает от автомашин на автострадах. Столкновения лосей с машинами наиболее часты в период с мая по октябрь, особенно в июне, что связано не только с усилением активности этих животных, но и с повышением интенсивности движения на дорогах. Максимум столкновений приходится на вечерние и ночные часы, на отдельных участках дороги столкновения происходят постоянно [108].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Повадки диких зверей"
Книги похожие на "Повадки диких зверей" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Корытин - Повадки диких зверей"
Отзывы читателей о книге "Повадки диких зверей", комментарии и мнения людей о произведении.