Войтоловская Львовна - Практические занятия по русской литературе XIX века

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Практические занятия по русской литературе XIX века"
Описание и краткое содержание "Практические занятия по русской литературе XIX века" читать бесплатно онлайн.
Авторы пособия на конкретном материале раскрывают возможные пути и приемы литературоведческого анализа, разнообразный характер литературоведческих поисков, принципы работы над монографическими трудами, эпистолярным наследием и др.
Таким образом, студенты видят, что С. Т. Аксаков раскрывает в «Истории моего знакомства с Гоголем» многие из тех сторон жизни своего времени, которые нашли отражение в «Былом и думах» Герцена. Аксаков сообщает множество фактов, воссоздающих картину исторической действительности, освещая ее совсем иначе, чем Герцен.
В книге о Гоголе Аксаков говорит о своей семье, своих занятиях, общении с природой. Студенты видят, что и тогда, когда С. Т. Аксаков писал о жизни в Абрамцеве, и тогда, когда он говорил о своем семействе, и тогда, когда делился с Гоголем своими наблюдениями над природой, он говорил о своем времени, раскрывал жизнь своего круга. В книге С. И. Машинского «С. Т. Аксаков» интересно рассказано о том, что «История моего знакомства с Гоголем» создавалась в обстановке очень острой идейной борьбы вокруг имени Гоголя. Участниками этой борьбы, как пишет С. И. Машинский, «стали и мемуаристы»[406]. Подчеркивая большое значение этих мемуаров, автор говорит и о тех методах, когда Аксакову не удалось удержаться от полемики и дидактизма, от явной односторонности. Рассказ его в таких случаях, «правда немногих», «теряет интерес и достоверность». Преподаватель порекомендует студентам ознакомиться с этими страницами монографии об Аксакове.
Сам С. Т. Аксаков говорил, что у него нет «свободного творчества» и что он может писать, только «идя за нитью истинного события», не в силах заменить «действительность вымыслом»: «Я только передатчик и простой рассказчик: изобретения у меня на волос нет». Трудно согласиться с Аксаковым, что его мемуары лишены творчества. Воссоздавая картины прошлого и образы людей, он рассказал о них так, что они ожили в сознании наших современников. На протяжении всего повествования мы видим живого Гоголя в самой различной обстановке, слышим его слова. Мы живо представляем себе окружающих Аксакова людей: мать и сестер Гоголя, сыновей С. Т. Аксакова, их сестру В. С. Аксакову, прочих членов семьи Аксакова, Загоскина и многих других лиц.
Воспоминания Аксакова о Гоголе — художественные мемуары. Из массы нахлынувших воспоминаний автор отобрал самое существенное, характерное, впечатляющее. Нарисованная им широкая картина русской жизни говорит сама за себя, и читатели часто делают критические обобщения и выводы, идущие значительно дальше тех, о которых думал автор. «История моего знакомства с Гоголем», хотя и незавершенная, полностью отвечает задаче, поставленной перед собой автором: служить одним из самых достоверных источников биографии Гоголя и источником воссоздания его живого образа.
ГЛАВА VII
РАБОТА НАД ЛИТЕРАТУРНО–КРИТИЧЕСКОЙ И НАУЧНОЙ СТАТЬЕЙ (ЖУРНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ 1830–х ГОДОВ)
Вместо анализа ряда отдельных статей из разных периодов истории русской литературы возьмем несколько связанных между собой журнальных статей середины 1830–х годов — эпохи, когда передовая социально–политическая мысль концентрируется в критике. Литературно–журнальная деятельность 1830–х годов — свидетельство активной борьбы великих русских писателей за новые эстетические принципы. Это одна из значительных тем в общем учебном плане подготовки студентов[407].
Тридцатые годы — время активной работы Пушкина и расцвета таланта Гоголя—новый этап в развитии русской литературы. Исходя из задач современной жизни, Белинский требовал «поэзии реальной, поэзии жизни, поэзии действительности». В этот период напряженной борьбы культуры демократической, опирающейся на подлинную народность, против торжествовавшей реакции, поднявшей знамя официальной «народности», необычайно возросло значение передовой критики и журналистики.
Очень велико было значение статьи Гоголя «Несколько слов о Пушкине» («Арабески»), завершенной в 1834 г. Своим определением «истинной национальности» Гоголь выступил на борьбу с уваровщиной и его триединой формулой. В этой статье Гоголь толковал Пушкина как «чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа» (VIII, 50). Эта статья, несомненно, имела большое значение для последующих статей о Пушкине Белинского. Пушкин именно в это время советовал Гоголю начать писать историю русской критики (запись в дневнике Пушкина от 7 апреля 1834 г.). Статья Гоголя «О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году», опубликованная в «Современнике», рассматривается в литературоведении как начало этого большого замысла. Пушкин, Гоголь, Белинский борются против реакционной журналистики в лице О. И. Сенковского («Библиотека для чтения») и Ф. В. Булгарина («Северная пчела»), В центре внимания не только литературно–эстетические, но и социально–политические, философские вопросы. Объявив непримиримую войну идеалистической, романтической эстетике, Белинский выступает против критика «Московского наблюдателя» С. П. Шевырева.
Преподаватель останавливается на характеристике журналов Н. И. Надеждина «Телескоп» и «Молва» (1831—1836), в которых печатались статьи Белинского[408], знакомит студентов с журналом «Московский наблюдатель», его сотрудниками, дает обзор журналов Москвы и Петербурга 1830–х годов, специально останавливается на журнале Пушкина «Современник».
Здесь рассматриваются основные направления работы со студентами при анализе статей Гоголя «О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году» и Белинского «О критике и литературных мнениях «Московского наблюдателя».
Рассмотрев статью Гоголя, следует сопоставить ее со статьей Белинского «Ничто о ничем, или отчет г. издателю «Телескопа» за последнее полугодие (1835) русской литературы». Сопоставляя эти статьи, студенты выясняют: 1) в чем состоит сходство в позициях Гоголя и Белинского; 2) чем можно объяснить совпадение мыслей Гоголя и Белинского; 3) в чем различие оценок Гоголем и Белинским журналистики и критики.
В работе со студентами необходимо также выяснить ряд других вопросов: читал ли Гоголь работу Белинского, написанную несколько раньше его статьи? Мог ли он вообще знать о ней? Каково было отношение к Шевыреву у Гоголя и Белинского? Чем обусловлены критические замечания в отзыве Белинского на статью Гоголя? И т. д. Сопоставление статей Гоголя и Белинского студенты проводят только на втором этапе работы, т. е. тогда, когда перейдут к рассмотрению исследований советских литературоведов, освещающих эти вопросы.
Первый этап работы.
Анализ статьи Н. В. Гоголя «О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году»
«Журнальная литература, эта живая, свежая, говорливая, чуткая литература, так же необходима в области наук и художеств, как пути сообщения для государства, как ярмарки и биржи для купечества и торговли» (VIII, 156), — писал Гоголь в статье «О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году», напечатанной в первом номере «Современника» Пушкина. (Вышел в свет 11 апреля 1836 г.) С разбора этой статьи мы и предлагаем начать знакомить студентов с литературно–журнальной борьбой описываемого периода, так как статья Гоголя дает острую и в основном верную характеристику русских журналов середины 1830–х годов. Статья эта обычно заинтересовывает студентов еще и потому, что она открывает Гоголя с неизвестной им ранее стороны. Одновременно с Пушкиным и Белинским Гоголь борется в ней за идейность литературной критики и за литературу, нужную народу. Гоголь выступает против «бесцветности» и «скудости» «большей части повременных изданий», демонстрируя перед читателями их убожество и никчемность.
Предложив аудитории прочитать статью Гоголя и продумать ряд вопросов, . преподаватель поручает небольшим группам:
1) провести анализ полемических приемов Гоголя–журналиста;
2) сравнить журнальный текст статьи с ее «черновыми редакциями» (VIII, 515—540), с «отдельными отрывками и записями» (VIII, 540—542) и с «отдельными черновыми набросками» (VIII, 542—550); 3) сопоставить текст статьи с характеристиками журналов, которые даны Гоголем в его переписке (см. X и XI); 4) провести параллель между отношением Гоголя к журналам, выраженным в статье, в комедии «Ревизор» (акт III) и петербургских повестях.
Работу рекомендуем начать с беседы о статье в целом, во время которой студентам должна быть предоставлена возможность высказать все, что, по их мнению, является самым значительным в содержании этой статьи.
Особенно большая работа предстоит тем студентам, которые рассматривают черновые редакции и варианты статьи. В черновиках Гоголь еще больше подчеркивает ту роль, которую он отводит критике (VIII, 542—550), с большей категоричностью требует от критика собственной позиции. Гоголь считает, что критик должен противостоять «литературному безверию» и «невежеству», мелким, ничтожным суждениям таких журналистов, как Ф. В. Булгарин, Н. И. Греч и О. И. Сенковский (VIII, 546— 548). Изучение черновых редакций статьи помогает яснее понять ее боевой характер. Читатели «Современника» этой возможности не имели.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Практические занятия по русской литературе XIX века"
Книги похожие на "Практические занятия по русской литературе XIX века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Войтоловская Львовна - Практические занятия по русской литературе XIX века"
Отзывы читателей о книге "Практические занятия по русской литературе XIX века", комментарии и мнения людей о произведении.