Черникова Вячеславовна - Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие"
Описание и краткое содержание "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие" читать бесплатно онлайн.
Черникова, Елена Вячеславовна.
Основы творческой деятельности журналиста : учеб. пособие / Е.В. Черникова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Школа издательского и медиа бизнеса, 2012. — 414 с. — (Artifex).
ISBN 978-5-4160-0018-9
Учебное пособие подготовлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 031300 «Журналистика» (квалификация (степень) «бакалавр») и содержит все необходимые сведения о творческих задачах журналиста и способах их решения, а также освещает вопросы жанрообразования в современных СМИ, предлагает подходы к классификации жанров, рассматривает законодательные и этические нормы, регулирующие деятельность журналиста.
Книга заинтересует студентов, специализирующихся во всех информационных отраслях (реклама, PR, медиабизнес, межкультурные коммуникации и др.).
УДК 070(07) ББК 76.01я7
Все права защищены. Книга не может быть воспроизведена полностью или частично в бумажном или электронном формате без письменного разрешения правообладателя.
Известный журналист Виталий Третьяков (в интервью 3. Дзерановой «Примитивная профессия») высказался так:
Журналистика — это особый образ жизни. Эта такая медиапрофессия. Посредничество между людьми и обществом. Происходят разные события — и человек об этом не узнает, если ему не расскажут. Рассказчик — это и есть журналист. Следовательно, суть профессии сводится к двум простым вещам. Сообщить о некоторых фактах и событиях. И этим ограничиться, если событие простое. Например, поезд сошел с рельсов. Оценка события очевидна. Мнение автора или кого-либо неважно. Нужно раньше других и с большим числом значимых деталей сообщить об этом. А есть сложные события — выборы, например. Как прошли выборы, соотношение голосов, что из этого последует. Здесь человек, занимающийся такой простой профессией, как журналист, должен, помимо фактов, дать еще и мнение экспертов-специалистов. Они могут ни в чем не разбираться, но являются заметными людьми, и поэтому то, что они думают, значимо для аудитории. Это вторая задача для журналистов. И в принципе, этим все ограничивается — больше задач нет. И это может любой человек, более или менее грамотно излагающий свои мысли на бумаге.<...>...Профессионализм в моем понимании — это четко знать, что есть твоя профессия, ясно понимать ее плюсы и минусы. Второе — понимать ее общественную ответственность, т. е. не нужно свои идиотские или даже гениальные мысли навязывать обществу. Видеть уровни своей работы и знать, что ты должен и что имеешь право делать на своем уровне.
И если ты хочешь в следующий уровень, то должен качественно исчерпать этот» [108].
Молодому журналисту полезно иногда читать размышления маститых о профессии — для корреляции своего небольшого, но развивающегося опыта с чеканными формулами мастеров, полученными ценой длительного освоения ремесла.
Сухость термина «информационный продукт» может вызвать различные эмоции, однако с ними надо вовремя разобраться и покончить. Мы уже говорили, что выпячивание своего «я», самочинное наделение себя миссионерскими полномочиями нередко мешает молодой личности заниматься журналистским творчеством, а спокойное умение встроиться в коллективную работу — помогает. Один из приемов приведения своего «я» в порядок, удобный для коллективной творческой деятельности, это правильный выбор самоопределения. Скажите себе «я — творец» и послушайте, как эта формула отзовется в душе. А теперь скажите «создаю информационные продукты», что звучит казенно и неромантично, и опять вслушайтесь в себя. Вы обнаружите два разных состояния. Второе из них конструктивно, а первое — заставляет выпячивать грудь и тратить драгоценное время на переживание неуместной гордости. Не надо пыжиться.
Условно говоря, стихи можно писать «в стол» сколь угодно долго и при этом оставаться поэтом, порой даже становиться поэтом. Но журналист, пишущий «в стол», — это абсурд. «В стол», т. е. для себя, журналист может писать дневник или готовить материалы для будущего труда, но представить себе задержанное во времени, законсервированное до поры актуальное журналистское произведение можно только в двух случаях: или острый текст ждет своего часа, чтобы «выстрелить», или автору пора в клинику. Ни скорая помощь, ни служба спасения, ни пожарные работать «в стол» не могут по определению. А ведь очень часто журналист выполняет сходные функции.
Можно ли создать «в стол» журналистское произведение, рассказывающее о продаже в частные руки дома-музея великого писателя в Москве? Об уничтожении народных промыслов и расцвете криминального рынка подделок? О намеренной дискредитации специалистов, приведшей к остановке целой отрасли медицины? Наверно, можно, только зачем? Накопить компромат? На будущее? Такое информационное «накопительство» еще безнравственнее, чем гобсековское. Настоящий журналист тем и отличается от прочих «любителей новостей», что он за свою страну переживает больше, чем за себя. Это прежде всего означает, что подлинную картину вопиющих отклонений от нравственного закона он обязан увидеть первым и сообщить людям. Да, подчас это опасно, и даже очень, но ведь никто и не обещал, что будет легко, безопасно и прогулочно.
В нашем учебном пособии лейтмотивом звучит мысль, что для занятий журналистикой нужен особый склад ума и характера. Особенность такого склада еще и в том, что, кроме зоркости, информированности, компетентности, общительности журналист должен иметь мужество (эту добродетель обретают люди, сумевшие преодолеть и преобразовать свой страх). И наконец, вспомним старинную максиму из «Введения в познание человеческого разума» Вовенарга: «Успех одаряет очень многим, только не друзьями» 1Ш. Для журналиста это означает спокойную готовность к любым поворотам судьбы, включая славу и богатство.
Таким образом, говоря о создании информационных продуктов как авторских журналистских произведений особого типа, мы имеем в виду прежде всего личность автора. Компьютерная игра — тоже информационный продукт, у которого тоже есть автор, тоже есть спрос и аудитория, влияние (да еще какое!), тираж и цена. И предполагается, что какая-то ответственность тоже должна быть. Но в компьютерной игре нет как необходимого компонента
1°9 разМЫШЛения и афоризмы французских моралистов XVI-XVIII веков: Сборник. JI.: Худож. лит., 1987. С. 373.
актуального сообщения, касающегося непосредственно вашей жизни, здоровья, судьбы ваших близких, потомков, государства, планеты. В компьютерную игру можно играть или не играть — мир не перевернется, Дума не соберется на внеочередное заседание, прокуратура не возбудит уголовного дела. А вот журналистское авторское произведение как актуальный информационный продукт может вызвать любые социально-политические и иные эффекты.
Когда информационный продукт предъявлен, он отрывается от автора и уходит в общество. Пока он «в столе», в компьютере, в голове, он находится на одной из стадий создания, он еще не стал товаром. Пока журналистское произведение не обнародовано, оно не существует.
Информационный продукт не только состоит из информации (сообщения, послания), но и происходит от информации, а также порождает — самим фактом выхода к аудитории — новую информацию: реакцию. Кроме того, попав в поток, он сразу же начинает взаимодействовать с прочими участниками движения.
Итак: происходит, состоит, порождает, взаимодействует. Этот глагольный ряд — олицетворение, метафора, подчеркивающая самостоятельность живого поведения объекта. Но «продукт» — неодушевленное существительное. Почему же он так ведет себя? Что он еще может?
Информационный продукт, как ни сухо-научно звучит это словосочетание, живет, действует, порождает эмоции, направляет мысли, побуждает к поступкам. А то/тот, что/кто может так действовать, причем непрерывно, обладает определенной властью. Вот почему родилась сентенция: информация — это власть. Или вариант: «Кто владеет информацией — тот владеет миром».
Необходимо подчеркнуть, что у этого вида властвования есть четкие правила (Закон РФ «О средствах массовой информации»). Они происходят именно из понимания силы слова, кумулятивной мощи журналистского информационного продукта. С мечтой о подобной эффективности работают блогеры, но ввести их творчество в рамки закона пока невозможно (или в принципе невозможно — это еще неясно), поэтому проблемы качества «любительского» информационного продукта в Сети стоят все острее.
6.3. Компоненты журналистской деятельности
Компонентами журналистской деятельности являются создание, производство и распространение журналистских произведений как информационных продуктов.
На каждом этапе этой деятельности принимают участие специалисты. От эффективности каждого из них зависит общий результат.
О создании — вся эта книга. О производстве вы узнаете из смежных дисциплин, изучаемых по программе факультета журналистики. В распространении участвуют совсем другие специалисты, для которых изучение «Основ творческой деятельности журналиста», строго говоря, не обязательно.
Здесь мы затронем только те компоненты журналистской деятельности, которые вам необходимо знать как творческим индивидуумам, работающим в многоликом коллективе.
Не секрет, что в современных журналистских произведениях довольно часто встречаются фактические неточности, ошибки. В советское время с ними умели эффективно бороться. Во многих редакциях тогда существовали бюро проверки. Это не цензура, не надо путать. Работники бюро быстро и внимательно прочитывали тексты перед печатью на предмет уточнения дат, имен, цитат — словом, всех деталей, где журналист мог допустить даже случайную ошибку, опечатку, пропустить слово.
С началом издательского бума 1990-х гг. редакции отказались от многих полезных штатных единиц ради экономии средств. Под сокращение попали даже корректоры. В результате этих чисток быстро понизился грамматический и фактографический уровень журналистских материалов. Как горестно пошутил один современник: «Мы живем в век великих орфографических открытий...»
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие"
Книги похожие на "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Черникова Вячеславовна - Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие"
Отзывы читателей о книге "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.