» » » » Черникова Вячеславовна - Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие


Авторские права

Черникова Вячеславовна - Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие

Здесь можно скачать бесплатно "Черникова Вячеславовна - Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Черникова, Елена Вячеславовна.

 Основы творческой деятельности журналиста : учеб. пособие / Е.В. Черникова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Школа издательского и медиа бизнеса, 2012. — 414 с. — (Artifex).

ISBN 978-5-4160-0018-9

Учебное пособие подготовлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 031300 «Журналистика» (квалификация (степень) «бакалавр») и содержит все необходимые сведения о творческих задачах журналиста и способах их решения, а также освещает вопросы жанрообразования в современных СМИ, предлагает подходы к классификации жанров, рассматривает законодательные и этические нормы, регулирующие деятельность журналиста.

Книга заинтересует студентов, специализирующихся во всех информационных отраслях (реклама, PR, медиабизнес, межкультурные коммуникации и др.).

УДК 070(07) ББК 76.01я7

Все права защищены. Книга не может быть воспроизведена полностью или частично в бумажном или электронном формате без письменного разрешения правообладателя.






Мы хотим подчеркнуть, что прежде всего журналист обязан знать наизусть положения Закона и глубоко их понимать, чтобы в любой профессиональной ситуации принятие решения начиналось с мысленного обращения к Закону. Это очень важно: вы чувствуете почву под собой, вы не единственный, кто столкнулся с какой-либо проблемой, вы в общем строю.

Рассмотрим некоторые положения.

Требование закона о выполнении устава редакции, с которой журналист состоит в трудовых отношениях, означает, что вы прежде всего часть коллектива. Это надо понять сразу и никогда не подвергать сомнению этот важнейший компонент вашего профессионального мироощущения и поведения. Быть частью коллектива здесь значит, что целевая аудитория данного СМИ на весь период работы в данной редакции становится вашей целевой аудиторией, и вы обязаны всерьез, уважительно (если угодно, с любовью) относиться с ней.

Выполнение требования закона о соблюдении установленных норм в отношениях «источник — журналист» тоже входит в круг обязанностей, а вовсе не прав, в чем нередко путаются начинающие. Источник информации — это священное для журналиста понятие (отношение «журналист — источник» подробно рассматриваются в рамках дисциплины «Профессиональная этика журналиста»).

Отношение «журналист — редакция» обязывают обе стороны, но начинающему журналисту всегда меньше известно об этом комплексе юридических и нравственных проблем, чем членам редакционного коллектива со стажем. Поэтому, входя в коллектив, прежде всего, оставьте дома великое творческое «Я» и освойтесь. (Нормальное творческое «я» потом само включится.) Никто не обязан носить вас на руках, даже если вы чрезвычайно талантливы. Наоборот, если вы семи пядей во лбу, вам лучше быть скромным человеком. Вызывающе, дерзко, амбициозно ведут себя либо бездари, либо не уверенные в себе люди, что неизбежно отражается на качестве труда. И хотя большинству студентов словосочетание «скромный журналист» поначалу кажется абсурдным, особенно в рыночные времена, когда так важно умение презентовать себя во всей красе, поверьте, в отношениях с коллегами по работе это незаменимое качество.

Изучая основы журналистского творчества, полезно поинтересоваться официальными документами, в которых специалисты в области образования запрограммировали комплекс ваших будущих умений. К числу таких документов относится, например, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 031300 «ЖУРНАЛИСТИКА» (квалификация (степень) «бакалавр»). Что следует знать и уметь молодому журналисту? Вчитаемся.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ

4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 031300 «Журналистика» включает: средства массовой информации (газеты, журналы, телевидение, радиовещание, информационные агентства, интернет-СМИ) и смежные информаци-онно-коммуникативные сферы (издательства, пресс-службы, рекламные и PR-агентства (связи с общественностью).

4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 031300 «Журналистика» является массовая информация, передаваемая по различным каналам СМИ, адресованная различным аудиторным группам.

4.3. Бакалавр по направлению подготовки 031300 «Журналистика» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

авторская деятельность — создание материалов для различных типов и видов СМИ с учетом их специфики;

редакторская деятельность — приведение предназначенных для размещения в газете, журнале, на информационной ленте, в теле-, радиоэфире, интернет-СМИ материалов в соответствие с языковыми нормами, профессиональными стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов;

проектно-аналитическая деятельность — участие в разработке и коррекции концепции СМИ, определении их формата, в программировании, планировании редакционной деятельности и анализе ее результатов, разработка авторских проектов, планирование своей собственной работы;

организационно-управленческая деятельность — участие в соответствии с должностным статусом в организации работы СМИ, его подразделений, творческих коллективов;

социально-организаторская деятельность — привлечение к сотрудничеству со СМИ представителей различных сегментов общества, организаций, учреждений и взаимодействие с ними;

производственно-технологическая деятельность — участие в производственном процессе выпуска издания, теле-, радиопрограммы, интернет-СМИ на базе современных технологий.

Мы приводим здесь эту небольшую выдержку из приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. № 775 как своего рода шпаргалку для начинающих журналистов. По ней вы можете периодически проверять уровень своей подготовки. Например, спросите себя: способен ли я привлекать «к сотрудничеству со СМИ представителей различных сегментов общества, организаций...»? Покопайтесь в своих навыках: готовы? Умеете общаться, договариваться, увлекать других своим любимым делом? Если чувствуете хоть в чем-то неуверенность — работайте, тренируйте недостающее умение. Пока вы на студенческой скамье — надо отрепетировать все, что только возможно. Тяжело в учении — легко в бою.

6.2. Создание особого типа авторских произведений (информационных продуктов)

Вся система профессиональных обязанностей журналиста целеустремлена к созданию информационных продуктов.

Информационные продукты, как вы уже знаете, — это особый тип авторских произведений. Особенностей много: информационные продукты имеют периодичность, актуальность, символичность, перманентный спрос и предложение, стоимость, цену. Они производятся обязательно, независимо от воли отдельного индивидуума. Они востребуются независимо от обстоятельств. Они символизируют, обобщают явления бытия независимо от величины явлений. Они отражают актуальные процессы независимо от предъявленности или сокрытости этих процессов. Наконец, информационные продукты продаются и покупаются. Инструментом этой купли-продажи выступают не только деньги, но и другие ценные эквиваленты, о которых надо говорить особо, поскольку они бывают ценнее и на первый взгляд незаметнее денег. Об этом речь пойдет чуть ниже.

Можно сказать, что к третьему тысячелетию нашей эры информационные продукты обрели самостоятельность — в том смысле, что желание или нежелание индивида производить их не влияет ни на их присутствие на рынке, ни на процесс их создания: информационный поток нарастает как бы сам по себе. Информационный поток сам является информационным высокотехнологичным мегапродуктом. Эту особенность нашего времени трудно понять старшему поколению, выросшему в эпоху, когда не было Интернета, кабельного телевидения, транснациональных СМИ, мобильных телефонов, FM-диапазона в радиовещании и т. д.

Современный человек уже не может жить без информации. Мы исключаем из этого рассуждения дикие племена с уединенных островов, поскольку они живут по традициям другого века.

Как уже говорилось, авторские произведения, информационные продукты предназначены для купли-продажи и тиражирования. Из этого следует, что они должны быть:

а) типичны (распознаваемы); б) соответствовать общественному ожиданию (релевантны), соответствовать запросу; в) планируемы.

Индивидуум, обладающий творческим потенциалом, может пережить серьезный дискомфорт при попадании на конвейерную работу. Значит, сознательное профессиональное создание информационных продуктов начинается с добровольного решения автора участвовать в процессе, имеющем известные особенности, не устранимые личной волей. Все, что касается технологии творческого процесса и художественных деталей, — все это во-вторых. А во-первых — требуется четкое понимание, что журналист не является свободным художником, даже если работает внештатно, в нескольких редакциях и вроде бы не связан корпоративными правилами одного конкретного СМИ. Настоящий журналист зависит от своей совести, патриотизма, чести и достоинства, понимания своего общественного долга. Президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов в интервью JI. Кукушкиной «За что нас бьют» выразился так: «Мне очень повезло, что я — непрофессиональный журналист. Ведь журналистика — это добровольно признанное ежедневное рабство»[107].

Образно говоря, журналист всегда на своем собственном военном положении. Он обязан видеть мир острее, чем другие люди, и в соответствии с законодательством обеспечивать право общества знать правду.

В каком бы жанре ни создавались информационные продукты, они хорошо работают только здесь и сейчас, живут недолго, уходят в историю почти мгновенно. Оперативность проявляется не только в новостной журналистике, она вообще в сути профессии. За оперативностью закреплены сиюминутность, скоротечность, самоотверженная готовность журналиста завтра же забыть, как трудно было сегодня, и вновь искать говорящие факты. Красивое слово «оперативность» означает, что человек психологически всегда на работе, без выходных.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие"

Книги похожие на "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Черникова Вячеславовна

Черникова Вячеславовна - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Черникова Вячеславовна - Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.