Черникова Вячеславовна - Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие"
Описание и краткое содержание "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие" читать бесплатно онлайн.
Черникова, Елена Вячеславовна.
Основы творческой деятельности журналиста : учеб. пособие / Е.В. Черникова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Школа издательского и медиа бизнеса, 2012. — 414 с. — (Artifex).
ISBN 978-5-4160-0018-9
Учебное пособие подготовлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 031300 «Журналистика» (квалификация (степень) «бакалавр») и содержит все необходимые сведения о творческих задачах журналиста и способах их решения, а также освещает вопросы жанрообразования в современных СМИ, предлагает подходы к классификации жанров, рассматривает законодательные и этические нормы, регулирующие деятельность журналиста.
Книга заинтересует студентов, специализирующихся во всех информационных отраслях (реклама, PR, медиабизнес, межкультурные коммуникации и др.).
УДК 070(07) ББК 76.01я7
Все права защищены. Книга не может быть воспроизведена полностью или частично в бумажном или электронном формате без письменного разрешения правообладателя.
Голодание (мода!) наравне с обжорством (нервная привычка!) нарушают нормальную работу мозга, и тут комментарии излишни. Научитесь питаться правильно, без излишеств. Поверьте, это очень важно.
Что до лени, то этот порок, если вы ему подвержены, тоже не даст вам достичь высот в профессии, потому что у вас много времени уйдет на уговаривание самого себя сесть за работу. Лень требует своей изобильной пищи: слишком долгого сна по неопределенному графику, просмотра всех телепередач без разбора под предлогом утоления информационного голода, а также бесконечных походов тусовочными маршрутами под предлогом изучения жизни и налаживания связей. Разумеется, все бывает и всевозможные сбои в режиме случаются. Но если вы замечаете, что к регулярному посещению ночных клубов начинаете относиться как к весьма творческой работе, то вы в опасности как журналист. (Кстати, лени нет в природе. Есть малая мотивация к труду.)
Вы можете удивиться, почему мы заговорили о таких частных вопросах, о стилистике личной жизни журналиста именно в этой главе, где рассказывается о стадиях создания журналистского произведения. Надо подчеркнуть, что умение работать продуктивно начинается с умения работать ежедневно, всегда. Настоящий журналист понимает, что такое дисциплина.
Рабочее место следует организовать сообразно своим потребностям: свет или полумрак, чай или компот, тишина или музыка — все это может и помешать, и помочь. Набор своих помощников — звуков и предметов — вы должны подобрать сами. Вам должно быть удобно за работой, чтобы тело не отвлекало своими требованиями. Напомним, что пока мы рассматриваем идеальную схему, когда рабочую обстановку можно организовать самостоятельно.
Организация своего места у творческого человека может выглядеть в глазах окружающих сколь угодно причудливо, но это не должно иметь для вас никакого значения. Главное, вы должны чувствовать себя комфортно, даже если вас сочтут чудаком. Конечно, «в пределах санитарной нормы».
Как рассказывал о великом Чаплине режиссер Луис Бунюэль, у него была странная манера работать. К примеру, музыку для своих фильмов он сочинял во сне. У изголовья устанавливал сложное записывающее устройство, чтобы по ночам в полусне можно было напеть несколько тактов. Причуды великих людей изобильно описаны в мемуарной литературе, и это не случайно: загадка творчества веками рассматривается со всех сторон, даже самых неожиданных. Вполне возможно, что и ваши причуды, которые окажутся плодотворными, будут потом кем-то исследоваться.
Здоровье и, соответственно, постоянная работоспособность являются необходимыми условиями успешной деятельности. Именно об этом молодые чаще всего забывают по естественным причинам, а также в силу моды или бравады. Лучше все же помнить русскую пословицу: «Береженого Бог бережет». Она, как никакая другая, актуальна для журналиста.
Приступая к любой теме, даже хорошо вам известной, поинтересуйтесь, что нового в этой области произошло в последнее время. Никогда не считайте свой опыт и знания абсолютными, окончательными, пользуйтесь всеми доступными информационными ресурсами — всеми СМИ вкупе с их архивами, Интернетом, книгами, возможностью получить консультацию у коллег. Даже если вы трудитесь над заметкой о местном происшествии, следует знать как можно больше о самой местности: бывает, что буквально со вчера на сегодня изменились названия улиц, фамилии участников и иные подробности, в которых вы, казалось, были совершенно уверены. Тексты, описывающие действующих людей, порой ведут себя так же вольно, как сами люди. Сделать ошибку можно даже при простой перепечатке плана мероприятий районного Дома культуры: неверно указать имя-отчество фигуранта, исказить название мероприятия, посчитав это малосущественной деталью. В итоге можно лишиться доброго имени и места работы.
Когда речь идет о событиях большего масштаба, то пропорционально увеличивается и поле для ошибок. Поэтому мы еще раз подчеркиваем: необходимо всегда быть в рабочем состоянии, чтобы не упустить важную деталь, не понадеяться на авось, чтобы иметь время и силы перепроверить себя, перечитать написанное, убрать стилистические огрехи самостоятельно. Бывает, что, выправляя ваш стиль, редактор случайно уберет из текста и важную фактическую деталь, что также может привести к печальным последствиям.
Личная заинтересованность журналиста в мастерском исполнении важна на всех стадиях создания произведения. Личная нота всегда присутствует, и ее не скроешь: сделано с огоньком или с прохладцей — это видно. Читатель может простить, редактор может не заметить, но сам-то автор знает, сколько искренности вложено в работу. Послевкусие от неискренней работы будет неприятным и у журналиста, и у аудитории, поэтому лучше браться за такие темы, которые вас лично действительно волнуют.
Пусть наш следующий совет покажется вам странным, но добиться оптимального рабочего состояния можно даже с помощью воображения. Если у вас объективно нет возможности поработать над материалом в идеальных условиях, то их надо вообразить. Не удивляйтесь: наша фантазия чудодейственна. Это действительно эффективный способ сосредоточиться, нацелиться на процесс и получить результат даже в самой неподходящей обстановке. Великий режиссер и реформатор русского театра К.С. Станиславский называл этот прием «если бы». Магическая формула «если бы» помогает актеру хорошо сыграть в воображаемых условиях, которые весьма далеки от реальных, и ту роль, которая еще не отрепетирована до блеска.
Воображение весьма живо у детей. Взрослым бывает нелегко включиться в игру «если бы», им часто кажется, что если бы дали ему нормальный компьютер, хорошую погоду, трезвого водителя и кофе погорячее, и тогда получился бы первоклассный материал. Конечно, так лучше, но предлагаемые обстоятельства (тоже термин Станиславского) почему-то всегда отличаются от идеальных: то начальство не в духе, то сотрудники сплетничают и мешают думать, то кофе убежал, то Интернет завис, телефон потерялся, нужной книги нигде нет и т. п. Замечено, что череда подобных неурядиц обычно присутствует в неинтересной работе. Жизнь и материал начинают сопротивляться журналистскому отражению, если автор не в форме. Как назло.
Нет, не назло и не случайно. В хорошо организованной журналистской голове, умеющей сосредоточиться на задаче, сам по себе всплывает образ нормальных рабочих условий, и тогда слух перестает воспринимать посторонние звуки, а зависший компьютер почему-то сам приходит в норму. Запомните главное: из головы надо навек выбросить пять пакетов мусора, а именно — желание быть правым, стремление к комфорту, желание контролировать все на свете, все оценивать и над всем доминировать. Рискните мнимыми «сокровищами», и как только этот хлам вылетит вон, сразу станет легче.
«Итак, имея тему и концепцию, собрав и обработав материал, составив план и продумав сюжет, обезопасив себя от штампов, преодолев сопротивление первого абзаца и найдя верный тон повествования и т. д. и т. п., — теперь-то мы с легкостью волшебной напишем материал. Написали! А чем его закончить?»[63].
Действительно, чем? Говорят, кода должна быть запоминающейся. Эффект последнего абзаца. Артист уходит с арены под аплодисменты восхищённой публики. Если, написав текст и перечитав его, вы «не слышите аплодисментов», возможно, не удался именно финал. Перепишите.
Лид, начальная, вводящая в курс дела фраза (иногда несколько фраз), тоже должен быть запоминающимся.
И заголовок — тем более. Это вообще половина успеха материала. «Как назовёшь корабль, так он и пойдёт» — знают вроде бы все. Остается помнить данное правило и следовать ему неукоснительно.
Словом, все должно быть запоминающимся. Как это сделать — да еще в условиях цейтнота? Об этом чуть ниже.
Авторское редактирование. Известный советский писатель, много поработавший для журналистики, признавался: «Самое трудное для меня — работа над словом. Чем руководствуюсь я, предпочитая одно слово другому? Во-первых, слово должно с наибольшей ясностью определять мысль. Во-вторых, оно должно быть музыкально выразительно. В-третьих, должно иметь размер, требуемый ритмической структурой фразы. Трудность работы состоит в одновременном учете этих трех основных требований»[64]. С этой трудностью вы тоже столкнетесь, но это не повод передоверять свою работу другим людям: к редактированию собственных текстов надо относиться не менее ответственно, чем к их созданию.
К основным принципам авторского редактирования материала мы относим умение видеть свой текст чужими глазами, следить за единством содержания и формы, самостоятельно устранять все второстепенное.
Переходя к редактированию, следует еще раз прочитать текст, обращая особое внимание на начало и финал. Восприятие читателя так уж устроено, что первым делом выхватывает именно эти части текста.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие"
Книги похожие на "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Черникова Вячеславовна - Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие"
Отзывы читателей о книге "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.