Сборник - Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II"
Описание и краткое содержание "Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II" читать бесплатно онлайн.
Антология представляет собой первое в России издание, в котором сведены под одну обложку сочинения православных и «еретиков», охватывающие почти полтора тысячелетия. Многие тексты, вошедшие в Антологию, на русский язык переведены впервые, а сопровождающие их статьи написаны с учетом последних достижений современной патрологической науки.
Во второй том вошли сочинения более чем тридцати авторов VI-XV вв. Проблематика тома охватывает богословско-философские системы, возникшие в данный период, восприятие христианскими авторами неоплатонизма и споры с языческой философией, полемику с монофизитством, тритеизмом, оригенизмом и монофелитством, споры об иконопочитании, полемику с латинянами и латиномудроствующими, споры об универсалиях, паламитские споры, некоторые вопросы евхаристического богословия и другие темы, ключевые для понимания мира восточно-христианского богословия, философии и культуры.
Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. В 2-х т. / Под науч. ред. Г. И. Беневича и Д. С. Бирюкова; сост. Г. И. Беневич. – М., СПб.: «Никея»-РХГА, 2009. (Smaragdos Philocalias; Византийская философия: т. 4-5)
Исходный Djvu - http://mirknig.com
1887
Мф. 26, 20–25; Мк. 14, 17–20; Лк. 22, 17–21; Ин. 13, 18; 26–27; 30; ср.: Пс.40, 10.
1888
Перевод выполнен по изд.: Theophanos Nikaias apodeixi oti edunato ex aidiou gegenes thai ta onta kai anatrope tautes / Ed. I. Polemis. Athenes, 2000.
1889
Ср.: Григорий Нисский. Толкование на Шестоднев: PG 44, 72ВС.
1890
Ср.: Григорий Палама. О Божественном единении и различении 16.
1891
Афанасий Александрийский. Против ариан 3: PG 26, 464А.
1892
1 Ин. 4, 8–16.
1893
Ин. 3, 16.
1894
Прит.22, 11.
1895
Ср.: Анастасий Синаит. Беседа на слова «по образу» 3: PG 89, 1177А.
1896
Максим Исповедник. Диспут с Пирром: PG 91, 316D.
1897
Ср.: Иоанн Филопон. Комментарий на Категории 44.13 (Busse).
1898
Ср.: Григорий Палама. Против Григоры 1.35: «Если тварны таковые действования и созидать — это сотворенное, то это нуждалось бы в другом таковом действовании, чтобы быть созданным, а оно — опять в другом, и так до бесконечности». Ср. также: Григорий Акиндин. Опровержения 3.42.11–16: «Что есть движущее эту движимую силу? Ты говоришь, что Божественная природа, которая все движет движением [движимым], движется некоей другой силой, или эта природа сама по себе неподвижна? Если другой силой, то такой же расчет будет и для этой силы, и это до бесконечности».
1899
Ср.: Аристотель. Метеорологика 382а27–29.
1900
Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию 59: PG 90, 604D; ср.: Он же, Главы различные о богословии и домостроительстве 4.12: PG 90, 1308D.
1901
Он же, Вопросоответы к Фалассию 59: PG 90, 605В; ср.: Он же, Главы различные о богословии и домостроительстве 4.13: PG 90, 1308D.
1902
Аристотель. Метафизика 11, 1067b31–1068al. Григорий Нисский. Об устроении человека: PG 44, 184D; Максим Исповедник. Вопросы и недоумения: PG 91, 1073 С; Иоанн Дамаскин. Источник знания 68.10: PG 94, 673В.
1903
Максим Исповедник. Вопросы и недоумения (PG 91, 1073В; ср. 352А).
1904
Ср.: Василий Кесарийский. Толкование на Шестоднев 2.3: 148–149 (Giet), PG 29, 33В; Григорий Нисский. Против Евномия 2.372–373: 1.335.7–14 (Jaeger), PG 45, 1036С; Максим Исповедник. Вопросы и недоумения: PG91, 1217В.
1905
Ср.: Григорий Богослов. Слово 44.4: PG 36, 609D.
1906
Ср.: Дионисий Ареопагит. О Божественных именах 2.10: PG 3, 673 С; Григорий Нисский. Огласительное слово: PG 45, 25С.
1907
Слово создано в 70–е гг. XIV в.
1908
Перевод со среднегреческого выполнен по изд.: Theophanes Nicaenus. Sermo in Sanctissimam Deiparam / Ed. M. Jugie, A.A. Romae, 1935. (Lateranum 1). Pp. 172.26–174.30.
1909
Ин. 20, 22.
1910
Мф. 16, 19; 18, 18; ср.: Ин. 20, 23.
1911
Или «утверждает», «поддерживает».
1912
Или «влечению», «устремлению».
1913
Микроцитата из «Слова на Преображение» (438.49 (Kotter)) св. Иоанна Дамаскина.
1914
Или «сознательного».
1915
Т. е. Богородицы и Иисуса Христа.
1916
Т. е. взаимопроникновения.
1917
Речь идет о Воплощении и последующих событиях.
1918
В этой фразе особенно видно, что Феофан прилагает к Пресвятой Богородице учение св. Максима Исповедника о Мелхиседеке, который настолько преисполнился благодати, что был познаваем уже не по природным своим чертам, но по той степени обожения и преображения благодатью, которой он достиг. Это же учение оказало влияние на св. Григория Паламу. См.: Феофан Никейский. Похвальное слово Пресвятой Богородице 148.24–150.3 (Jugie, Romae); ср.: 162.24–31; Максим Исповедник. Amb. 10: PG 91, 1140D—1141В; о св. Мелхиседеке как прототипе всех святых, по прп. Максиму, см., например: Лурье В. М. (при участии В.А. Баранова). История византийской философии. Формативный период. СПб., 2006. С. 361; о влиянии этого учения на Св. Григория Паламу см.: Choufrine А. Melchizedek in Maximus the Confessor and Gregory Palamas: A Statement of a Problem for a Case Study of the Byzantine Idea of Salvation History // Современные проблемы теологического образования (культурологический, богословский, педагогический и лингвистический аспекты). Материалы Международной первой богословской научно–практической конференции 9–10 декабря 2003 г. (Екатерининские чтения 1). Екатеринбург, 2003. Сс. 112–114.
1919
Ср. у св. Кирилла Александрийского: «Следовательно, та Жизнь, Которой Отец обладает в Себе, есть не что иное, как Сын; опять–таки, та Жизнь, Которой обладает Сын, есть не что иное, как Отец…» (Тезаурус 14: PG 75, 244В).
1920
С человечеством Спасителя.
1921
Из множества источников и параллелей мы и здесь предполагаем ориентацию Феофана на «Слово на Преображение» (438.47—49 (Kotter)) св. Иоанна Дамаскина.
1922
PLP 1, 145; PLP 5, 11466; CSGL 05152; РМА; Аунаев А. Г. Дополнение к Добротолюбию… С. 154. Также Мелениконе см.: Dujcev I. Melnik au Moyen Age // Byzandon. 38, 1968. Pp. 28–41. Ныне — болгарский городок Мелник (юго–западная гористая часть Болгарии).
1923
«Пустынью» обычно назвали небольшой комплекс калив или маленьких хижин, где жила немногочисленная братия, подчинявшаяся своему старцу.
1924
См.: Cod. V, л. 126 об.
1925
С. Куцас считает примерной латой рождения Каллиста 1325 г. (Koutsas S. Callistos Angelicoudes… P. 29), однако исходит из предположения, что в 1360–х годах Каллист достиг своего «акмэ», г.е. возрасга 40—45 лег, приводя в качестве доказательства его активную полемическую деятельность.
1926
Там же.
1927
Там же.
1928
Ср.: Георгий Факрасис. Диспут свт. Григория Паламы с Григорой философом. Философские и богословские аспекты паламитских споров / Пер. с древнегреч. Д. А. Поспелова; о тв. ред. Д. С. Бирюков. Афон, М., 2009.
1929
Ср. Слово 7 «Исихастского утешения»: «Чей гроб обильно подает исцеления и ныне открыто являег чудеса» (Cod. V, л. 129). Палама был канонозирован в 1368 г., однако согласно свидетельству патриарха Филофея Коккина, чудеса от мощей происходили сразу после смерти святителя (1359 г.).
1930
См.: Исихастское утешение 3.3.
1931
Там же 1 (cod. V, л. 4–37 об.)
1932
Там же 2 (cod. V, л. 38–68 об.)
1933
См.: Там же (cod. Vat. gr. 736, л. 38 об.) По сути, главный упрек, который Каллист предъявляет своему оппоненту, — отсутствие реального духовного опыта.
1934
Miklosich Г., Muller J. Acta et diplomata greaca medii aevi sacra et profana. In 6 vol. Wien, 1860–1890. Vol. 1. P. 552.
1935
Ibid.
1936
В современном Мелнике (Мелениконе) сохранилась церковь св. Николая (болг. Свети Никола); вероятно, эта церковь XVIII в. была построена на месте древнего храма.
1937
Мы с долей условности отождествляем вслед за А. Ю. Виноградовым и О. А. Родионовым «219 глав» с «Исихастским обучением» и поэтому не относим сочинение «Исихастское обучение» к утраченным (о причинах такого решения см. ниже).
1938
PG 147, 833—942. Последнее переиздание: Φιλοκαλία των ιερών νηπτικών, συνερανισθέίσα παρά τών αγίων και θεοφόρων πατέρων … Τόμος Ε. Άθήναι, 1976. Σ. 4—59.
1939
Первое издание 1798 г.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II"
Книги похожие на "Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Сборник - Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II"
Отзывы читателей о книге "Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II", комментарии и мнения людей о произведении.