Сборник - Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II"
Описание и краткое содержание "Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II" читать бесплатно онлайн.
Антология представляет собой первое в России издание, в котором сведены под одну обложку сочинения православных и «еретиков», охватывающие почти полтора тысячелетия. Многие тексты, вошедшие в Антологию, на русский язык переведены впервые, а сопровождающие их статьи написаны с учетом последних достижений современной патрологической науки.
Во второй том вошли сочинения более чем тридцати авторов VI-XV вв. Проблематика тома охватывает богословско-философские системы, возникшие в данный период, восприятие христианскими авторами неоплатонизма и споры с языческой философией, полемику с монофизитством, тритеизмом, оригенизмом и монофелитством, споры об иконопочитании, полемику с латинянами и латиномудроствующими, споры об универсалиях, паламитские споры, некоторые вопросы евхаристического богословия и другие темы, ключевые для понимания мира восточно-христианского богословия, философии и культуры.
Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. В 2-х т. / Под науч. ред. Г. И. Беневича и Д. С. Бирюкова; сост. Г. И. Беневич. – М., СПб.: «Никея»-РХГА, 2009. (Smaragdos Philocalias; Византийская философия: т. 4-5)
Исходный Djvu - http://mirknig.com
740
К Иоанну грамматику, цит. но изд.: Преподобный Феодор Студит. Послания. .. Кн. 2. Сс. 144—147; цитирую более точный перевод но изд.: уЛурье В. М. (приучастии Баранова В. А.) История византийской философии… С. 484. Интересно, что э го письмо, написанное еще до начала второго иконоборчества, адресовано к будущему лидеру иконоборцев и последнему их патриарху; из текста письма видно, что он уже тогда сомневался в правомерности иконопочитания и критиковал взгляды Феодора.
741
Письмо к св. Платону.
742
Антиррегика 3.15, цит. по изд.: Творения преподобного Феодора Студита в русском переводе… Т. I. С. 162.
743
А1ггиррегика 3.18, цит. по изд.: Творения преподобного Феодора Студита в русском переводе… Т. I. С. 163–164.
744
Антирретика 3.15, цит. по изд.: Там же, с. 162.
745
См. подробнее: Лурье В. М. (при участии Баранова В. А.) История визанIмиской философии… Сс. 80–85, 230–234, 484–486.
746
Текст приводится по изд.: Преподобный Феодор Студит. Монастырский устав. Великое оглашение. Ч. II. М., 2001. Сс. 307–311, со значительными исправлениями монахини Кассии (Т. А. Сениной) в соответствии с греч. текстом: Theodori Studitae. Epistulae / Rec. G. Fatouros. Vol. 1. Berlin, New–York, 1992. (Corpus Fontium Historiae Byzantinae, Series Berolinensis 31). Pp. 164–168 (ep. 57). Разделение на абзацы произведено по изданию Г. Фатуроса.
747
В греческом тексте игра слов: άλογόν μου λόγον.
748
χαρακτήρ.
749
Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии 4.1 (у Фатуроса (Theodori Studitae. Epistulae… P. 164), неверно указано: 4.3).
750
Василий Великий. О Святом Духе 18:45.15–20 (по изд.: Basile de Cesaree.
751
Там же 18: 45.20–23.
752
Текст приводится по изд.: Творения преподобного Феодора Студита в русском переводе. Т. I—II. СПб., 1907–1908. Т. I. Сс. 119–133.
753
Так называемый «Breviarium historicum de rebus gestis post Mauricii imperium»; греческий текст см.: Nicephon anhiepiscopi Constantinopolitani Opuscula historica / Ed. C. de Boor. Lipsiae, 1880. Pp. 3–77 [Репринт: 1975], рус. пер.: Творения святого отца нашего Никифора, архиепископа Константинопольского. Минск, 2001. Сс. 305–356.
754
Этот эпизод рассказывается в жи гии св. Никиты Мидикийского, одного из современников патриарха, написанном после 824 г. (§ 33); см.: Житие св. исповедника Никиты, игумена Мидикийского / Пер., сост., статья Д. Е. Афиногенова. М., 2001. С. 124.
755
Оба будущие иконоборческие патриархи: Антоний в 821–837 гг., Иоанн в 837–843 гг.
756
Сказание о перенесении его мощей см.: Афиногенов Д. В. Перенесение мощей патриарха Никифора // Реликвии в Визан тии и Древней Руси: письменные источники / Ред. А. М. Лидов. М., 2006. Сс. 46—55.
757
Рус. пер. приводится ниже.
758
Так называемый «Apologeticus Minor». Написано до изгнания патриарха с кафедры. Рус. пер. приводится ниже.
759
Так называемый «De Magnete». Греч, текст: Sanctus Nicephorus. Ex Antirrheticis libris loca selecta // Spicilegium Solesmense / Ed. J. B. Pitra. Т. I. Paris, 1852. Pp. 302–335 [Penp. 1962].
760
Antirrhetici, далее — Обличение 1–3. Греч, текст: PG 100, 205А–533А; рус. пер.: Творения святого отца нашего Никифора… Сс. 257–557.
761
Apologeticus Maior. Написано позже «Обличений». Греч, тексп PG 100, 533В–832; рус. пер.: Творения святого отца нашего Никифора… Сс. 111–304.
762
Eusebii Caesariensis confutatio. Греч, тексг: SanctiNicephori. Antirrheticus liber quartus // Spicilegium Solesmense. Т. I. Pp. 373–503. Эта и следующая работы связаны между собой и написаны после предыдущей.
763
Pseudo–Epiphanii sive Epiphanidis confutatio. Греч, текст: Sancti Nicephori. Antirrheticus liber quartus // Spicilegium Solesmense / Ed. J. B. Pitra. Т. IV. Paris, 1858. Pp. 292–380 [Penp. 1963].
764
Греч, тексг: Declerck J. Les sept opuscules Sur la fabrication des images attrihues a Nicephore de Constantinople // Philomathestatos: Studies in Greek and Byzantine Texts Presented to Jacques Noret for his Sixty–Fifth Birthday / Eds. B. Janssens, B. Roosen, P. Van Deum. Louvain, 2004 (Orientalia Lovaniensia Analecta 137). Pp. 105–164.
765
Греч, текст: Nicephori Patriarchae Constantinopolitani. Refutatio et Ever–sio Definitionis Synodalis anno 815 / Ed. J. — M. Featherstone. Turnhout, Leuven, 1997 (Corpus Christianorum, Serie Graeca 33); см. также рецензию Д. E. Афиногенова на это издание: Христианский Восток, н. с. 2, 2001. Сс. 486–488.
766
Иконоборцы ссылались на некоторые его высказывания против изображений Христа, но св. Никифор (в частности, в «Защитительном слове» (4)) отрицает их подлинность и замечает, чо в любом случае вопрос об иконах уже соборно решен в Никее в 787 г. Подробнее см. в Nicephori Patriarchae Constantinopolitani. Refutatio…, а также: Alexander P. ]. The Patriarch Nicephorus of Constantinople: Ecclesiastical Policy and Image Worship in the Byzantine Empire. Oxford, 1958; Idem., The Iconoclastic Council of St. Sophia (815) and Its Definition (Horos) // Dumbarton Oaks Papers. 7, 1953. Pp. 37–66.
767
Попытка реконсфукции этого иконоборческого флорилегия была предпринята в работе: Alexander P. J. The Iconoclastic Council…
768
Защитительное слово 2.
769
Обличение 1.28—29, цит. по изд.: Творения святого отца нашего Никифора… Сс. 400–401.
770
Обличение 1.29, цит. по изд.: Там же, с. 401.
771
Защитительное слово 6.
772
Там же 8.
773
В отличие от иконоборцев первого периода ереси, которые приняли ее как новую и потому были прощены на Никейском соборе после покаяния и приняты в сущем сане.
774
Защитительное слово 6.
775
Обличение 2.54, цит. по изд.: Творения святого отца нашего Никифора… Сс. 526–527.
776
Обличение 3.45, цит. по изд.: Там же, с. 518.
777
Обличение 1.41, цит. по изд.: Там же, с. 418.
778
Обличение 1.24, циг. по изд.: Творения святого огца нашего Никифора… С. 391.
779
2 Обличение 1.25, цит. но изд.: Там же, с. 393.
780
Например, И. Мейендорфа и К. Шёнборна, как эго отмечено в изд.: Лурье В. М. (приучастии Баранова В. Л.) Исгория византийской философии. Формативный период. СПб., 2006. Сс. 481.
781
Ср.: Мейендорф И., протопресв. Иисус Христос в восточном православном богословии. М., 2000. С. 209; Лурье В. М. (приучастии Баранова В. А.) История византийской философии… С. 482. Отметим, что цитата из Никифора, приводимая Лурье на с. 483 как «Обличение» (1.22), на самом деле находится в «Обличению) (1.23) (Творения святого отца нашего Никифора… С. 388); ее же цитирует К. Шёнборн в своей книге: Икона Христа. Богословские основы. Милан, Москва, 1999. С. 205. Святитель говорит, что хотя Слово неописуемо по природе, тем не менее Оно «вызывается в памяти» при взгляде на икону, поскольку' иконописец, начертывая образ Хрисга по плоти, «запечатлевает единение (έπισφίγγει τήν ένωσιν)». Однако если Шёнборн считает, что она не устраняет подозрения в несторианстве, то Лурье видит в ней «довольно прямое отождествление Хрисга и Логоса», при этом почему–то оба исследователя выпускают при цитировании выражение «запечатлевает единение», начиная цитату со следующих слов, хо тя эго выражение как раз свидетельсгвуег в пользу того, что Никифор «не забывает» о единстве ипостаси Христа.
782
Т. е. три Божественных Лица Св. Троицы и одно человеческое лицо Христа.
783
Обличение 1.22, цит. по изд.: Творения святого отца нашего Никифора… С. 385, курсив наш.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II"
Книги похожие на "Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Сборник - Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II"
Отзывы читателей о книге "Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II", комментарии и мнения людей о произведении.