Сбоник - Антология восточно–христианской богословской мысли, Том I

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Антология восточно–христианской богословской мысли, Том I"
Описание и краткое содержание "Антология восточно–христианской богословской мысли, Том I" читать бесплатно онлайн.
Антология представляет собой первое в России издание, в котором сведены под одну обложку сочинения православных и «еретиков», охватывающие почти полтора тысячелетия. Многие тексты, вошедшие в Антологию, на русский язык переведены впервые, а сопровождающие их статьи написаны с учетом последних достижений современной патрологической науки.
В первый том вошли сочинения более чем двадцати пяти авторов II‑VI вв. Проблематика тома охватывает полемику с гностицизмом, формирование основ церковного вероучения, оригенизм, триадологические и христологические споры, формирование христианской антропологии и другие вопросы, ключевые для понимания мира восточно–христианского богословия и культуры.
Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. В 2-х т. / Под науч. ред. Г. И. Беневича и Д. С. Бирюкова; сост. Г. И. Беневич. – М., СПб.: «Никея»-РХГА, 2009. (Smaragdos Philocalias; Византийская философия: т. 4-5)
Исходный Djvu - http://mirknig.com
1059
Текст приводится по изд.: Творения святого Григория Нисского. Ч. 7. М., 1865.
1060
О Макрине см. сочинение свт. Григория «Послание о жизни святой Макрины».
1061
См. предисловие к трактат)’ «Об устроении человека»; предисловие н заключение к защитительному слову о Шестодневе.
1062
См. письмо 13 свт. Григория Нисского, к знаменитому антиохийскому ритору Либанию.
1063
См. письмо 11 (по PG; в рус. пер. — 16) свт. Григория Богослова.
1064
Ср.: Григории Нисский. О девстве 3.1; Григорий Богослов. Письмо 197.2; Он же, Эпиграмма 164; Никифор Колышет. Церковная история 11.19.
1065
В «Слове на свое рукоположение» (4) свт. Григорий свидетельствует о том, что он не был готов принять епископский сан. См. также: Григорий Нисский. Письмо 9.3; Василий Кесарийский. Письмо 100.
1066
См.: Василий Кесарийский. Письма 58–60.
1067
См.: Он же, Письма 225, 233.
1068
См.: Он же, Письма 237, 239.
1069
См.: Григорий Нисский. Письмо 6.6–11.
1070
См.: Он же, Послание о жизни святой Макрины 15; Письмо 19.
1071
См.: Он же, Послание о жизни святой Макрины 16.
1072
См.: Он же, Письмо 19.11.
1073
См.: Он же, Письмо 19.5.
1074
См.: Он же, Письма 5, 18, 19.16—18, 22.1—2.
1075
См.: Кодекс Феодосия 16.1.3; Созомен. Церковная история 7.9.6.
1076
1 См.: Григорий Нисский. Письмо 2.12—13.
1077
См.: Он же, Письмо 3.
1078
См.: Он же, Письмо 2.16—18.
1079
См.: Он же, Письма 6.10, 18.5, 21.2.
1080
Большое огласительное слово 5.
1081
Там же.
1082
Там же.
1083
Об устроении человека 2.
1084
Там же 3.
1085
Об устроении человека 8.
1086
Там же.
1087
Ср.: «…Поскольку, согласно этой последовательности, из принявших жизнь через плоть чувственное может быть само по себе без умной природы, но словесное не иначе возникает в теле, как только срастворившись с чувственным, то поэтом}’ последним после произрастающего и пасущегося был устроен человек, ведь природа известным образом шла вперед к совершенству.<…>Таким образом, природа как бы из ступенек, то есть из отличительных признаков жизни, совершает восхождение от самого малого к совершенном)*» (Там же, рус. пер. В. М. Лурье, цит. по изл.: Григорий Нисский, св. Об устроении человека / Пер., послесл. н прим. В. М. Лурье. СПб., 2000. Сс. 32–34).
1088
Об устроении человека 16. См. также: О надписании псалмов 1.3.
1089
Об устроении человека 16.
1090
О душе и воскресении: PG 46, 41 С.
1091
О смерти 41–42 (GNO); О душе и воскресении: PG 46, 40.
1092
Такое использование понятие «подобие» см., например, в трактате «О душе н воскресении» (PG 46, 89С-92А).
1093
Об устроенни человека 16, см. также: Там же 22, 29.
1094
Там же 20–29.
1095
PG 45, 120С; см. также т. н. 38 письмо свт. Василия Великого, принадлежащее, как считают современные исследователи, свт. Григорию Нисскому (HubnerK Gregor von Nyssa als Verfasser der sog. Ep. 38 des Basilius: Zum unterschiedlichen Verstandnis der ousia bei den kappadokischen Briidern / / Epektasis: Melanges patrisdques offerts au cardinal Jean Danielou / Eds. J. Fontaine, Ch. Kannengiesser. Paris, 1972. Pp. 478–481; Fednick P. Commentary of Gregor)' of Nvssa on the 38th Letter of Basil of Caesarea // Orientalia christiana. periodica' 44:1,1978. Pp. 31–51).
1096
Это учение в оригеновском изводе было осуждено на Константинопольском соборе 543 г. (анафематизм 9).
1097
Об устроении человека 21,28; Большое огласительное слово 8,26,35.
1098
Об устроении человека 16, см. также: Там же 22. Возможно, в учении свт. Григория о всецелой природе человека и об отсутствии полового различения у первочеловека сказывается влияние Филона, см.: Филон. О сотворении мира 134.
1099
Там же 17.
1100
Там же 13–14.
1101
О жизни Моисея 2.96–98. В этом разделении и в учении об иерархии сил свт. Григорий следует философской традиции, восходящей к 4 книге платоновского «Государства».
1102
Об устроении человека 14, цит. по изд.: Григорий Нисский, св. Об усгроении человека… С. 61.
1103
О душе и воскресении: PG 46, 29 и 41; Против Евномия 3.1.61–63 (Jaeger).
1104
Об устроении человека 12.
1105
Там же 27.
1106
PG 44, 69В–С.
1107
PG46, 124B‑D.
1108
У свт. Василия также возникает данная тема, но вне связи с понятием συνδρομή (см.: Беседы на Шестоднев 1.8: PG 29b, 20–21). В качестве аналога этих идей в платонической философии Ричард Сорабжи (Sorabji R. Gregory of Nyssa: The Origins of Idealism / / Idem., Time, Creation and the Continuum. Theories in Antiquity and the Early Middle Ages. London, 1988. Pp. 292—293) указывает на 3 кннгу 6 «Эннеады» Плотина (6.3.8) и на пересказ Симпликнем идей Порфирия в «Комментариях на «Физику»» (230.34—231.7) (следует также отме тить следующие места: Порфирий. Исагога 7.19—24; Краткий комментарий 129.9—10). В целом Сорабжи соотносит соответствующее учение Каппадокийских отцов с идеалистической философской позицией Дж. Беркли.
1109
См. ссылки в разделе, посвященном свт. Василию Кесарийскому, в данном томе «Антологии».
1110
Василий Кесарийский. Против Евномия 2.4: PG 29b, 580А (см. в разделе, посвященном свт. Василию, в данном томе «Антологии»).
1111
См.: Ba/as D. The Unity of Human Nature in Basil’s and Gregory of Nvssa’s Polemics against Eunomius // Studia Patristica. 14:5, 1976. Pp. 278–279.
1112
Василий Кесарийский. Против Евномия 2.4: PG 29b, 577C.
1113
В то же время, свт. Григорий при цитировании этого фрагмента свт. Василия, лойдя до слов «сущностью же называю здесь материальное подлежащее», приводит их в измененном виде: «сущностью же не называю здесь материальное подлежащее (ουσίαν δε λέγω νυν ου τό ύλικόν υποκείμενον)» (Опровержение Евномия 3.5.22.7–8 (Jaeger)). Д. Балас обращает особое внимание на этот факт, допуская, что свт. Григорий здесь «подкорректировал» неудобный для его взглядов и для его полемики с Евномием пассаж из свт. Василия.
1114
Пер. В. М. Лурье под ред. А. Л. Берлинского; текст приводится по изд.: Григорий Нисский, св. Об устроении человека / Пер., послесл. и прим. В. М. Лурье. СПб., 2000.
1115
Текст приводится по изд.: Творения святого Григория Нисского. Ч. 4. М., 1862.
1116
Рус. пер. Ф. С. Владимирского (Немесий Эмесский. О природе человека / Пер. с греч. Ф. С. Владимирского. Сост., послесл. и общ. ред. М. Л. Хорь–кова. М., 1998) с изм. А. М. Шуфрина. Постраничные примечания Ф. С. Владимирского. О Немесии еп. Эмесском почти ничего не известно. Время написания трактата «О природе человека» относится, вероятно, к концу IV в.
1117
Цифры в фигурных скобках указывают на номера схолий А. М. Шуфрина, которые приведены после текста.
1118
Κατά τίνα χρόνον — букв.: «в некоторое время».
1119
Эта глава целиком заимствована у Немесия св. Иоанном Дамаскиным в «Точном изложении» (24). Дальнейшие пространные рассуждения Немесия о вольном и невольном, заключающиеся в последующих трех главах, воспроизведены Дамаскиным в той же главе (24) очень кратко и несистематично.
1120
Букв.: «назвали» (έκάλεσαν).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Антология восточно–христианской богословской мысли, Том I"
Книги похожие на "Антология восточно–христианской богословской мысли, Том I" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Сбоник - Антология восточно–христианской богословской мысли, Том I"
Отзывы читателей о книге "Антология восточно–христианской богословской мысли, Том I", комментарии и мнения людей о произведении.