Эрнст Гофман - Новеллы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Новеллы"
Описание и краткое содержание "Новеллы" читать бесплатно онлайн.
В книгу великого немецкого писателя вошли произведения, не издававшиеся уже много десятилетий. Большая часть произведений из книг «Фантазии в манере Калло», «Ночные рассказы», «Серапионовы братья» переведены заново.
252
Стихотворение Фуке называется «Говор леса».
253
Все стихи в этой новелле переведены К. Богатыревым.
254
«Как вам это понравится»— д. 3, сц. 2. Одна из любимых цитат Гофмана, часто обращавшегося к этой комедии Шекспира.
255
Орландо — герой той же комедии.
256
Штернбальд — художник, герой романа Людвига Тика «Странствия Франца Штернбальда» (1798), высоко ценимого Гофманом.
257
««Десять речей…» издания 1720 года»— сочинение Иоганна Эрнста Филиппи, издано не в 1720, а в 1735 г.
258
…по нудовской «Теории сна»… — Имеется в виду книга Генриха Нудова «Опыт теории сна», вышедшая в 1791 г. в Кенигсберге. Гофман нередко обращался к ней, затрагивая проблему сна и сновидений.
259
«Уснуть и видеть сны, быть может?»— «Гамлет», д. 3, сц. 1.
260
«Сон Сципиона» (лат.). — из диалога Марка Туллия Цицерона «О государстве» (51 до н. э.).
261
Артемидор из Эфеса (II в. н. э.) — автор сочинения «Толкования снов».
262
Великий курфюрст — Фридрих Вильгельм Бранденбургский (1620–1688), считается основателем военного и политического могущества Бранденбургской марки (будущего Прусского королевства).
263
Леандр — герой эллинистической новеллы, обработанной в поэтическом цикле Овидия «Послания» и в поэме греческого поэта V в. н. э. Мусея, в новое время — в балладе Шиллера «Геро и Леандр». Леандр каждую ночь переплывал Геллеспонт (Дарданеллы), чтобы проникнуть к своей возлюбленной Геро, пока не погиб в волнах во время бури. Троил— герой трагедии Шекспира «Троил и Крессида», троянский царевич, влюбленный в дочь жреца Калхаса Крессиду.
264
Селии из шекспировской комедии «Как вам это понравится»— д. 3, сц. 2.
265
Роза, Сальватор (1615–1673) — итальянский художник, поэт и композитор эпохи барокко, особенно любимый немецкими романтиками. Гофман сделал его главным героем новеллы «Синьор Формика».
266
Стрециус — берлинский фабрикант красок.
267
«Искусство продления жизни»— сочинение известного медика Гуфелянда, вышедшее в 1797 г.
268
…семимильные сапоги Шлемиля — герой повести Адальберта фон Шамиссо «Удивительная история Петера Шлемиля» (1814) продал дьяволу свою тень. Отвергнутый обществом, невестой, друзьями, он находит смысл жизни в научных разысканиях и странствиях (биографический штрих из жизни самого Шамиссо) с помощью волшебных «семимильных» сапог. Гофман высоко ценил это произведение и все творчество Шамиссо.
269
С любовью (итал.).
270
Девриент, Людвиг (1784–1832) — знаменитый актер, исполнитель многих шекспировских ролей в Берлинском театре, близкий друг Гофмана.
271
…на свежее купеческое мясо… — В комедии Шекспира «Венецианский купец» ростовщик Шейлок ставит своему должнику Антонио условие — в случае просроченной уплаты долга вырезать у него из тела фунт мяса. Судебный спор решает переодевшаяся адвокатом Порция, напоминающая, что Шейлок может осуществить свое право, лишь не пролив при этом ни капли крови.
272
Принцы Марокканский и Арагонский — неудачливые претенденты на руку Порции.
273
…то, что она принимала за печку… — Возможно, реминисценция из «Фауста» Гёте: улегшийся за печкой пудель внезапно вырастает и превращается в Мефистофеля.
274
Бог из машины (лат.) — в античном театре вмешательство высшей силы, помогающее героям выйти из затруднительного положения.
275
Виглебова «Натуральная магия» — книга Иоганна Кристиана Виглеба «Натуральная магия», 1782, которую Гофман знал с юных лет.
276
Филадельфий (род. в 1735 г.) был известен как маг и колдун. //
277
Калиостро, граф (наст. имя Джузеппе Бальзамо, 1743–1795) — авантюрист и шарлатан, прославившийся своими пророчествами, мнимыми чудесами, колдовскими фокусами.
278
Ответ Шейлока — Шекспир. «Венецианский купец», д. 1, сц. 3. //
279
Невежество (лат.)
280
Мудрость (лат.).
281
Иоганн Бер (1652–1700) — концертмейстер. Названное сочинение вышло после его смерти, в 1701 г.
282
Бассанио — персонаж «Венецианского купца» Шекспира, жених Порции.
283
Перевод Р. Гальпериной
284
Выигрыш, проигрыш (фр.).
285
© Г. Бергельсон, перевод, 1990.
286
Дикими лесами (итал.).
287
Мазаньелло (Томмазо Аньелло, 1623–1647) — неаполитанский рыбак, в 1647 г. возглавивший восстание бедноты против неаполитанской знати и испанского вице-короля, управлявшего городом. На короткое время захватил власть, но вскоре лишился рассудка и был убит. Мазаньелло и его судьба послужили темой трагедии немецкого драматурга Кристиана Вейзе (1683).
288
Аньелло (или Анджело) Фальконе (1600–1665) — ученик Риберы, батальный живописец.
289
Тайяссон, Жан Жозеф (1746–1809) — посредственный живописец, автор книги «Наблюдения касательно некоторых великих художников» (1807). Далее Гофман почти дословно цитирует его описание картин Сальватора Розы.
290
Браки да власти всегда в божьей власти (итал.).
291
Тише едешь — дальше будешь, а поспешишь — скорей на тот свет угодишь (итал.).
292
Пульчинелла — комический персонаж итальянского народного театра масок, обычно — слуга или комический старик.
293
Ахерон — у древних греков река, отделяющая мир живых от царства мертвых.
294
…к пирамиде Цестия… — Возле этой пирамиды (воздвигнутой, впрочем, позже описываемых в новелле событий), у подножия Авентинского холма, находилось кладбище для иностранцев.
295
Санцио — имеется в виду Рафаэль Санти (1483–1520).
296
Аннибале, Караччи (1560–1609) — живописец болонской школы, работал также в Риме. Здесь Гофман, как и в некоторых других случаях, допускает анахронизм: действие новеллы происходит в 1647 г., следовательно, юноша Антонио никак не может быть учеником Караччи.
297
Гвидо Рени (1575–1642) — крупнейший представитель болонской школы.
298
Прети, Матео (1613–1699), называемый также «кавальеро Калабрезе», ученик Ланфранко, был известен своим неуживчивым характером, часто переезжал с места на место, за что был прозван «беспокойным».
299
Тиарини, Алессандро (1577–1668) и Джесси, Франческо (1588–1640) — ученики Гвидо Рени, второстепенные живописцы болонской школы. Сементи, Джованни (или Семенца, 1580—после 1619) — один из любимых учеников Гвидо Рени.
300
Ланфранко, Джованни (1580–1647) — выдающийся живописец болонской школы, ученик Караччи.
301
Доменикино, Дзампьери (1581–1641) — итальянский живописец болонской школы, много работал в Риме.
302
Белисарио, Каренцио, из Ахайи (1558–1643).
Рибера, Хусепе (1591–1652) — испанский живописец, длительное время работал в Неаполе.
303
Веласкес, Диего Родригес де Сильва (1599–1660) — испанский художник, в 1649–1651 гг. находился в Риме и встречался с Сальватором Розой. Приводимый далее разговор между ними Гофман почерпнул, как и многие другие эпизоды своей новеллы, в книге А. Ж. Дезалье д’Аржанвиля «Жизнь знаменитых художников» (немецкий перевод вышел в Лейпциге в 1767 г.).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Новеллы"
Книги похожие на "Новеллы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Эрнст Гофман - Новеллы"
Отзывы читателей о книге "Новеллы", комментарии и мнения людей о произведении.