ЭММАНЮЭЛЬ ЛЕВИНАС - ЭММАНЮЭЛЬ ЛЕВИНАС: ПУТЬ К ДРУГОМУ

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "ЭММАНЮЭЛЬ ЛЕВИНАС: ПУТЬ К ДРУГОМУ"
Описание и краткое содержание "ЭММАНЮЭЛЬ ЛЕВИНАС: ПУТЬ К ДРУГОМУ" читать бесплатно онлайн.
Настоящее издание является результатом работы теоретического семинара, посвящённого творчеству Э. Левинаса, проходившего на философском факультете СПбГУ в 2004-2005 гг. Книга содержит исследования наследия французского философа, переводы его работ, библиографию.
167
Левинас Э. Время и Другой... С. 74.
168
Там же. С. 68.
169
Радхакришнан С. Индийская философия. В 2-х тт. Т. 1. М., 1956. С. 382.
170
Душа «пробуждается, думает, создает индивидуальность и обособляет себя от потока бытия. В глубоком сне эти барьеры ломаются. Нирвана представляет собой возвращение в поток бытия, возобновление непрерывного течения. Как ни одна мысль не мешает потоку бытия, когда человек спит, так и нирвана представляет собой мирный отдых. Нирвана — это не уничтожение и не существование, как мы его понимаем,— это превращение в одно с вечной реальностью, чего, правда, Будда прямо не признает. Только поскольку нирвана находится за пределами человеческой мысли, нам приходится употреблять для ее характеристики отрицательные термины. Это — состояние, выходящее за рамки отношений субъект-объект. В нем нет никакого следа сознания я. Это — состояние деятельности, не подчиненное причинности, ибо это безусловная свобода. Это состояние реально и длительно, хотя
171
Можно вспомнить и аскетическую практику умного делания, которая своим основанием имеет память о смерти: «Он (блаженный Макарий. - И. К.) говорил, что монах так должен поститься, как будто может прожить в теле сто лет, а страсти душевные обуздывать, обиды
172
Здесь следует поставить вопрос «впервые ли?», так как, возможно, этой встрече все же предшествует встреча с Другим, с женским. О проблематичности определения такой последовательности речь пойдет ниже.
173
Левинас Э. Время и Другой... С. 26.
174
Вот в этом пункте мы можем сказать, что, несмотря на композици
175
онное построение левинасовского текста, онтологическая последовательность все же иная - не сначала встреча со смертью (другое), а после встреча с Другим (женское), а наоборот.
176
Там же. С. 99-100.
177
«Что справедливо относительно меня, справедливо относительно другого. Пока я пытаюсь высвободиться из хватки другого, другой пытается высвободиться из моей хватки; пока я пытаюсь подчинить другого, другой пытается подчинить меня. Конфликт - это изначальный смысл бытия-для-другого” (Сартр Ж.-П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм // Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 207).
178
Левинас Э. Время и Другой... С. 94-95.
179
«Гипостазис, то есть настоящее Я, - это свобода. .Это первая свобода; пока еще - не свобода выбора, а свобода начала» (Там же. С. 40).
180
Обратим внимание, например, на следующий оксюморон «мужественная женщина», который собственно и указывает на конкретный способ проявления существования женщины, а именно на ее ответственность за взятый на себя акт-существования.
181
Там же. С. 95-96.
182
Там же. С. 86.
183
Там же. С. 87.
184
Там же. С. 81.
185
Там же. С. 103.
186
Там же. С. 93.
187
«Любовь не есть возможность, она возникает не как наше начинание, у нее нет основания; она нас охватывает и поражает - и однако же Я уцелевает в ней» (Там же. С. 96-97).
188
Там же. С. 96, 97.
189
Там же. С. 76.
190
Там же. С. 81.
191
Лейбниц Г.-В. Переписка с Кларком // Лейбниц Г.-В. Сочинения в 4-х тт. Т. 1.М., 1982. С. 456.
192
Левинас Э. Время и Другой... С. 94.
193
Надо заметить, что у Сартра проект любви тоже содержит в себе в качестве момента желание не слияния-поглощения, правда, реализация его оборачивается именно поглощением одной стороны другою.
194
См., напр.: Кассиан Иоанн Римлянин. Собеседования египетских подвижников. Двенадцатое собеседование аввы Херемона (второе). О чистоте // Кассиан Иоанн Римлянин. Писания. Минск, 2000. С. 465-487.
195
Левинас Э. Время и Другой... С. 94.
196
ШтайнзальцА. Роза о тринадцати лепестках. М., 1990. С. 55.
197
Проиллюстрировать возможную здесь параллель между левинасов-ским Женским и Божественным можно было бы спустившись на уровень физиологического процесса родовых схваток, который представляет из себя сжатие матки, позволяющее выйти плоду наружу, на свет.
198
Хоружий С. С. К феноменологии аскезы. М., 1998. С. 83-84.
199
См.: Абеляр П. Теология «Высшего блага” // Абеляр П. Теологические трактаты. М., 1995. С. 134.
200
Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1994. С. 120-121.
201
Там же. С. 187, 188.
202
Платон. Тимей (49а, 50ё-е) // Платон. Сочинения в 3-х т. Т. 3.4. 1. М., 1971. С. 490, 491-492.
203
«.Материя у Плотина это принцип именно зла, а ни в коем случае не творения, в индуизме же - принцип творения как такового. .Собственно существующим в платонической школе оказывается именно Ум или Логос, поэтому - и при огромном сходстве в учениях о материи и Первоедином - окончательное совпадение ни в коем случае невозможно. Кроме того, поскольку материя есть именно принцип зла, никакой диалог с ней не нужен и не полезен.» (Сидаш Т. Г. Антропологическая эннеада Плотина // Плотин. Первая эннеада. СПб., 2004. С. 60).
204
Аристотель. Метафизика VIII, 6, 1045Ь17 // Аристотель. Соч. в 4-х т. Т. 1.М., 1981. С. 233.
205
Соловьев В. С. Сочинения в 2-х тт. Т. 2. М., 1990. С. 234.
206
Шолем /.Основные течения в еврейской мистике. М., Иерусалим, 2004. С. 337.
207
Ницше Ф. К генеалогии морали // Ницше Ф. Сочинения в 2-х тт. Т.
2. М., 1990. С. 481.
208
ДелезЖ. Ницше и философия. М., 2004. С. 99.
209
Левинас Э. Время и Другой. СПб., 1999. С. 23.
210
Там же. С. 26.
211
Там же.
212
Левинас Э. Цит. соч. С. 65.
213
Там же. С. 69.
214
Там же. С. 79.
215
Там же. С. 81.
216
Рыклин М.К. Комментарии // Маркиз де Сад и XX век. М., 1992. С. 236.
217
Левинас Э. От существования к существующему // Левинас Э. Избранное. М., 2002. С. 85.
218
Высказывание выступает универсальной структурой диалога, треугольника жанров, коммуникативного квадрата. Пределом всякого высказывания является высказывание «Имя есть Лицо» как нулевое высказывание образующего систему знания тождества мышления и бытия, где мышление репрезентируется в идеальном Имени, а бытие - в реальном Лице. Высказывание «Имя есть Лицо» есть замещение первоначального единства «идеального» Неба и «реального» Земли, в результате которого образуется символическое единство Имени и Лица.
Сгущение Имени и смещение Лица представляют противоположные формы вытеснения их изначального единства. Преломленное в высказывании «Имя есть Лицо» единство Неба и Земли распадается на две разделенные пропастью сферы бытия и мышления, сознания и реальности. В образованном этими двумя сферами зия-
219
Левинас Э. Тотальность и Бесконечное //Левинас Э. Избранное. М., 2002. С. 210.
220
Там же.
221
Левинас Э. Тотальность и Бесконечное // Левинас Э. Избранное. М., 2002. С. 210
222
Медведев П.Н. Формальный метод в литературоведении // Бахтин М.М. Тетралогия. М., 1993. С. 323.
223
Волошинов В.Н. Марксизм и философия языка. Основные проблемы социологического метода в науке о языке. // Бахтин М.М. Тетралогия. М., 1998. С. 381.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "ЭММАНЮЭЛЬ ЛЕВИНАС: ПУТЬ К ДРУГОМУ"
Книги похожие на "ЭММАНЮЭЛЬ ЛЕВИНАС: ПУТЬ К ДРУГОМУ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "ЭММАНЮЭЛЬ ЛЕВИНАС - ЭММАНЮЭЛЬ ЛЕВИНАС: ПУТЬ К ДРУГОМУ"
Отзывы читателей о книге "ЭММАНЮЭЛЬ ЛЕВИНАС: ПУТЬ К ДРУГОМУ", комментарии и мнения людей о произведении.