Василе Войкулеску - Монастырские утехи

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Монастырские утехи"
Описание и краткое содержание "Монастырские утехи" читать бесплатно онлайн.
Василе Войкулеску
МОНАСТЫРСКИЕ УТЕХИ
И игумен поневоле смягчился.
— Во всяком случае, барабаны звучат мягче, чем твой таз.
— Полноте! Вы их просто не слышали. Даже черти их не выдерживают, не то что ваше
высокопреподобие... Потому что в них бьют с гиканьем и воем, пока не изойдут потом.
— Кто? — растерянно спросил старец.
— Арапы,— разъяснил Евтихий,— ибо бесы бывают побиты и убегают. При любой
попытке нечистых благочестивые арапы пускали в ход барабаны, и победа всегда
оставалась за ними.
— Ладно, ладно,— замахал руками старец,— но выстрелы? — И он снова пригорюнился.
По этому случаю отец Евтихий начал другой рассказ — про бедуинов в пустыне Сирии,
где он ходил с караванами.
— Этих варваров,— говорил он,— одолевают злые духи пустыни, особливо
лунными ночами. Бесы толпами собираются вокруг их лагеря, скулят, не
дают им ни минуты покоя.
— Это ночные звери тех краев,— пытался поправить его слушатель.
— Может быть, и так! Но среди зверей затесались приняв их обличье, демоны, они-то и
науськивали на нас зверей,— заверил Евтихий.— Тут уж только ружейным огнём можно
было их утихомирить и разогнать. Иначе они сыграли бы с нами бог знает какие шутки:
перевернули бы палатки, угнали бы верблюдов...
— Хорошо,— остановил его игумен,— я понимаю, там, среди этих людоедов, этих
колдунов и язычников. Но здесь, на православной, благословенной земле?.. И даже в
святом монастыре?.. Ведь бесы пустыни остались там, нечистый же...
— Что ж, значит, я должен учить, ваше высокопреподобие,— рассердился Евтихий,— что
бесы всюду одинаковые? Какая разница, что здесь Черника? Здесь свои бесы — ведь не
потащатся же те, из пустыни, сюда, чтобы мне досаждать?
— Вижу я, ты, отец Евтихий, всё время живёшь среди них,— гневался игумен.
— Лучше так, отец игумен. Я провожу в битвах с дьяволом мою короткую земную жизнь.
Вас же они оседлают на всю вечную жизнь, загробную... И знайте,— заключил он,—
что большое гнездо чертей там, наверху, где вы блаженствуете, ваше
высокопреподобие, там они прячутся, когда я хватаю их; и дивлюсь я, как вы ещё
терпите их и дышите с ними одним воздухом,..
— Все это твои бредни,— рассвирепел старик, потеряв терпение.
— Только ведь они, когда входят, забираются в сундуки под кроватью, где вы
держите золотые, там что-то блестит, а вы и не знаете: золото или глаза их.
Разъярённый игумен смягчился, подумав о том влиянии, которое имел этот безумец на
митрополита в Иерусалиме. Ворча, он повернулся к нему спиной и стал подниматься на
галерею, где его ожидала пиала кофе по-турецки и трубка со сладким янтарным
мундштуком,
III
Уж на что он был строптив и непереносим, а в иных делах большая происходила от
него польза. Игумен одного его посылал в Бухарест, когда случались сложные дела,
суды, челобитные, а особливо денежные сделки. Он непременно уж их распутает, и
наилучшим образом. Двери митрополита были для него открыты, он имел доступ в
диван, говорил по-гречески и по-турецки, а значит, обладал теми двумя ключами,
которыми открывались в ту пору все ящики правления, но главное — была в нём
дерзость святого.
При подобных обстоятельствах с людьми обыкновенными, с коими он должен был
вступать в деловые отношения, Евтихий забывал о суровости отшельника, покидал
всех бесов, отбрасывал в сторону искушения и выказывал знание человеческой
сущности, всепонимание и душевную тонкость. Он — по его слову — выворачивался
наизнанку. Так входил он в мир больших дел, тёрся среди высшего боярства, великих
духовных особ и именитых фанариотов, коих не смущала его смелость духа.
У боярина Черники он познакомился с цветом боярства, которое наперебой
приглашало его и привечало, интересуясь его скитаниями и рассказами. Он вразумлял
их как умный наставник наподобие великого Антония, который был не токмо
украшением скита, но и всей крепости Александрия, где доходил он с проповедью и
примером до дворцов язычников и спален куртизанок.
Пользу делили пополам: между теми, кто слушал его с радостью, и отцом Евтихием,
коий видом стольких поганых мирских соблазнов уснащал свой запас желаний,
страстей и искушений, которые заносил с собою в келью. Дамы с оголёнными белыми
грудями, мягкие кушетки, вкусная пища, вина в золотых и серебряных чашах, одежды,
расшитые золотом и драгоценными камнями,— всё это намного превосходило его
бедное воображение. Даже цыганки-рабыни оказались более сладострастны, чем
королевы, посылавшие к нему чертей.
К этой жизни апостола в миру блаженный готовился с тщанием, как посланец божий.
Не говоря уже о грязи, оставляемой им в тазу, он отрекался от дикости,
приличествовавшей мученику, холил бороду и усы; до того даже доходил, что тер зубы
золой и солью в боязни, как бы речи его не были осквернены дурным запахом изо рта.
Как-то вечером игумен спустился к нему с просьбой отправиться к митрополиту, дабы
привезти монахам жалованье за шесть месяцев, а также деньги на ремонт монастыря...
Одновременно надо было съездить к боярину Чернике, основателю монастыря, и
получить плату за монастырское сено, равно как и деньги на молебны, поминовения,
сорокоусты, лампадное масло, свечи, а также другие пожертвования. Но особливо —
получить с купцов на рынке деньги за монастырский товар: мёд, воск, фрукты, вина,
рыбу и другое, что было предоставлено им для распродажи. Дело трудное —
перелистать реестры, погашенные счета, разобрать склоки и путаницу — у старого
игумена для этого и голова и ноги плохи. В отца же Евтихия он верил свято: тот был
человек грамотный и никто его не мог сбить с толку. И ни за что на свете к копейке
чужой не притронется.
— А сами вы почему не едете, ваше высокопреподобие? Мне ведь опять мыться, да
причёсываться, да платье менять.
— Немощен я, потому прости меня, что снова утруждаю тебя, блаженный. А потом,
сказать по правде, когда речь идёт о монастырских деньгах, уж не знаю как, только
всегда я их путаю со своими. Точно к пальцам они у меня прилипают.
— Как так? — по-детски удивился Евтихий.
— Да и сам не знаю. Забывчив я, и не помню, куда их кладу. То смешаю со своими,
а потом и не различу, так у меня и остаются. То в разорванный карман положу — в
подкладку провалятся, там и потеряю... вот грех-то.
— Добро, когда вы сами их привозите, ваше высокопреподобие. А если я привожу,
и вы их, скомкав, суете в полу — пачки монастырских денег да ещё и те, что для братьев?
— Это уж другой расчёт... и называется он львиной долей,— шутил сам над собою
игумен, но Евтихию не хотелось ему поддакивать.
На другой день на заре блаженный в городской одежде, с пистолетами, засунутыми в
ботфорты, вошёл в лес, тянувшийся от большой Власии до пределов Бухареста. Он
отправился по тропинке прямиком через чащу, сократив наполовину путь, который
иначе ему пришлось бы проделать на развалющей монастырской телеге, запряжённой
клячами.
Чёрно-зелёная лесная чаща походила на глубь моря, в которой то тут, то там, словно
золотые рыбки, играли пятна зари. И вдруг просветом открывался лиман поляны,
благоухающей медом, который не собирали с тех пор, как стоит земля. А дальше лес
обволакивали сумерки алтаря, сводами которого служили гигантские гривы
вечнозелёных дубов; здесь и птицы не отваживались петь. Но монах не обратил бы
внимания, даже если бы заливались все соловьи весны,— мысли его бились в тенетах
духовных терзаний.
Восход солнца застал его в соборе, где он отстоял службу, пока не проснулся, уже
поздно, митрополит. Монаха позвали наверх — он с поклоном поцеловал руку его
высокопреосвященства, лежавшую на посохе, и был приглашен к столу. Там собрались
почётные гости, высшее духовенство, архиепископы, епископы, греческие богословы и
другие персоны, приближенные к митрополиту.
Ещё за мастикой и маслинами Воло началась болтовня о святых местах, о
иерусалимских службах, о ссорах вокруг гроба господня.
— Отец Евтихий, как было с тем латином? — вызывал его на разговор митрополит.—
Потому что, видишь ли, ни владыка Неофит, ни владыка Антим не знают об этой истории.
Блаженный поднял глаза от своего серебряного блюда с особой постной пищей.
— Стало быть, ваше высокопреосвященство, я продолжаю верить, что это был не
латинский поп, а всё тот же сатана, который, проникнув на порог церкви гроба
господня, мог воспрепятствовать нам, православным, свершить светлую пасхальную
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Монастырские утехи"
Книги похожие на "Монастырские утехи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Василе Войкулеску - Монастырские утехи"
Отзывы читателей о книге "Монастырские утехи", комментарии и мнения людей о произведении.