Василе Войкулеску - Монастырские утехи

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Монастырские утехи"
Описание и краткое содержание "Монастырские утехи" читать бесплатно онлайн.
Василе Войкулеску
МОНАСТЫРСКИЕ УТЕХИ
Другие же, мелкие или средние искушения — всего лишь дьявольские щипки и пинки,
— случались очень часто, иной раз ни с того ни с сего, а иной раз и вызванные самим
чудаком-монахом. Но поскольку их было невпроворот, то монастырь не обращал на
них внимания.
Ибо блаженный не только не избегал искушений, но призывал их нарочно всеми
возможными способами.
— Это грешная леность,— говорил он братьям,— наслаждаться спокойствием в
монастырской тиши... Монах должен быть всегда в борьбе, постоянно начеку и
неусыпно стоять супротив врага своего дьявола. Иначе ты доказываешь, что живёшь в
мире и добром согласий с сатаной... И поскольку вы оба идете рядом и по одной
дороге, то он поставит тебя на четвереньки, когда ты этого и не ожидаешь, и
покатишься ты прямо в геенну огненную.
— Но зачем нам самим накликать на себя искушения и бороться со страстями,
вызванными нами же без особой нужды? — спрашивали иные братья.
— Потому что это и есть истинное дело монаха, не кухня, не помешивание мамалыги
и не дремота на клиросе, как иные полагают,— выговаривал им блаженный.
— Не прав ты, отец Евтихий.— воспротивились, кто позубастее.— Это означало бы, что
мы искушаем долготерпение божие, а господь сам посылает нам, как Иову и другим
святым, испытания, когда на то есть его воля. Но забегать вперёд и призывать самим
искушения нам представляется высокомерием, ибо таким образом мы считаем себя
сильнее, чем есть на самом деле, а это грех.
— Полноте! Если помыслить глубже, то поймешь, что невведение во искушение тоже есть
испытание. И ещё более тяжкое: всевышний оставляет тебя, дабы посмотреть, что делаешь
ты наедине с самим собою. Ибо пресыщение тишиной и душевным покоем есть такой же,
если не больший, грех, как пресыщение пищей или питьем. Должно всегда, неусыпно
противостоять искушениям, ибо если бы не искушения и страсти, не были бы увенчаны
и добродетели, как говорит святой Антоний, чьему великому примеру нам следует подражать.
И, сказав так, он затыкал им рот.
Следуя по этому пути, он окружил себя всем, что толкало в объятия греха. Войдя в
его келью, братья неизменно таращили глаза при виде выстроившихся в ряд штофов,
коими были уставлены полки шкафа, открытого наподобие еврейской лавчонки.
— Брат Евтихий, что это за бутылки? — спрашивали они его с притворным недоумением,
хотя доподлинно всё знали, и у них текли слюнки.
— То не бутыли, то бесы, меня, грешника, искушающие...— отвечал отец Евтихий со
смиренной гордостью.
— Как бесы?! — продолжали они разговор в надежде, что он откроет им одну из
бутылей.
— Бесы, запертые и закрытые пробками.
И он хмурился.
Ибо отец Евтихий всегда держал перед глазами вина, водку, наливки и другие
подобные напитки и пользовался ими с таким расчётом, чтобы они постоянно
возбуждали его воображение... Когда приходило искушение, бутыли оживали и
посылали ему улыбки и восхитительные запахи, волновавшие его ноздри. Мысль
монаха возгоралась, жажда спускалась от пересохшей глотки до самого живота,
возжигая в нём пламя. Тогда он бросался к бутылям. Но вместо того, чтобы припасть к
ним, он опускался на колени, метался, борясь с собой, пока не побеждал искушения.
После чего засыпал... Другой раз, коли чувствовал, что опасность близка и готова
победить его, то брал штофы, сгружал их в корзинку, садился в лодку и грёб к середине
реки, к плавню, где вода была не меньше двух саженей глубиною. Там, одну за одной,
бросал он бутыли, и они с бульканьем уходили на дно.
— На тебе, дьявол! — кричал он бутылям.— На!.. Иди на дно морское, где ты,
проклятый, пребудешь в нетях тысячу лет!
И, успокоенный, возвращался в келыо. Монахи обнаружили этот дьявольский омут
отца Евтихия.. И после полудня, когда монастырь спал, обвязывали одного из братьев
верёвкой, давали ему в руки тяжёлый булыжник и опускали в воду. Погружающийся с
шумом уходил на дно и шарил там по всем ямам, пока не натыкался на штоф,
нежившийся в тине наподобие сонного рака. Тогда он дёргал за верёвку — сигнал, чтоб
его тащили наверх... И так несколько раз: они не успокаивались, пока не избавляли от
проклятия хотя бы несколько бесов блаженного.
Равным образом было и с искушением чревоугодием— блаженный не знал поражений,
хотя чердак над его кельей был полон припасов, и сам он неустанно заботился, чтобы
там всегда висели на балках ветчина и сало, копчёное мясо, сухие говяжьи колбасы, а
также другое скоромное. Кое-что, правда, малость протухло от столь долгого хранения,
но, как бы то ни было, Евтихий ни к чему не притрагивался не только в дни
воздержания, но даже и когда поста не было, и по большим праздникам. С тех пор как
постригся в монахи, он мяса в рот не брал. Время от времени спускал он копчёности в
свою келью, раскладывал их среди штофов, смотрел на них, нюхал а потом падал ниц и
бился как очумелый. Черти просто лопались от злости, напрасно пытаясь заставить его
хоть раз отведать чего-нибудь скоромного. Одержав очередную победу, он,
успокоенный, взгромождал колбасы на место, точно атлетические гири, с помощью
которых упражнялся, дабы всегда были крепкими и напряжёнными духовные мышцы
воли и воздержания.
В наше время его бы уж непременно причислили к сумасшедшим, определив у него бог
знает какой психоз с галлюцинациями или эпилепсию с бредом. Но в начале прошлого
века, когда Евтихий ушёл в монастырь Черника, говорили, что, мол, есть такой
известный и достойный монах, который следует знаменитому отшельнику, великому
Антонию, в своей борьбе с искушениями. И ещё много подобных ему схимников
процветали тогда в скитах Востока. С той большою, однако, разницей, что у Антония и
других искушения были всего лишь пустыми соблазнами воображения, рождёнными в
их разгорячённом мозгу желаниями и страстями. Тогда как заслуги и слава Евтихия
были тем большими, что искушения его были осязаемые, доподлинные — мясо и вино,
как сказали бы мы, настоящие. И, сверх того, Евтихий жил не под укрытием пустыни,
куда не ступала нога человеческая или нога женщины, но в монастыре, славившемся
своим достатком, благами и льготами, от коих жирели собратья благочестивого. Да к
тому же расположен был монастырь неподалёку от Бухареста, изобиловавшего
корчмами и трактирами, которые не только, казалось, подмигивали, но тянули за
рукава и за полы рясы,
В великом его рвении побороть врага нашего дьявола одно только жестоко
печалило отца Евтихия: для доподлинной войны с демоном похоти не было у него под
рукой женщины. И из-за того чувствовал он себя убогим, вроде как об одном крыле.
Должно было довольствоваться лишь тем, что измышляли бесы, которые тешили
воображение острыми соблазнами, искушали его глаза и щекотали над животом;
соблазны эти все разрастались, оживали, обретали плоть, выставляли напоказ груди,
открывали икры, протягивали розовые руки — как он видел когда-то на картинках,
найденных в часослове одного монаха. Он получал некоторое удовлетворение от того,
что все-таки познал обольщение враждебного пола падшей Евы, с которой горел
желанием помериться силами по-настоящему, а не так, просто в видениях. Сказать по
правде — и это служит к его чести — он просил у игумена позволения привести в
келью молодую прелестную женщину, ту, что частенько приходила по делам и без
оных и околачивалась в монастыре. С её помощью намеревался он представить
доказательство своего воздержания.
— Отец игумен,— горячо просил он,— испытайте меня. Оставьте её у меня хоть на
три ночи, и вы убедитесь своими глазами. Ваше высокопреподобие будете стоять у
окна и сами увидите, что я не впаду во искушение.
— А как ты это сделаешь? — интересовался игумен.
— Стало быть, уложу её голую на постель, а сам хоть лопну, но не приближусь.
Только буду смотреть на неё и молить бога, дабы даровал он мне победу над врагами,
которые, высунув языки, будут осаждать меня со всех сторон.
— Под конец они потащат тебя к ней за волосы,— предрек старец, который кое в
чём разбирался.
— Для этого случая есть у меня миро с гроба господня и я весь им намажусь: когти
рогатого соскользнут, не задевая меня даже на постели у ног её, - нашёл выход отец
Евтихий.
— Так ты что же думаешь, у меня станет времени и здоровья дрожать под твоим
окном три ночи подряд вместе с дьяволом, дабы над тобою бдеть?
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Монастырские утехи"
Книги похожие на "Монастырские утехи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Василе Войкулеску - Монастырские утехи"
Отзывы читателей о книге "Монастырские утехи", комментарии и мнения людей о произведении.