» » » » Владимир Мавродин - Рождение новой России


Авторские права

Владимир Мавродин - Рождение новой России

Здесь можно скачать бесплатно "Владимир Мавродин - Рождение новой России" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Издательство Ленинградского университета, год 1988. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Мавродин - Рождение новой России
Рейтинг:
Название:
Рождение новой России
Издательство:
Издательство Ленинградского университета
Жанр:
Год:
1988
ISBN:
5-288-00114-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Рождение новой России"

Описание и краткое содержание "Рождение новой России" читать бесплатно онлайн.



Книга видного советского историка является переизданием трех его трудов «Петр Первый» (1948 г.), «Классовая борьба и общественно-политическая мысль в России в XVIII в. (1725–1773 гг.). Курс лекций» (1964 г.), «Под знаменем Крестьянской войны» (1974 г.). В ней прослеживается история Русского государства на протяжении трех четвертей XVIII в.; раскрывается значимость петровских реформ в деле преобразования всех сторон жизни государства; рассматривается вся совокупность проблем, связанных с анализом развития общественно-политической мысли; рассказывается о грозных событиях крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева.

Для историков, а также всех интересующихся историей нашей страны.






В своих манифестах Пугачев обращался и к «рядовым и чиновным солдатам регулярной команды», справедливо видя в них представителей трудового люда, обещал им денежное и хлебное жалованье, чины и «первые выгоды… в государстве».

Трудовому населению России — независимо от национальности и вероисповедания — Пугачев обещал волю и землю, ко многим его слоям он обращался с особыми указами, учитывая в какой-то мере конкретные нужды, национальные особенности, специфические формы хозяйственной жизни и т. п. Лозунги Пугачева были более четкими и зрелыми, чем у Болотникова, Разина, Булавина.

В своей классовой борьбе крестьянство стремилось «смести до основания и казенную церковь, и помещиков, и помещичье правительство, уничтожить все старые формы и распорядки землевладения, расчистить землю, создать на место полицейски-классового государства общежитие свободных и равноправных мелких крестьян…»[67].

В пугачевских манифестах отразилось стремление трудового народа стать полным собственником того, что обрабатывалось его трудом. Жалуя тружеников землями и лесами, лугами и реками, озерами и степями, Пугачев обещал им «спокойную в свете жизнь», «общий покой» без какого бы то ни было «отягощения».

Крестьянская война 1773–1775 гг. являлась гражданской войной. Это определение базируется на определении, данном В. И. Лениным крестьянской войне в Германии. Он подчеркивал: «Эти гражданские войны проходят через всю историю существования классового общества… Вы все знаете примеры подобных многократных восстаний крестьян против помещиков-крепостников и в России»[68]. Восстание Пугачева и являлось такой гражданской войной крестьян против помещиков-крепостников в феодальной России.

Говоря о классовой борьбе крестьянства в России XVIII столетия, Ф. Энгельс отчетливо разграничивал «бесчисленные разрозненные крестьянские восстания» против дворян и отдельных чиновников и «последнее крупное крестьянское восстание при Екатерине II»[69], как назвал он Крестьянскую войну под предводительством Пугачева.

В процессе развития Крестьянской войны 1773–1775 гг. шла борьба не за уступки крестьянам со стороны феодалов, а за ликвидацию крепостнической системы в масштабе всей страны. Везде, где действовали восставшие, не оставалось ни одного помещика, чиновника или офицера. Некоторые офицеры сохраняли свою жизнь только потому, что «присягали Петру Федоровичу» — Пугачеву.

Крестьянская война, как война гражданская, является борьбой за власть, хотя власть эта представлялась восставшим в привычной для того времени форме — монархии. Борьба шла не против монархии, а за нее, но во главе со своим «хорошим», «мужицким» царем, что было типичным проявлением наивного монархизма.

Крестьянская война под предводительством Пугачева была именно такой борьбой за власть в России. Ни о каких переговорах между восставшими и правительственным лагерем крепостников не могло быть и речи. Восставшие создавали свои центральные органы власти и органы власти на местах везде, где проходила Крестьянская война.

Общенациональный характер Крестьянской войне 1773–1775 гг. придавала не только и не столько территория, ею охваченная, — а охватила война Поволжье, Яик, Прикамье, Урал и Зауралье, — сколько стремление восставших ликвидировать феодальную систему по всей стране.

Что же касается государственного устройства России после победы восставших, то манифесты Пугачева содержат очень туманные предположения на этот счет. Будущее России представлялось Пугачеву в виде какого-то идеального казацкого государства, где все население стало бы казаками. В этом вольном казацком государстве — социальном идеале казачества, крестьянства, работных людей и др. — не должно быть ни неправедного суда, ни продажных взяточников-судей. Не будет ни подушных, ни других податей, не будет ненавистного рекрутского набора.

Как при таких порядках может существовать подобное государство? Пугачев весьма неопределенно отвечал на этот вопрос. Он считал, что средства найдутся, ибо «казна сама собой довольствоватца может». Как это будет происходить, откуда будут браться деньги, оставалось неизвестным. Что касается войска, то на смену рекрутам придут добровольцы («вольно желающие»), как приходили они в Берду и Чесноковку, в войска Пугачева, Зарубина-Чики, в отряды Белобородова и Салавата Юлаева. Конечно, достичь этого возможно лишь тогда, когда «каждый восчувствует прописанную вольность и свободу», т. е. сознательно отнесется к своей обязанности с оружием в руках защищать свои социальные идеалы. Государственная монополия, в частности на соль, должна быть ликвидирована, и установится свободная торговля — «вези кто куда хочет». Таким представляли себе восставшие грядущее «мужицкое царство» во главе с «хорошим царем» — «Петром III».

Смутные мечты, выражавшие заветные чаяния крестьянства о равенстве и справедливости, о воле и свободном труде, нашли отражение в пугачевских манифестах и указах, в обращениях его полковников и атаманов, в фольклоре. В них говорилось о «равных» для всех «пожалованиях», о нетерпимости «худых дел», о помощи всем «заблудившимся» и «изнурительным», «нуждным» и «печальным». Все равны: «рядовые казаки», «деревенские старики», «малые и большие», «обыватели», «регулярные солдаты, рядовые и чиновные», «все находившиеся прежде в крестьянстве и в подданстве помещиков», «содержащиеся в тюрьмах и у прочих хозяев имеющиеся в невольности люди» и «прочия все» — «вся чернь бедная». А сам Пугачев — «больших и меньших в одном классе почитатель, скудных обогатейших государь и милостивый царь». Все равны, все дети «Третьего императора», «как россияне, так и иноверные… вровне»: «мухаметанцы и калмыки», «киргисцы» (казахи) и башкиры, татары, мещеряки и «поселенные на Волге саксоны», все «народы разного звания».

В ходе Крестьянской войны 1773–1775 гг., как, впрочем, и в других случаях острых классовых столкновений в крепостной России, крестьяне выступали с идеей равенства, уравнительности. В. И. Ленин отмечал: «При борьбе крестьян с крепостниками-помещиками самым сильным идейным импульсом в борьбе за землю является идея равенства, — и самым полным устранением всех и всяких остатков крепостничества является создание равенства между мелкими производителями»[70]. Что же представляет собой этот идейный импульс борющегося крестьянства? В силу того, что «крестьянское хозяйство, свободное от всяких средневековых стеснений… не реакционно, а прогрессивно»[71], то и «идея равенства — самая революционная идея в борьбе с старым порядком абсолютизма вообще — и с старым крепостническим, крупнопоместным землевладением в особенности» — «законна и прогрессивна у мелкого буржуа-крестьянина, поскольку она выражает борьбу с неравенством феодальным, крепостническим»[72]. В. И. Ленин подчеркивал, что «крестьянские идеи об уравнительности — реакционные и утопичные с точки зрения социализма — революционны с точки зрения буржуазного демократизма»[73].

Стремясь к новым формам общежития, крестьянство «относилось очень бессознательно, патриархально, по-юродивому, к тому, каково должно быть это общежитие, какой борьбой надо завоевать себе свободу, какие руководители могут быть у него в этой борьбе…»[74]. В. И. Ленин писал: «…века крепостного гнета и десятилетия форсированного пореформенного разорения накопили горы ненависти, злобы и отчаянной решимости» у русских крестьян, но в то же самое время «вся прошлая жизнь крестьянства научила его ненавидеть барина и чиновника, но не научила и не могла научить, где искать ответа на все эти вопросы»[75]. Политическое сознание у крестьян в те времена отсутствовало. И В. И. Ленин это подчеркивает, указывая на то, что в эпоху крепостничества крестьяне в России не были способны «ни на что, кроме раздробленных, единичных восстаний, скорее даже «бунтов», не освещенных никаким политическим сознанием…»[76].

Подчеркивая стихийный, не проникнутый политической сознательностью характер классовой борьбы крестьянства, В. И. Ленин указывает, что политическое сознание присуще лишь организованному революционному движению. Он отмечает: «Наличность революционных элементов в крестьянстве не подлежит… ни малейшему сомнению. Мы нисколько не преувеличиваем силы этих элементов, не забываем политической неразвитости и темноты крестьян, нисколько не стираем разницы между «русским бунтом, бессмысленным и беспощадным», и революционной борьбой…»[77].

В Крестьянской войне 1773–1775 гг. большую роль сыграло движение нерусских народностей Поволжья и Приуралья. Колоссальный размах Крестьянской войны обусловлен самым активным участием в ней башкир, калмыков, татар, чувашей, марийцев, мордвы, мишарей, удмуртов. Причины, побудившие разные социальные слои нерусских народностей Поволжья, Прикамья, Урала примкнуть к восставшим, самые различные. Также различны степень их участия в ней, цели, которые преследовали, с одной стороны, удмуртские и чувашские, татарские и мордовские крестьяне, а с другой — башкирские старшины и казахские султаны и ханы. Но, несомненно, нерусские народности придали еще более грозный характер мощному движению русских народных масс.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Рождение новой России"

Книги похожие на "Рождение новой России" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Мавродин

Владимир Мавродин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Мавродин - Рождение новой России"

Отзывы читателей о книге "Рождение новой России", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.