БЕННО ХЮБНЕР - ПРОИЗВОЛЬНЫЙ ЭТОС И ПРИНУДИТЕЛЬНОСТЬ ЭСТЕТИКИ
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "ПРОИЗВОЛЬНЫЙ ЭТОС И ПРИНУДИТЕЛЬНОСТЬ ЭСТЕТИКИ"
Описание и краткое содержание "ПРОИЗВОЛЬНЫЙ ЭТОС И ПРИНУДИТЕЛЬНОСТЬ ЭСТЕТИКИ" читать бесплатно онлайн.
Книга представляет собой критику априоризма в этике. По мнению автора, долженствование не предшествует хотению ни в случае отдельного человека, опосредованного и итерсубъективной сферой языка (Апель), ни вне человека (Хёсле) Сегодня этический дефицит компенсируется преимущественно эстетически: если истины уже не очаровывают, истиной становится очарование.Но тогда возникает вопрос, не основываются ли сам этос и этическое в эстетическом. Ведь этос и смысл могли контитуироваться лишь там, где людям с их мега-физической потребностью казалось разумным расходовать себя ради Другого.Существование Другого,этоса как "обещания счастья" (la promesse du bonheur) было возможно лишь благодаря "счастью обещания" (le bonheur de la promesse), т.е., благодаря эстетическому феномену.
ISBN985-6329-40-X
* Против (лат.). ** Устарели (лат.). *** Утвердительная, утверждающая.
[57]
ратического капитализма, будет показано в дальнейшем. Ввиду многозначности употребляемых здесь и часто упрощаемых понятий, а также многообразия видов искусства, к которым эти понятия применяются, неизбежны недоразумения. Они, например, были прямо-таки запрограммированы на конгрессе в Ганновере (Актуальность эстетического,1992) при участии сорока трех докладчиков.
Естественно, эстетика истины предъявляет к литературе значительно больше претензий, чем к изобразительному искусству, музыке, скульптуре, а с претензиями эстетики очарования все могло бы быть наоборот. Но даже в рамках эстетики истины можно различить общественно-утверждающую, общественно-критическую или просто общественно-индифферентную эстетику. К прерогативам эстетики очарования в области литературы могли бы быть отнесены разве что poésie pure* и конкретная поэзия, но даже они не во всех вариантах, особенно если вспомнить таких писателей, как Хайссенбюттель и Яндл**. Впрочем, примечательным примером блеклой реалистически-социалистической эстетики в ГДР, который мне как раз пришел на ум, может быть любовное признание молодого человека девушке: люблю тебя, как экскаватор (имя автора я, к сожалению, забыл). Это не вполне адекватно общенемецкой любовной метафоре, которая скорее могла бы звучать следующим образом: люблю тебя, как мерседес. Если посмотреть, как многие немецкие мужчины субботним утром во время мытья машины нежно поглаживают рукой глянцевую поверхность своего авто, объект либидо и идентификации, обладающий параметафизическими
* Чистая поэзия (фр.).
** Немецкоязычные лирики XX столетия, экспериментирующие с планом выразительных форм, метафор, поэтическим языком в целом.
[58]
качествами высшего ранга, чтобы затем нарциссически отразиться в зеркально блестящей жести, то многие жены имели бы больше оснований ревновать мужей к их авто, чем к их пассиям.
В этой работе я не собираюсь далее углубляться в область эстетики; моя задача — прояснить, как взаимосвязаны этика/этос с эстетикой и как эстетика могла бы компенсировать недостаток этоса. Если это возможно, следовало бы рассмотреть следующий, ранее уже упомянутый вопрос о том, не первично ли обратное отношение компенсации:эстетическое компенсируется этическим, игра — скукой, игровое действие — полезным действием, воля — разумом и вообще мета-физическое — метафизическим. Если, с одной стороны, метафизическое откровение, или апория (де-проекция, ennui,nausée*,мировая скорбь) является следствием отрицания метафизики (ДРУГОГО, ЭТОСА, TELOS'a, СМЫСЛА) и, с другой стороны, эта апория может быть снята благодаря новому telos'y(репроекции, проекту), то вполне можно предположить, что изначально, до всякой метафизики, до любого telos'a, любого этоса, любого проецирования Другого имела место апория, неопределенность, скука, требующая эстетического в форме игры. Только игра с первыми целевыми установками, знание или представление которых предшествовало событиям в мире, стала разыгрываться уже не ради самой себя, но ради воздействия на что-либо в мире. Об этом же говорят Хёйзинга и другие, а также Киркегор, для которого вообще у начала мира стояла скука. Между прочим, ни один философ не продумал в антропологическом плане столь последовательно взаимосвязь и различие этики/этоса и эстетики, причем в их различии, как Киркегор, который колебался между «или» этическим, «или» эсте-
* Тошнота (фр.)
[59]
тическим образами жизни, но все же отдал предпочтение этическому. Если угодно, эта работа является не чем иным, как углубленной (я смею на это надеяться) интерпретацией Киркегора. «Кто живет эстетически, тот случайный человек... кто живет этически, тот работает над тем, чтобы стать всеобщим человеком»11. «Эстетическое в человеке есть то, благодаря чему он непосредственно является тем, что он есть; этическое есть то, благодаря чему он становится тем, чем он будет»12. Итак, эстетический человек, который «непосредственно является тем, что он есть», Я=Я, де-проецированный на свое собственное Я, который, следовательно, «непрестанно живет лишь мгновением», «дискретно», «случайно» 13, отдается во власть случая. Напротив, этический человек, работающий над тем, чтобы «стать всеобщим человеком», проецирующий себя на Другое, всеобщее, цель и таким образом «возвышенный над мгновением», пребывает «в свободе»14; он свободен от своего Я, вызволен из тавтологического заточения в Я=Я, он — на пути к цели как становящийся. Собственно, эстетическое остается в такой формулировке Киркегора непроясненным, оно относится лишь к апории («случайно») и времени («непрестанно лишь в мгновении») эстетического человека. Однако эстетическое проясняется по мере того, как Киркегор противопоставляет радость, наслаждение скуке («вялость», «меланхолия»15 души для него — лишь иные обозначения того же психического состояния): «Наслаждайся собой; в наслаждении ты должен наслаждаться собой»16. Раз для эстетического человека нет telos'aв мире, он вынужден, завися от мира, сделать свое Я telos'oмсвоей деятельности. При эстетическом образе жизни, который, по Киркегору, есть отчаяние, эстетическому человеку ничего не остается кроме как в наслаждении наслаждаться самим собой, что означает его обреченность на охоту за наслаждениями
[60]
ради возможности наслаждаться собой. Спрашивается, является ли все еще отчаянием эстетический образ жизни в нашем обществе, в котором дисконтинуум мгновения снимается континуумом, перманентностью соблазнов нашей культуры рассеяния, становится ли меньше пустых, напрасных движений в его развитии, появились ли моменты осознания? Пожалуй, сегодняшний человек инсталлировал себя в эстетику. Мы информируем себя до смерти, мы развлекаемся до смерти, — критикует Нэйл Постман эстетическое общество. Однако если альтернативу представляют таким образом, это все-таки лучше, чем умирать от скуки. Но эстетика является не только наслаждением, а требует также усилий в обществе, в котором эстетические ожидания постоянно растут, в котором наше окружение, вещи и люди все более имеют ценность лишь в качестве функции очарования и в котором, таким образом, потребление эстетики должно быть одновременно производством эстетики, если люди хотят быть принятыми в игру и получить признание в этом обществе. На эстетическом конгрессе, о котором уже говорилось, Катарина Сикора упомянула в качестве примера о тех женщинах, которые подвергают себя мучениям косметической хирургии, чтобы своим новым искусственным женственным телом угодить гипертрофированным эстетическим ожиданиям нашего общества. Место этического этоса уже давно занял эстетический этос, хотя он был и раньше, но не настолько вездесущий, исключительный, разнузданный, переменчивый в модах. Если вернуться к упомянутому примеру с женщинами, то, пожалуй, можно сказать, что богоугодная жизнь в метафизические времена требовала меньших жертв и была гуманнее, чем мужеугодная в условиях нынешних эстетических ожиданий. Если бы прежним женщинам не приходилось быть угодными мужчинам еще и в других отношениях.
[61]
Если после упадка метафизики этика стала для автономного человека проблемой, требующей своего обоснования, то об эстетике подобного сказать нельзя. По-видимому, эстетика не нуждается ни в какой трансцендентально-прагматической или какой-либо иной попытке фундаментального обоснования. Вопрос, аналогичный этическому, «зачем быть эстетичным?» ведет к вопросам «зачем жить весело?», или «зачем удовольствия?», или «зачем быть счастливым?». Очевидно, эстетическое первично по отношению к этическому, оно не нуждается в обоснованиях того, почему оно должно осуществиться, оно само себе является достаточным основанием. Правда, Адорно говорит: «Стало само собой разумеющимся, что все, что касается искусства, более не является само собой разумеющимся, ни в нем самом, ни в его отношении к целому, ни даже в его праве на существование»17. Но все-таки Адорно говорит об искусстве, а не об эстетике. Я могу сразу согласиться с первой частью этого высказывания, а со второй (относительно права искусства на существование) — только при условии, что вместе с искусством не подразумевается эстетика. С одной стороны, сам Адорно говорил, что упадок метафизики предоставил возможности современному искусству. Очевидно, эстетическое является первичным, спонтанным, а этика — вторичным, надстроенным, стремящимся ограничить эстетическое и оправдаться за него. Почему я должен жертвовать, почему я должен отрицать мою радость, мою спонтанность — на эти вопросы нужно дать аргументированные, обоснованные разумом ответы. Если эстетическое ныне в значительной мере вышло за пределы искусства, если действительность повсеместно лишается действенности [entwirklicht] в пользу эстетической, фикционализированной, виртуализированной действительности, то, очевидно, этика или, лучше, этос ничего или почти ни-
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "ПРОИЗВОЛЬНЫЙ ЭТОС И ПРИНУДИТЕЛЬНОСТЬ ЭСТЕТИКИ"
Книги похожие на "ПРОИЗВОЛЬНЫЙ ЭТОС И ПРИНУДИТЕЛЬНОСТЬ ЭСТЕТИКИ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " БЕННО ХЮБНЕР - ПРОИЗВОЛЬНЫЙ ЭТОС И ПРИНУДИТЕЛЬНОСТЬ ЭСТЕТИКИ"
Отзывы читателей о книге "ПРОИЗВОЛЬНЫЙ ЭТОС И ПРИНУДИТЕЛЬНОСТЬ ЭСТЕТИКИ", комментарии и мнения людей о произведении.