» » » » Сергей Пушкарев - Россия в XIX веке (1801-1914)


Авторские права

Сергей Пушкарев - Россия в XIX веке (1801-1914)

Здесь можно скачать бесплатно "Сергей Пушкарев - Россия в XIX веке (1801-1914)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Россия в XIX веке (1801-1914)
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Россия в XIX веке (1801-1914)"

Описание и краткое содержание "Россия в XIX веке (1801-1914)" читать бесплатно онлайн.








- В 1899 г. статистика начального образования (по официальным данным) представлялась в следующем виде: в ведении министерства народного просвещения числилось 30 тыс. сельских школ (земских) с 2.074 тыс. учащихся; в ведении св. Синода - 18 тыс. школ с 882 тыс. учащихся; число городских начальных школ составляло 9,5 тыс. с 705 тыс. учащихся: всего 57,5 тыс. школ с 3.661 тыс. учащихся (кроме того существовали национально-религиозные школы - еврейские "хедеры" и магометанские школы в числе 26,6 тыс. школ с 489 тыс. учащихся в 1894 году) (Милюков, Очерки, II, 382). На содержание народных школ в это время расходовалось 40,6 милл. рублей.

(В том числе казна вносила 8,7 милл. руб. (21,4%), земство 8,9 милл. руб. (22%), сельские общества 7,3 милл. руб. (17,9%), города 5,4 милл. руб. (13,4%), пожертвования 5,1 милл. руб. (12,5%), плата за учение (в городах) 2,8 милл руб. (6,8%), из прочих источников 2,4 милл. руб. (6%) (Ист. Росс. VII, 167).).

- Школьная перепись в начале 1911 года насчитала 100,3 тыс. начальных школ, с числом учителей 154 тыс., и 6,2 милл. учащихся; в 1915 году насчитывалось 122 тыс. народных школ с 8,1 милл. учащихся (Florinsky, Russia, 1237). Теперь школьной сетью охватывалось уже значительное большинство детей школьного возраста.

Начиная с 1908 года, через Государственную Думу ежегодно проходили и поступали в распоряжение министерства народного просвещения огромные дополнительные к общему бюджету суммы на нужды народного образования, сначала по 6-7 миллионов в год, а потом - до 20 милл. руб. За 4 года, 1912-1915, эти дополнительные ассигнования составили сумму в 71,4 миллионов рублей, в том числе 25 милл. руб. на введение всеобщего обучения и на нужды, с ним связанные, и 46,4 милл. руб. специально на школьно-строительные нужды. На ассигнованные средства было вновь открыто свыше 20 тысяч {475} "школьных комплектов" и построено соответственное количество школьных зданий. К 1 июля 1915 года вступило в соглашение с министерством о введении всеобщего обучения 414 уездных земства (что составляет огромное большинство уездов в земских губерниях) и 334 города (Ж.М.Н.П., август 1916 года). Полное осуществление плана введения всеобщего обучения предполагалось достигнуть в 1922 году.

Борьбу с народной темнотой, наряду с правительственными, земскими и городскими учреждениями, вели также просветительные организации, созданные общественной самодеятельностью. В 1861 году образовался петербургский "Комитет грамотности" (при Вольном экономическом обществе), а вскоре затем возник "Комитет грамотности" в Москве. Эти организации развили широкую просветительную деятельность устройством воскресных школ, и курсов для взрослых, организацией народных чтений, изданием популярной литературы и устройством библиотек и читален для народа. В столицах развернулась широкая просветительная деятельность - от воскресных школ для неграмотных и малограмотных до народного университета им. Шанявского. В конце XIX в. в столицах возникли народные театры. Замечательным достижением на поприще культурно-просветительной деятельности был в Петербурге Народный дом гр. Паниной.

Мы видим, что культурная отсталость России изживалась в конце XIX и в начале XX века так же быстро, как и экономическая, но, конечно, за 20-30 лет она не могла быть изжита вполне. По переписи 1897 года, процент грамотного населения в России составлял лишь 21% (29% среди мужчин и 13% среди женщин). Для времени непосредственно перед войной точных статистических данных нет, приблизительное же исчисление дает для 1914 года процент грамотности всего населения около 43,5% (Рязановский, II, 463).

{476}

4. Работа земского и городского самоуправления.

Земские учреждения, введенные в 34-х губерниях в 1864 году, сослужили русскому народу огромную службу. Хотя в земских учреждениях преобладающую роль играл класс землевладельцев, однако, по существу земской работы она носила характер общенародный, ибо в земских больницах и школах крестьяне были заинтересованы гораздо больше, чем помещики. Политические колебания в настроениях земцев мало отражались на ходе конкретной земской работы. До 1905 года руководящие земские круги были настроены либерально и принимали конституционные пожелания, после 1905-6 гг., когда помещики были напуганы революцией и аграрным террором, большинство в земских собраниях передвинулось в сторону октябристов и правых, но земская работа, за немногими исключениями, продолжала развиваться дальше, вширь и вглубь.

Две главные отрасли земской работы стоят далеко впереди всех остальных - это земская медицина и народное образование.

До учреждения земства деревня почти не знала рациональной медицинской помощи, обходясь, в случае болезней, "бабками" и "знахарями". Сельское население сначала побаивалось докторов, не доверяло им и плохо исполняло их предписания, да и доктора в начале были так стеснены в своих средствах и в выборе медикаментов, что не всегда могли оказать больному надлежащую помощь. Однако, в продолжительной борьбе на два фронта, с хозяевами земства - за улучшение и расширение медицинского дела, и с населением - за преодоление недоверия и предрассудков, земский "дохтур" вышел победителем и занял почетное место в сельской России. Первоначально, многие земства обходились службой фельдшеров, а небольшое количество врачей были разъездными врачами, но с середины 80-х гг. начинается устройство постоянных и оборудованных медицинских пунктов - больниц и амбулаторий. К концу XIX в. {477} в 34 земских губерниях было 1.300 больниц с 30 тыс. кроватей для больных

(и с 10 тыс. мест для душевнобольных); на поприще земской медицины работало до 2.500 врачей и около 8.000 вспомогательного медицинского персонала. (В 1913 г. в 51 губ. Европейской России было 6773 больницы с 190,5 тыс. кроватями; медицинский персонал состоял из 19 тыс. врачей, 22,5 тыс. фельдшеров и 12 тыс. "повивальных бабок" (акушерок).).

- Медицинская помощь сельскому населению оказывалась бесплатно, лишь некоторые земства взимали скромную плату за медикаменты. Земский врач, в снежную бурю и в осеннюю непогоду едущий за .десятки верст к тяжело больному, или принимающий у себя с утра до ночи больных самыми разнообразными болезнями, сделался носителем истинного и самоотверженного служения народу. - По мере того, как возрастал авторитет земских врачей и доверие к ним населения, возрастала и их практика, и требовалось всё новое усиление медицинского персонала. Поэтому расходы земств на медицину не только абсолютно росли, но и относительно увеличивались среди других статей бюджета: "в 1877 году большинство уездов тратило на медицину около 20% сметы, в 1901 около 25-331/3 %" (Веселовский, I, 418).

Наравне с земской медициной стояла другая главная область земской работы, народное образование. И здесь земству приходилось "начинать сначала". Первоначально расходы многих земств на народное образование ограничивались приплатами жалованья учителям, получавшим главную часть своего содержания от сельских обществ; впоследствии земства приняли оплату учительского труда всецело на себя и также стали всё в большей степени брать на себя строительство школьных зданий и всё оборудование школ. "Мало-помалу выработался особый тип "земской" трехгодичной школы с правильной постановкой всей учебной части, обеспеченной подготовленным учительским персоналом (видное место среди которого быстро завоевали себе учительницы), снабженной хорошими учебниками и постановленной в уровень {478} с требованиями современной педагогики" (Чарнолуский, Начальное образование, Ист. Росс. VII, 137). Расходы земства на народное образование быстро и непрерывно возрастали, тогда как сельские общества постепенно освобождались от этих расходов. - Расходы земства на народное образование составляли в 1871 году менее 2 милл. руб., в 1880 году свыше 5 милл. руб., в 1890 году свыше 7 милл. руб., в 1901 году около 17 милл. руб. (Б. Веселовский, I, 568), далее в 1906 году 25 милл. руб., а в 1912 году 66,5 милл. руб.

Кроме школьного дела земства с конца XIX в. содействовали развитию внешкольного образования населения; "мероприятия данной категории сводятся главным образом к следующим; 1) устройство и содержание народных библиотек-читален, 2) организация народных чтений, 3) устройство повторительных классов и воскресных классов для взрослых; 4) издательство книг и периодических органов печати для широких масс и 5) организация книжной торговли" (Веселовский, I, 547). "Всего в 1898 году при участии земства содержалось в 34 губерниях 3.002 народных библиотеки-читальни. С тех пор число их сильно возросло; к 1904 году их было по крайней мере 41/2 тысячи" (там же, стр. 550).

Долгое время как правительственные, так и земские учреждения обращали мало внимания на самый главный вопрос крестьянской экономики - низкий технический уровень сельского хозяйства.

То, что в крестьянском полеводстве господствовало примитивное трехполье, то, что мужик ковырял землю примитивной сохой, молотил хлеб цепом, а веял жито на лопате (ветром), казалось всем каким-то извечным и неизменяемым состоянием, и только в начале XX века правительство и земство догадались, что всё это можно устроить совсем по-иному, и взялись правительство - за землеустройство, а земство - за организацию агрономической помощи населению. Перед войной, наряду с земским врачом и земским учителем, почетное место в деревне занимает земский агроном; земство устраивает опытные станции и показательные опытные поля, заботится об улучшении скотоводства, о заведении травосеяния, организует мелиоративный кредит, устраивает склады сельскохозяйственных машин и {479} орудий, которые бойко идут на продажу, - солидный железный плуг, наконец, вытесняет в столыпинскую эпоху "допотопную" матушку-соху. (Земство также помогает организации кредитных и ссудосберегательных товариществ, доставляющих крестьянину дешевый кредит для проведения улучшений в его сельском хозяйстве. ).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Россия в XIX веке (1801-1914)"

Книги похожие на "Россия в XIX веке (1801-1914)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Пушкарев

Сергей Пушкарев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Пушкарев - Россия в XIX веке (1801-1914)"

Отзывы читателей о книге "Россия в XIX веке (1801-1914)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.