» » » » Сергей Пушкарев - Россия в XIX веке (1801-1914)


Авторские права

Сергей Пушкарев - Россия в XIX веке (1801-1914)

Здесь можно скачать бесплатно "Сергей Пушкарев - Россия в XIX веке (1801-1914)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Россия в XIX веке (1801-1914)
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Россия в XIX веке (1801-1914)"

Описание и краткое содержание "Россия в XIX веке (1801-1914)" читать бесплатно онлайн.








{451}

Глава X

РАЗВИТИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ И ОБЩЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ С НАЧАЛА 60-х ГОДОВ XIX В. ДО ВОЙНЫ 1914 ГОДА И ПОСЛЕДОВАВШЕЙ ЗА НЕЙ РЕВОЛЮЦИИ

1. Расцвет русской литературы.

Цветение русской духовной культуры во второй половине XIX и в начале XX века было столь сильным и многообразным, что в узких рамках настоящей работы нет никакой возможности дать сколько-нибудь полное его описание, и мы даем лишь краткое перечисление выдающихся явлений русской духовной культуры этого времени.

(Богатый фактический материал находится в содержательной книге В. А. Рязановского, Обзор русской культуры, ч. 11, вып. 1 и 2, 1947-48 г.).

Время от Крымской войны до начала 80-х годов было временем литературной деятельности великих русских писателей, которые впоследствии приобрели мировую известность - Льва Толстого, Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева. Л. Н. Толстой (1828-1910), сам принимавший участие в Севастопольской обороне, подарил русской литературе "Севастопольские рассказы" (1855-1856), где без прикрас, но тем более ярко и убедительно изобразил героическую борьбу, жизнь и страдания защитников Севастополя. В 60-х годах Толстой увлекается педагогикой, пишет педагогические статьи и работает в Яснополянской школе. В 60-х и 70-х годах вышли его романы "Война и мир" (1867-69) и "Анна Каренина" (1873-1876). Кроме того, он написал ряд повестей - "Смерть Ивана Ильича", "Крейцерова соната" и др. и пьесы "Власть тьмы" и "Плоды просвещения".

В 80-х гг. происходит известный поворот Толстого от художественного творчества в сторону морально-религизного философствования и проповеди новой религии - {452} "толстовства" ("Исповедь", "В чем моя вера", "Царство Божие внутри вас" и множество других книг, брошюр и статей). В 1899 году выходит его последний большой роман "Воскресение", в котором его художественный талант борется с его морально-публицистической ("обличительной") тенденцией (В 1901 г. св. Синод опубликовал свое постановление о том, что православная церковь не считает Толстого своим членом, ибо он "явно перед всеми отрекся" от нее, и хотя здесь констатировался лишь несомненный факт (вроде того, что если человек стал американским подданным, то он перестал быть испанским подданным), однако постановление Синода вызвало в русском обществе бурю негодования против "реакционных попов"...).

Ф. М. Достоевский (1821-1881), пробывший 4 года в сибирской каторге (по делу "петрашевцев"), возвратился, по амнистии, в 1856 году и описал свои впечатления и наблюдения в "Записках из мертвого дома" (1861). Затем, один за другим, последовали его романы: "Униженные и оскорбленные" (1861), "Преступление и наказание" (1866), "Идиот" (1868), "Бесы" (1871), "Братья Карамазовы" (1879-80).

Роман "Бесы" (основанием для которого послужил процесс "нечаевцев") был воспринят радикальной интеллигенцией, как клевета на русскую революцию; события 1917-1918 гг. показали, что этому произведению не чужды были черты жуткого пророчества.

Более сочувственно был встречен "Дневник писателя" (1876), ибо хотя в нем проповедовались славянофильские идеи, но в то же время проповедовалось и преклонение перед народом и "перед правдой народной".

(Да и славянофильство Достоевского было совсем своеобразным, чуждым национальной исключительности. "У нас - русских, - пишет он в своем "Дневнике", - две родины: наша Русь и Европа... Величайшее из величайших назначений, уже сознанных русскими в своем будущем, есть назначение общечеловеческое, есть общеслужение человечеству... - ...всечеловечность есть главнейшая личная черта и назначение русского" (с. 193). - И в своей замечательной речи о Пушкине (1880 г.) он повторил, что "назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное", и что "стать настоящим русским" значит "стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите".).

{453} И. С. Тургенев (1818-1883) в ряде своих романов: "Рудин" (1855), "Дворянское гнездо" (1858), "Накануне" (1859), "Отцы и дети" (1861), "Дым" (1867) и "Новь" (1876) дал ряд ярких картин, изображающих быт русского дворянства и разночинной интеллигенции и развитие русской общественной жизни и мысли от 40-х до 70-х годов. Много шума и споров вызвал его роман "Отцы и дети", изобразивший тип современного "нигилиста" (в лице Базарова); одни находили Базарова снимком с натуры, другие - карикатурой. В романе "Новь" Тургенев изобразил неудачное "хождение в народ" группы "семидесятников". Будучи по убеждениям стопроцентным западником, Тургенев, однако, рисовал русскую жизнь "без гнева и пристрастия". (см. на ldn-knigi)

И. А. Гончаров (1812-1891) издал художественное описание кругосветного путешествия - "Фрегат Паллада" и романы: "Обыкновенная история" (1846), "Обломов" (1859) и "Обрыв" (1869). Наибольшее художественное и общественное значение имел второй из названных романов, создавший понятие "обломовщины", как типичное состояние душевной вялости, безволия, лени и апатии.

С. Т. Аксаков (1791-1860), отец известных братьев-славянофилов Константина и Ивана Аксаковых, в конце 50-х годов обратил на себя внимание своими книгами "Семейная хроника" (1856) и "Детские годы Багрова внука" (1858), давшими яркое (и местами жуткое) изображение помещичьей жизни в эпоху крепостного права.

Наиболее выдающимся драматургом эпохи был А. Н. Островский (1823-1886), бытописатель средних классов, купечества и чиновничества ("Бедность не порок", "Гроза", "Доходное место", "Бедная невеста", "Лес", "Волки и овцы", "Без вины виноватые" и много других); кроме того он написал несколько исторических хроник ("Козьма Минин", "Дмитрий Самозванец", "Тушино").

Крупными писателями эпохи были А. Ф. Писемский, написавший ряд романов, главным образом из помещичьего быта: "Тысяча душ" (1858), "Люди сороковых годов" (1868) и другие, - и Н. С. Лесков (1831-95), {454} написавший большой роман "Соборяне" (1872) из жизни духовенства, и много других романов, повестей и рассказов.

Значительная группа беллетристов-народников описывала крестьянскую жизнь, идеализируя крестьянство или скорбя о том, что действительная жизнь народа не соответствует их идеалу. На первом месте среди них стоит Глеб Ив. Успенский (1840-1902) ("Нравы Растеряевой улицы", "Разоренье", "Очерки деревенской жизни", "Власть земли"), затем - А. П. Левитов, Ф. П. Решетников, Н. Н. Златовратский, П. В. Засодимский, Н. И. Наумов, Каронин (Н. Е. Петропавловский).

П. И. Мельников-Печерский дал описание быта старообрядцев (романы "В лесах" и "На горах"). - Известными писателями были в это время Н. Г. Помяловский ("Мещанское счастье", 1861 г.; "Очерки бурсы", 1862 г.), А. К. Шеллер-Михайлов ("Лес рубят - щепки летят" и много других романов), И. В. Федоров-Омулевский ("Шаг за шагом"), К. М. Станюкович.

Популярными писателями исторических романов были во второй половине XIX века А. Г. Данилевский ("Черный год", "Сожженная Москва", "Мирович", "Княжна Тараканова" и много других), Д. Л. Мордовцев, гр. Е. А. Салиас.

Целый ряд романов, явившихся в 60-е годы, изображал в сатирическо-обличительном виде модный в то время "нигилизм": "Взбаламученное море" (1863) Писемского; "Марево" (1864) Клюшникова; "Некуда" (1865) и "На ножах" (1870) Лескова; "Дым" (1867) Тургенева; "Обрыв" (1869) Гончарова; "Панургово стадо" и "Две силы" Вс. Крестовского.

На страже общечеловеческих идеалов свободы, справедливости и человеческого достоинства неизменно стоял великий русский сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин (1826-1889), литературная деятельность которого продолжалась в течение всего этого периода, до конца 80-х годов: "Губернские очерки" (1856-57), "Невинные рассказы", "Сатиры в прозе", "Признаки времени", "Письма из провинции", "История одного города"; "Господа ташкентцы", "За рубежом", "Мелочи жизни", {455} "Пестрые письма", "Господа Головлевы", "Письма к тетеньке", "Сказки", "Современная идиллия", "Пошехонская старина", "Забытые слова".

Сатира Щедрина больно бичевала жестокость, произвол, корыстолюбие, властолюбие, шкурничество и обывательскую пошлость всюду, где она их находила; "доставалось" от него не только чиновникам, помещикам, "кулакам" и обывателям, но и либеральным болтунам (как адвокат Балалайкин).

Ниболее выдающимися поэтами 60-х годов были Ф. И. Тютчев (1803-73), один из крупнейших русских поэтов, философ-пантеист; Н. А. Некрасов (1821-77), певец русского мужика, его скорбной доли и его великого терпения, и гр. А. К. Толстой (1817-1875); последний написал историческую трилогию "Смерть Ивана Грозного", "Царь Федор Иванович" и "Царь Борис" (Годунов), а также ряд исторических баллад и много прекрасных лирических стихотворений.

Будучи принципиальным сторонником чистого искусства ("певец, державший стяг во имя красоты"), А. К. Толстой обращал к друзьям-поэтам призыв: "Дружно гребите, во имя прекрасного, против течения!"

Однако, он часто спускался со своих парнасских высот, чтобы сказать свое слово в вопросах текущей жизни и общественной борьбы. "Двух станов не боец, но только гость случайный", он раздавал свои сатирические удары на обе стороны: направо - "Русская история от Гостомысла", "Сон статского советника Попова"; налево - "Песня о Потоке-Богатыре", "Баллада с тенденцией".


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Россия в XIX веке (1801-1914)"

Книги похожие на "Россия в XIX веке (1801-1914)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Пушкарев

Сергей Пушкарев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Пушкарев - Россия в XIX веке (1801-1914)"

Отзывы читателей о книге "Россия в XIX веке (1801-1914)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.