Беатрикс Шиферер - Женщины Вены в европейской культуре

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Женщины Вены в европейской культуре"
Описание и краткое содержание "Женщины Вены в европейской культуре" читать бесплатно онлайн.
О знаменитых венских женщинах, явивших образцы творческого самораскрытия.
Осенью 1901 года Евгения Шварцвальд возглавила женский лицей на Францисканерплатц, которым до этого заправляла фройляйн Элеонора Яйтелес: предложение Евгении о передаче ей школы было удовлетворено. Однако радости от исполнения руководящей роли мешала одна формальная закавыка, которую в глазах начальства не могли преодолеть и десятилетия успешной деятельности:
«…Для руководства учреждением просительнице недостает одного пункта, который требуется согласно вышеприведенному Имп. Распоряжению, а именно: она не прошла испытания на преподавание в системе средней школы. И хотя в течение десяти семестров она исправно посещала лекции, особенно по германистике, истории и педагогике, а также родственным дисциплинами получила степень доктора философии, экзамен на собственно учительское дело она не держала ни в Цюрихе, ни в Австрии. Однако, учитывая то обстоятельство, что как в учебном процессе, так и в личном общении просительница производит впечатление одаренной, образованной и увлеченной делом обучения и воспитанием девиц дамы, королевско-императорский Совет по школьному образованию без колебаний принимает решение временно доверить ей руководство учреждением хотя бы на годичный срок…»[68]
С этого временного, на один год и по взаимному доверию выданного разрешения и началась длившаяся десятилетия борьба «фраудоктор» с властями. Если первые три года «фраудоктор» пользовалась милостивым разрешением оставаться в прежней должности, то потом она была вынуждена выдвигать на пост директора своих сотрудников и сотрудниц: в течение всех последующих тридцати четырех лет ей так и не позволили сдать соответствующий экзамен. Чтобы довести до совершенства бюрократический заслон, ей, кроме всего прочего, запретили упоминание ученой степени в официальной переписке, поскольку в Австрии эта степень якобы не имеет силы. При этом даже высочайшей инстанции было известно, что речь идет о работе исключительной личности:
«Так как, помимо женского лицея, фрау Шварцвальд обязаны своим появлением созданная на публично-правовой основе народная школа, гимназические курсы и всеобщие курсы усовершенствования знаний, а научно-педагогическое руководство всего этого большого комплекса фактически исходит от нее, то при подобных обстоятельствах возможность экзамена как такового следует для нее исключить. С другой же стороны, она очень хорошо проявила себя как преподавательница немецкого языка, что подтверждено данными всех инспекторских проверок, поскольку обладает основательными знаниями и отменно начитанна, а также весьма подготовлена в методическом отношении…»[69]
В 1905 году, когда «фраудоктор» сменил на посту директора школы доктор Дёрфлер, Совет по школьному образованию уведомляет министерство:
«…Королевско-императорский Совет по школьному образованию не скрывает, что в том случае, если место фрау Шварцвальд займет профессор Людвиг Дёрфлер, то он будет не более чем формальной фигурой, которая возьмет на себя представительство перед властями со всей полнотой ответственности, но бразды правления останутся при этом у фрау Шварцвальд. С другой стороны, К. Имп. Совет по школьному образованию, несмотря на признание одаренности этой дамы, ее живого интереса к вопросам женского просвещения и большой работоспособности, не может не обратить внимания на ее склонность самым навязчивым образом радеть о материальном положении школы и выражает серьезное сомнение в целесообразности ходатайства об учительском экзамене, который мог бы стать в будущем полезным для нее, но в целом нежелательным прецедентом…»[70]
Лицей-шестилетка для девочек (на сегодняшнем языке — неполная средняя школа) был расширен за счет всевозможных курсов — гимназических и усовершенствования — и переселился затем в великолепные помещения на Валльнерштрассе, 2, пока не обрел своего постоянного местонахождения на Валльнерштрассе, 9 в 1913–1914 годах. Этот адрес вошел в историю педагогики. Классные комнаты и залы были спланированы и оформлены Адольфом Лозом.
Алиса Хердан-Цукмайер, актриса, писательница, жена Карла Цукмайера и любимая ученица Евгении, пишет в своей книге не только о любимой наставнице, но и о школьной жизни:
«…Актовый зал тоже был детищем Адольфа Лоза… Иные родители брюзжали по поводу оголенности этого помещения и недостатка штукатурки. Но мы, дети, и большинство посетителей любили этот зал с его четкой планировкой. Помимо зала, нам очень нравился сад на крыше, он был усыпан гравием и служил не только для занятий гимнастикой, там проходили также уроки географии и рисования. С начала весны и до первых морозов, если позволяла погода, мы убегали туда на каждой перемене. Он парил над самым центром города, но вид открывался необычный: горы и леса вокруг Вены, Дунай, шпили церквей… „Фраудоктор“ уже привыкла к противодействию… и лишь 24 октября 1905 года она получила право на организацию совместного обучения мальчиков и девочек. Публично-правовой статус лицей приобрел в 1905 году, а право экзаменовать на аттестат зрелости — лишь в 1907 году. Официальное открытие реального училища состоялось в 1909 году, поначалу было четыре класса. В 1911/12 учебном году открыли восьмиклассную женскую гимназию. Непрерывная борьба не изнурила фрау Шварцвальд, у меня даже создалось впечатление, что ей доставляло удовольствие изматывать и побеждать начальство…»[71]
Тут же мы находим в книге свидетельство самой Евгении о бессилии начальственной глупости испортить настроение гениальному педагогу и организатору:
«…Когда я попросила разрешения ввести в моей средней школе совместное обучение, мне это разрешили с обязательным соблюдением пропорции: в классе из 25 девочек должен быть 1 % мальчиков. Поскольку я не решалась делить кого-нибудь на части, введение совместного обучения было отложено до республиканских времен…»[72]
Алиса Хердан-Цукмайер подводит итог воспоминаниям о школьных годах:
«Курсы усовершенствования, на которые я поступила после лицея, подарили мне самый интересный учебный год в жизни, так как среди приглашенных лекторов были весьма авторитетные люди: Адольф Лоз читал нам введение в современную архитектуру, д-р Герман Шварцвальд и Ганс Кельзен — лекции по социологии и экономике, ученик и друг Арнольда Шёнберга Эгон Веллес учил нас музыке, профессор Отто Роммель преподавал литературу. Когда же за пределами школы узнали, что мы, семнадцатилетние, читали „Пляску смерти“ Стриндберга, „Ткачей“ Гауптмана, „Гедду Габлер“ Ибсена, что Адольф Лоз говорит нам ужасные вещи о существующей архитектуре и об уродливых формах жизни, а Эгон Веллес исполняет и интерпретирует современную музыку, некоторые из родителей всерьез забеспокоились. Послышались гневные жалобы и требования дознания: не собираются ли вырастить из нас учениц дьявола…»[73]
«…В этот мой первый учебный год мне явилось чудо в образе учителя рисования (Оскара Кокошки). Он был молод, двадцати шести лет… Его рассказы, его фантазии, сам стиль их изложения были нам абсолютно понятны и находили отражение в наших живописных и графических работах. Полгода он прожил с нами, а потом этой радости пришел конец. Ведь его устроила к нам „фраудоктор“, так как ему пришлось очень кстати место учителя: то были его голодные годы. Но министерство образования указало ему на отсутствие свидетельства о сдаче все того же экзамена.
„Фраудоктор“ неустанно боролась за него, и ей удалось пробиться к самому министру. Она встала перед ним и воскликнула: „Ваше превосходительство! Оскар Кокошка — гений, только этого еще не знают“. Тот ответил: „Гении учебной программой не предусмотрены…“»[74]
Дабы преодолеть экономические трудности после первой мировой войны, доктор Шварцвальд основала в 1922 году объединение шварцвальдовских учебных заведений. В ее частном владении остались лишь детский сад и народная школа. Однако даже при изменившихся условиях был открыт бесплатный доступ для особо одаренных детей — более 10 % от общего числа учащихся.
Фрау Шварцвальд пользовалась успехом не только как педагог, она имела удивительное чутье — и это было одной из предпосылок процветания ее школ, — позволявшее ей безошибочно подбирать талантливых педагогов, как доказывает случай с Кокошкой. Многих из них она просто переманила. Великий реформатор педагогических учреждений Вены Отто Глёкель, который возглавлял тогда Совет по школьному образованию, очень ценил Евгению Шварцвальд и с интересом следил за ее деятельностью.
Столь отзывчивая, чуткая к чужой беде и почти маниакально активная натура, какой была Евгения Шварцвальд, не могла бездействовать в трудные военные и послевоенные годы. Показателем ее неисчерпаемой творческой энергии может служить та уйма дел, которыми она откликалась на многообразные беды, не имевшие ничего общего с вопросами воспитания в пору открытой борьбы за выживание. Она была инициатором создания шефских организаций для пострадавших от войны и акции под девизом «Детям Вены — отдых в деревне», она хлопотала об открытии летних приютов и загородных пансионатов различных типов, она учредила особый приют для девочек, куда не доносилось эхо войны, провела кампанию «Юность помогает старости», организовывала общественные столовые, под ее руководством осуществлялась «Австрийская помощь Берлину» и многие другие дела.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Женщины Вены в европейской культуре"
Книги похожие на "Женщины Вены в европейской культуре" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Беатрикс Шиферер - Женщины Вены в европейской культуре"
Отзывы читателей о книге "Женщины Вены в европейской культуре", комментарии и мнения людей о произведении.