Антоний Оссендовский - Люди, боги, звери

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Люди, боги, звери"
Описание и краткое содержание "Люди, боги, звери" читать бесплатно онлайн.
Мемуары Антония Фердинанда Оссендовского «Люди, боги, звери» представляют собой увлекательное повествование о приключениях автора в Сибири и Монголии, охваченных гражданской войной. На одной из дорог он встречает легендарного барона Унгерна и множество других весьма странных реальных персонажей. В этих скитаниях ему открывается тайна загадочной страны Шамбалы, якобы существующей на Востоке. И просвещенные ламы предсказывают Оссендов-скому его судьбу и судьбы мира.
Кроме того, читатель найдет в этой книге интереснейший рассказ писателя и путешественника, прошедшего по следам Антония Фердинанда, Витольда Михаловского о жизни, странствиях, литературной и научной работе Оссендовского.
Хранитель драгоценностей дворца, почтенный Балма-Дорын, повел меня однажды в большой зал, где хранятся приношения верующих. Это единственный в своем роде музей драгоценностей. Там имеются редкостные вещи, совершенно неизвестные европейским музеям. Открывая шкаф с серебряным замком, хранитель сказал мне:
— Здесь вы увидите слитки чистого золота, полученные с Бей-Кема, черные соболя с Кемчина, а также чудотворные оленьи рога. Вот эта шкатулка, присланная орогонами, содержит драгоценные корни женьшеня и благовонный мускус. Это вот кусок янтаря с берегов «замерзшего моря», весящий 124 лана (около 10 ф.). Здесь алмазы из Индии, благовонный цибет и резная слоновая кость из Китая.
Он долго рассказывал мне о разных хранящихся здесь предметах, и на самом деле то, что я здесь видел, достойно было удивления. Передо мной мелькали редкие меха — белый бобер, черный соболь, белые, голубые, черные лисицы (песцы) и темный, почти черный барс; тут же стояли коробочки из черепахи с чудесной резьбой, в которых хранились хадаки из тонкой, как паутина, индийской шелковой ткани, длиною 10–15 метров; около них находились маленькие мешочки из золотых нитей, в которых лежали жемчуга, подарки индийских раджей, и драгоценные кольца с сапфирами и рубинами из Китая и Индии; большие нешлифованные алмазы, слоновые клыки, украшенные золотом, жемчугом и бриллиантами; роскошные одеяния, вышитые золотыми и серебряными нитями; моржевые клыки с барельефной резьбой — работой примитивных художников с берегов Берингова пролива и масса других предметов, которых я не в состоянии описать.
В другой комнате стоял шкаф со статуэтками Будды из золота, серебра, бронзы, слоновой кости, кораллов, перламутра и из какого-то благовонного дерева необыкновенного цвета.
— Вы знаете, — пояснил мне хранитель, — что, когда завоеватели врываются в страну, где существует культ богов, они ломают и низвергают их изображения. Так было и более 300 лет тому назад, когда калмыки напали на Тибет; то же повторилось и в Пекине, когда в 1900 году европейские войска разгромили дворец. Возьмите одну из этих статуэток и осмотрите ее хорошенько.
Я взял из ближайшего ко мне угла шкафа деревянную фигуру Будды и осмотрел ее со всех сторон: что-то внутри статуэтки пересыпалось и бряцало.
— Вы слышите? — спросил лама. — Это бриллианты и золото — внутренности Будды. Поэтому-то завоеватели и разбивают изображения богов!
Уже в Индии, Вавилоне и Китае из нутра статуй богов вынуто много редких драгоценных камней.
Несколько комнат во дворце занимает библиотека; полки ее переполнены всевозможными рукописями и книгами разных эпох, на разных языках и на самые разнообразные темы. Многие из этих древних документов истлевают и рассыпаются. Но в последнее время ламы стали покрывать их каким-то составом. Этот состав их в известной мере сохрани ет и защищает от влияния воздуха.
Помимо того, в библиотеке имеются глиняные дощечки с клинописью, очевидно, из Вавилона.
Китайские, индийские и тибетские книги стоят рядом с монгольскими. И среди них выставлены произведения старого чистого буддизма, книги «красных шапок» — испорченного буддизма, книги желтого — ламаистского буддизма, книги традиций, легенд и парабол.
— Дамы постоянно работают над этими произведениями, исследуют их, переписывают, чтобы таким образом сохранить потомству и распространить древнюю мудрость предшественников.
Одно отделение посвящено таинственным книгам о магии, записям жизнеописаний и произведений Живого Будды, буллам далай-ламы и первосвященника из Таши-Лумпо, хутухты из Утая в Китае, пандиты гэгэна из Доло-Нора во Внутренней Монголии и сотен китайских мудрецов. Сюда имеют доступ лишь Богдо-хутухта и марамба Та-Рим-по-Ша. Ключи хранятся вместе с печатями Живого Будды и украшенным свастикой рубиновым кольцом Чингисхана в ларце, находящемся в частном кабинете Богдо.
Особа Его Святейшества окружена свитой в пять тысяч лам. Они делятся на много классов, начиная от простых слуг и кончая советниками «Бога», из которых и состоит правительство. К советникам принадлежат все четыре хана Монголии и пять высших князей.
Особый интерес заслуживают 3 класса; о них мне рассказывал и сам Живой Будда при моем с Джам Болоном посещении его.
Живой Будда сообщил нам при этом, что он очень удручен той деморализованной и порочной жизнью, которую ведут ламы, так как таковая быстро сокращает число прорицателей и ясновидцев.
— Если бы, — говорил он, — монастыри Джал-хантцы и Нарабанчи не сохранили своих строгих правил, то Та-Куре вскоре остался бы без пророков и предсказателей. Барун Абага Нар, Дорчиул-Юр-док и остальные святые ламы, могущие видеть то, что скрыто от простого народа, ушли от нас вместе с благодатью Божьей.
Прорицатели же эти — «дзурены» — нам необходимы. Каждый раз, когда какое-либо важное лицо посещает монастырь Урги, посетителя без его ведома раньше всего показывают «дзуренам»; результат их исследования судьбы данного лица сообщается Богдо для того, чтобы он знал, как обращаться с гостем и какой политики с ним придерживаться. «Дзурены» большей частью старики, худые, истомленные и строгие аскеты; но мне пришлось встречать и совсем молодых «дзуренов», почти мальчиков — это были хубилганы, возрожденные боги, будущие хутухты и гэгэны различных монгольских монастырей.
Следующий за прорицателями класс — это доктора — Та-ламы; они должны наблюдать за влиянием растений и определенных животных продуктов на людей, сохранять тибетские лекарства, совершенствовать методы лечения и изучать анатомию, не прибегая, однако, к вивисекции. Они ловко вправляют члены, массируют, хорошо знают гипноз, животный магнетизм и влияние минеральных источников.
Третий класс составляет высший разряд вра-чей-отравителей, большей частью тибетского и калмыцкого происхождения.
Это, так сказать, «доктора политической медицины». Они живут отдельно от своих коллег и являются молчаливым орудием в руках Живого Будды.
Мне говорили, что почти все они немы. Я видел одного из них — того, который отравил китайского врача, присланного императором для «ликвидации» Живого Будды. Это был маленький седой старичок с глубокими морщинами на лице, небольшой седой бородкой и живыми, пытливо все высматривающими глазами. Как только он появляется в каком-нибудь монастыре, местный «Бог» тотчас же перестает есть и пить из страха перед этим монгольским отравителем. Но даже это не спасает приговоренного, ибо отравленный головной убор, рубашка, обувь, четки, даже поводья, книги и священные предметы с успехом приводят к тому, что имел в виду богдохан.
Слепой первосвященник внушает верующим глубокое уважение и религиозный страх. Все падают перед ним ниц. Даже ханы и хутухты приближаются к нему на коленях. Все вокруг него окутано тайной, полной восточной старины.
Пьяный старик, слушающий банальные арии граммофона, пускающий электрический ток в своих слуг с помощью динамомашины, коварный ветхий слепец, отравляющий своих политических врагов, лама, держащий свой народ в духовной темноте и обманывающий его пророчествами и предсказаниями, — он все же не вполне обыкновенный человек.
Однажды мы сидели в комнате Богдо. Князь Джам Болон переводил ему мои рассказы о великой войне.
Старик слушал очень внимательно. Вдруг он широко раскрыл свои глаза, прислушиваясь к звукам, доносившимся извне. Лицо его выразило благоговение, мольбу, испуг.
— Боги зовут меня, — прошептал он, медленно направляясь в свою часовню; там он промолился около двух часов, коленопреклоненный, неподвижный. Его молитва состояла в беседе с невидимыми богами, в вопросах, на которые он сам себе отвечал, как бы повторяя слова невидимых существ. Он вернулся оттуда бледный, измученный, но умиротворенный и счастливый.
Это была его личная молитва.
Во время обычного богослужения в храме он не принимает участия в молитве, ибо тогда он — Бог. Он сидит на троне, который ламы подымают и ставят на алтарь. Народ и ламы ему молятся. Он же, вперив свои быстрые, сверкающие, хотя и слепые глаза в пространство, выслушивает слова молитвы, надежды, слезы отчаяния своего народа. Ламы одевают его в различные, соответствующие случаю одежды, состоящие из желтой и красной ткани; меняют они также и его головные уборы.
Богослужение кончается, когда Живой Будда, с тиарой на голове, дает толпе молящихся свое благословение, поворачивая лицо на все стороны и простирая руки к северо-западу, то есть по направлению к Европе, где, по воззрениям желтого учения, должно распространиться учение мудрого Будды.
После долгого богослужения и одинокой молитвы в храме первосвященник действительно производит потрясающее впечатление. Он призывает тогда своих секретарей и диктует им свои, всегда крайне неясные видения и пророчества, не делая из них никаких выводов.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Люди, боги, звери"
Книги похожие на "Люди, боги, звери" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Антоний Оссендовский - Люди, боги, звери"
Отзывы читателей о книге "Люди, боги, звери", комментарии и мнения людей о произведении.