» » » » Александр Широкорад - Грузия. Закавказский тупик?


Авторские права

Александр Широкорад - Грузия. Закавказский тупик?

Здесь можно купить и скачать "Александр Широкорад - Грузия. Закавказский тупик?" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Вече, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Широкорад - Грузия. Закавказский тупик?
Рейтинг:
Название:
Грузия. Закавказский тупик?
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2010
ISBN:
978-5-9533-4678-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Грузия. Закавказский тупик?"

Описание и краткое содержание "Грузия. Закавказский тупик?" читать бесплатно онлайн.



У сегодняшней Грузии отношения с Россией крайне натянуты. Бывшие грузинские автономии, Абхазия и Южная Осетия, после кровопролитных войн отделились, другая автономия — Аджария — практически независима от Тбилиси. На окраинах власть центра беспомощная, экономика переживает тяжелейший кризис. Постепенно Грузия превращается в протекторат Турции и США. В стране создается образ врага — России, которая якобы угнетала и расчленяла грузинские земли.

Сегодня грузинские политики, политологи и историки пытаются перечеркнуть несколько веков истории своей страны, желают вернуть Грузию в эпоху почитаемого ныне царя Ираклия II, у которого, тем не менее, хватило мудрости принять покровительство России, объединившую и восстановившую раздробленную и разоренную Грузию.

Об истории Грузии, о непростых российско-грузинских отношениях, недавнем военном конфликте и многом другом рассказывает новая книга серии «Друзья и враги России».






Однако главную роль в развитии Батума сыграли не военные, а нефтепромышленники. За 1870–1880 гг. нефтедобыча в Баку увеличилась почти в 10 раз. В 1873 г. ударил сильный фонтан в Балаханы на участке компании «Халафи». Фонтан высотой 600 метров бил 13 дней. Об этом много писали в Европе и в Америке. Местные обыватели выкрикивали: «Держись, Америка!», «Пенсильвания у нас теперь!», «Да здравствует Балаханы!»

Известный нефтяник Людвиг Нобель еще в 1878 г. обратился к крупнейшим бакинским промышленникам с предложением сообща построить нефтепровод. Однако это предложение было встречено враждебно. Нобель остался один. Тем не менее, по его собственным словам, «глубоко веря в великую будущность нефтепроводов», он достал необходимый капитал и на свой риск начал дело. Непосредственное руководство строительством было возложено на инженера В.Г. Шухова.

Разработанный В.Г. Шуховым проект предусматривал строительство нефтепровода от Баку до Батума общей протяженностью 820 верст с 35-ю промежуточными станциями. Стоимость сооружения была определена в 15 млн. 700 тыс. рублей. «С устройством подобного нефтепровода, — говорилось в одном экспертном заключении, — в Батуме воздвигнется свой “Черный город”, как в Баку».

В ноябре 1886 г. пятьдесят бакинских заводчиков и нефтедобывателей обратились к министру государственных имуществ с ходатайством о скорейшем разрешении строительства транскавказского нефтепровода. Но нефтепровод так и не был построен. В 1891 г. Кабинет министров принял окончательное решение: отложить осуществление проекта, считая его преждевременным.

Главных причин этому было две: соперничество Нобеля и Ротшильда и засилье железнодорожных компаний, видевших в нефтепроводе конкурента. Замечу, что в 80-х гг. XIX века многие высшие сановники империи имели личные интересы в железных дорогах, причем как в частных, так и в казенных.

Несмотря на сложнейший горный рельеф, местные русские инженеры строили в Грузии всё новые железные дороги. Первой железной дорогой в Грузии стала построенная в 1865–1872 гг. линия Поти — Квирилы — Тифлис длиной 309 верст. В 1883 г. введена в строй дорога в 106 верст Бамут — Самтреди и дорога в 549 верст Тифлис — Баку. С этого времени поезда из Баку пошли напрямую через Самтреди к Черному морю в Поти и Батум.

В 1884–1885 гг. для товарищества «Нефть» была возведена керосиновая станция Закавказской железной дороги в Батуме: 5 резервуаров по 100 тыс. пудов каждый и 4 резервуара по 60 тыс. пудов, а также спроектировано особое приспособление, обеспечивающее одновременную выгрузку целого поезда с керосином, состоящего из 32 вагонов-цистерн.

В 1885 г. такая же станция была построена в Баку. В том же году фирма возвела шесть резервуаров общей емкостью 600 тыс. пудов керосина на заводе «С.М. Шибаев и К”» в Баку. В1885—1888 гг. в Батуме были построены четыре резервуара вместимостью 150 тыс. пудов керосина каждый.

Закавказская железная дорога поставила на рельсы три тысячи наливных вагонов-цистерн частных владельцев, и экспорт нефти начал развиваться. Благополучие, однако, продолжалось недолго. К 90-м гг. XIX века дорога стала в полном смысле слова «нефтяной»: 62 % всех перевозившихся по ней грузов составляли нефтяные продукты, но пропускная способность ее была уже недостаточной.

В 1893 г. решили строить керосинопровод. К работам по правительственному заказу была привлечена фирма А.В. Бари. В рабочей тетради В. Г. Шухова имеется запись на этот счет: «9 февраля 1893 г. Переделка нефтепровода на керосинопровод. 9 февраля мы с А. В. Бари приехали в Петербург для переговоров об этом деле. Само правительство заинтересовано, следовательно, дело будет долгое и вряд ли состоится вследствие высоких цен. Если выйдет, то не раньше трех лет».

Так и получилось. Строительство магистрального керосинопровода Баку — Батум, проложенного вдоль линии Закавказской железной дороги, было начато в 1897 г. и продолжалось десять лет. Окончательный проект сооружения был разработан H.JI. Щукиным, видным специалистом в области паровозо- и вагоностроения.

Статус порто-франко в Батуме мешал и военным, и нефтепромышленникам, и он был отменен в 1886 г.

По переписи 19 мая 1882 г., в Батуме числилось 6921 мужчин и 1740 женщин, а всего 8671 человек; в 1889 г. в Батуме было уже не менее 12 тыс. жителей. Население Батума состояло из русских, турок, грузин, гурийцев, греков, имеретин, армян, лазов, абхазцев, персов и др. Из порта вывозились главным образом нефть и нефтяные продукты, пшеница, кукуруза, марганцевая руда, ореховое и пальмовое дерево и т. д. В 1888 г. из Батума было вывезено товаров на сумму 23 342 134 руб., в том числе нефтяных продуктов — 27 100 000 пудов, пшеницы — 989 145 пудов, кукурузы — 473 181 пудов, марганцевой руды — 434 205 пудов, орехового дерева — 237 737 пудов и т. д. В том же году привезено в Батум товаров на 7 127 294 руб., сырых и полуобработанных товаров на 5 675 949 руб. и изделий на 1 131 815 руб.

Жорж Сименон был абсолютно прав, написав:

Мой любимый Батуми,

красочный, жизнерадостный

перекресток веков и цивилизаций.

В результате нефтяной горячки город был стремительно отстроен по планам русских инженеров, и батумские крыши постепенно покрылись марсельской черепицей. В городе появился Новый собор: при его закладке в 1888 г. присутствовал Александр III, а потом сажал деревья на берегу озера Нурие, где вскоре на пяти десятинах раскинулся городской Александровский сад.

«К первому десятилетию XX века в городе находилось 13 консулов (Великобритании, Северо-Американских Штатов, Франции, Италии, Испании, Нидерландов, Швеции, Норвегии, Дании, Бельгии, Турции, Греции, Персии); русские отстраивали в окрестностях Батума великолепные дачи, активно покупали и осваивали субтропические земли, исчисляя урожаи винограда и айвы фунтами, хурмы и граната — штуками, мандаринов — сотнями… Полковник Соловцев заложил в имении чайную плантацию в несколько десятин, а следом за ним московский купец Попов (человек с большими денежными средствами и не чуждый чайной торговле, связанный с известной тогда фирмой “К. и С. Поповы”) выписал с Дальнего Востока несколько китайцев — мастеров и садовников, построил близ Батума для обработки чайного листа большую паровую фабрику — в дело были пущены громадные суммы.

На набережной бухты, с ее чудными видами на окрестностные горы, заметнее всего пульс жизни Батума, здесь сосредоточены торговые конторы, агентства пароходные и конторные склады. Здесь же на тротуарах и прямо на мостовой против многочисленных кофеен можно видеть за столиками представителей десятка наций, преимущественно же турок и греков, задумчиво попивающих свой кофе или играющих в нарды. На набережной то и дело попадаются матросы с русских и иностранных пароходов, пришедших в батумскую бухту со всех концов мира. Тут же частицу брега заняли вытащенные на него рыбаками лодки, с которых они продают свой товар, а, уклонившись отсюда немного в сторону, вы попадаете на самое старое торжище города, Турецкий базар. Здесь сотни лавок вмещают в себя, что потребляет, во что одевается и чем питается туземец, и что может спросить сошедший на берег матрос.

Благодаря трем пятым европейского населения Батум является наименее азиатским из всех закавказских городов»[32].

Так за какие-то двадцать лет «русские колонизаторы» превратили маленький азиатский городишко в жемчужину Черного моря, в город, ничего общего не имевший с Кутаисской губернией. Батум ни до 1878 г., ни после не был связан с Грузией ни в культурном, ни в экономическом отношениях. Разве что по территории Грузии по железной дороге транзитом шла нефть, а по трубопроводу качался керосин.


Глава 8

НАЦИОНАЛИЗМ С СОЦИАЛИСТИЧЕСКИМ ФИГОВЫМ ЛИСТКОМ

В нынешней Грузии каждый феодал XIX века, пытавшийся с помощью турок или персов округлить свои владения, или даже разбойник с большой дороги, короче, любой, кто своими действиями наносил вред России, объявляется героем национально-освободительной борьбы.

Но, увы, никто ни разу у нас, ни тем более в Грузии не подумал, к чему могла привести «национально-освободительная борьба».

 В математике есть очень лаконичный и красивый метод — доказательство от противного. Суть его в том, что какое-либо спорное предположение считается верным, но если из этого вытекает очевидная несуразица, то предположение считается неверным.

Итак, предположим, что в 1810-м, 1820-м, 1830-м… 1910 гг. «грузинские герои» так допекли русского императора, что он решил окончательно и бесповоротно уйти из Грузии и впредь ни под каким соусом не вмешиваться в грузинские дела. Подобных ситуаций пруд пруди. Так, несколько раз Норвегия разводилась со Швецией, англичане ушли из Индии, из Египта и т. д.

И вот русские войска и население покидают Грузию и увозят с собой все свое имущество. Крепости и укрепления взрывают. Ну а если речь идет о конце XIX века, то уводят подвижный состав железных дорог, демонтируют рельсы. Строятся железная дорога в Новороссийск и нефтепровод в обход Грузии, глубокий канал Волго-Дон. Замечу, что его начал строить еще Петр Великий. России все по силам.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Грузия. Закавказский тупик?"

Книги похожие на "Грузия. Закавказский тупик?" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Широкорад

Александр Широкорад - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Широкорад - Грузия. Закавказский тупик?"

Отзывы читателей о книге "Грузия. Закавказский тупик?", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.