Евгений Шанихин - Глубоководные аппараты (вехи глубоководной тематики)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Глубоководные аппараты (вехи глубоководной тематики)"
Описание и краткое содержание "Глубоководные аппараты (вехи глубоководной тематики)" читать бесплатно онлайн.
Вниманию читателей предлагается книга, посвященная созданию первого поколения отечественных обитаемых подводных аппаратов, предназначенных для работы на глубинах более 1000 м История подводного флота, несмотря на вал публикации последнего времени, остается мало известной не только широкой общественности, но и людям, всю жизнь проработавшим в отрасли Между тем. сложность задач, стоящих перед участниками работ по «глубоководной тематике» – так это называлось в Министерстве судостроительной промышленности – можно сравнить только с теми, что пришлось решать создателям космических кораблей Но если фамилии Королева и Гагарина известны всему миру, го о главном конструкторе глубоководной техники Юрии Константиновиче Сапожкове или первом капитане-глубоководнике Михаиле Николаевиче Диомидове читатель впервые узнает из этой книги.
Автор постарался показать процесс создания и испытаний подводного аппарата как сложной технической системы, входящей, в свою очередь, в еще более сложный комплекс подводно-технических работ. На живых и наглядных примерах показано, как забвение или недооценка системного подхода затрудняла создание и использование глубоководной техники
Заключение
За четверть века своего существования в отечественном судостроении, с 1965 по 1990 г., глубоководная тематика развилась в самостоятельное направление этой отрасли промышленности, способное создавать обитаемые глубоководные технические средства освоения Мирового океана в интересах народного хозяйства и ВМФ страны. Своими успехами она обязана, прежде всего, поколению талантливых научных и инженерно- технических работников конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов Минсудпрома и ряда других министерств отечественной промышленности, разработавших оригинальные проекты обитаемых глубоководных технических средств, адаптированных к условиям отечественного производства и эксплуатации.
Высокий профессионализм рабочих и инженерно-технических работников отечественных заводов-строителей и поставщиков комплектующего оборудования и материалов обеспечил строительство уникальных обитаемых технических средств. За эти годы по проектам главного конструктора Ю.К.Сапожкова были построены:
– в 1970-1976 гт. по заказу Минрыбхоза серия из двух ГА “Север-2” проекта 1825 с глубиной погружения 2000 м;
– в 1975-1990 г. по заказу ВМФ серия из четырех ГА “Поиск-2” проекта 1832 с глубиной погружения 2000 м;
– в 1983 г. по заказу ВМФ опытный ГА “Поиск-6” проекта 1906 с глубиной погружения 6000 м.
Народное хозяйство, наука и ВМФ страны получили малые серии глубоководных обитаемых технических средств 1-го поколения для ведения исследовательских и подводно-технических работ в глубинах Мирового океана. В 1971 г. первенец отечественной глубоководной тематики “Север-2” впервые в стране достиг глубины 2000 м, а в 1985 г. первый отечественный батискаф “Поиск-6” достиг глубины 6000 м, тем самым положив начало освоению глубин материкового склона и океанского ложа в нашей стране.
Серия аппаратов “Север-2” со своими судами-носителями широко использовалась до конца 80-х гг. предприятиями Минрыбхоза для океанологических исследований и разведки новых рыбопромысловых районов глубоководного лова в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах. Серия “Поисков-2” нашла достойное применение в составе спасательных судов поисково-спасательных служб Черноморского, Северного и Тихоокеанского флотов для проведения поисковых и подводно-технических работ. Опытный “Поиск-6” так и не был принят в состав ВМФ в связи с малой эффективностью его эксплуатации без штатного судна-носителя.
Вместе с тем, эти отечественные глубоководные технические средства 1-го поколения, превосходя зарубежные аналоги по полезной нагрузке, а значит, и по возможности получения большего объема информации за одно погружение, заметно превосходили зарубежные аналоги по водоизмещению и подъемному весу, что требовало судов-носителей большего водоизмещения, а следовательно, и больших финансовых затрат при создании и эксплуатации комплекса ГА с судном-носителем, и уменьшало экономическую эффективность эксплуатации этих комплексов. И этому, как упоминалось ранее, были свои объективные причины:
– ошибочная концепция ВМФ в создании ГА, способных одновременно выполнять подводно-технические работы и большой объем научно-исследовательских работ;
– отказ ВМФ от создания специальных судов-носителей для каждого типа глубоководных технических средств;
– отставание отечественной электронной промышленности в совершенствовании электронной базы для комплектующего оборудования глубоководных технических средств;
– отставание отечественной химической промышленности в производстве легковесных высокопрочных “синтактных” материалов.
При разработке отечественных глубоководных технических средств 2-го поколения вышеперечисленные недостатки частично были устранены. Однако в начале 90-х гг. глубоководную тематику, как и всю отечественную промышленность, ждали серьезные потрясения – резкое сокращение финансирования государственных заказов, остановка целого ряда производств, развал производственной кооперации и, как следствие, временное прекращение разработки новых и приостановка строительства уже заложенных глубоководных технических средств. Очередной отечественный ГА 2-го поколения “Русь” проекта 1681 был построен только в 1999 г.
Трудно переоценить значение 25 лет развития глубоководной тематики. За это время:
– постановлениями Правительства были определены министерства-участники создания глубоководной техники;
– министерствами были определены головные предприятия-исполнители работ, специализирующиеся на глубоководной технике;
– СПМБМ “Малахит” как головным бюро по проектированию обитаемых глубоководных технических средств освоения океана совместно с научно-исследовательскими институтами отрасли была создана отечественная школа проектирования глубоководных технических средств;
– ПО “Адмиралтейские верфи” как флагманом глубоководной тематики совместно с поставщиками материалов и комплектующего оборудования была создана необходимая производственная база и отработана принципиальная технология строительства глубоководных технических средств;
– ВМФ и Минрыбхозом был накоплен большой опыт эксплуатации глубоководной техники во взаимодействии с плавсредствами обеспечения и отработаны методы использования этой техники;
– ВМФ, Академия наук и промышленность страны получили глубоководную экспериментальную базу для модернизации и отработки в натурных условиях новых образцов глубоководной техники.
Но самым главным достижением этого периода было воспитание поколения квалифицированных специалистов – носителей научно-технического потенциала глубоководной тематики. И немалая заслуга в этом принадлежит ее первопроходцам.
Это, прежде всего, главный конструктор первых отечественных ГА Ю. К Сапожков и его заместители Г.Г.Кацман, Е.Н Шанихин, Ю.Н.Кормилицын. М.Н.Диомидов, А.В.Косидло и Ю.М.Коновалов вместе с главными специалистами бюро-проектантов по общему проектированию Я Я.Балицким и В.И.Баранцевым, по корпусу А.П.Правдинским, Н.И.Антоновым и В.В.Крыловым, по электрооборудованию Г.Я.Альтшулером и С.П.Катковым, по системам О.П Терешкевичем. В. В.Осиповым и А.А.Тюриковым, по устройствам А.Д.Озеровым, В.И.Скорняковым и А.У.Сафоновым, по опытным работам А.А.Танклевским.
Большой вклад в воспитание нового поколения специалистов-глубоководников сделали главные наблюдающие А.Н.Дмитриев от Минрыбхоза, Ю.В.Мануйлов и А.И.Шапошников от ВМФ, главные строители опытных ГА Е.П.Корсак, Д.Т.Логвиненко и Н.Н.Чумичев, ответственные сдатчики Ш.Ш.Гертик, Л.П.Лазута и С.В. Васильев, заводские конструкторы М.К.Глозман, Б.Г.Бернштейн, ЛЛ.Викторов и В.М.Зайцев, а также представители приемки опытных ГА от Минрыбхоза Г.П.Крылов и И.Н.Сахалов и от ВМФ Н.П.Павлинов, О.В.Корытов, Н.И.Козлов и А.Ф.Липеха.
Огромные заслуги в успешном развитии глубоководной тематики принадлежат экипажам опытных ГА, овладевших новой для них сложной профессией глубоководников и мужественно исполнявших свой долг испытателей новой техники и первооткрывателей для своей Родины глубин Мирового океана. Но особому риску подвергались экипажи опытных ГА при первых погружениях на предельную глубину.
Экипаж погружения опытного “Севера-2” проекта 1825, 28 марта 1971 г. достигший впервые в стране глубины 2020 м, состоял из четырех человек:
– капитана М.Н. Диомидова от ПИНРО:
– бортинженера А.А.Дегтярева от ПИНРО;
– наблюдателей А Н.Бабаева от ЦНИИ “Аврора” и ответственного сдатчика Д.Т.Логвиненко от Ленинградского Адмиралтейского объединения.
Экипаж погружения опытного “Поиска-2" проекта 1832, 15 декабря 1975 г. достигшего глубины 2016 м, состоял из пяти человек:
– командира С.П.Антоненкова, капитана 3-го ранга БАСС ЧФ;
– помощника командира по ЭМЧ A. П.Мосунова, капитан-лейтенанта БАСС ЧФ;
– и.о. помощника командира по НИР Ф П.Боброва, мичмана БАСС ЧФ;
– председателя государственной комиссии Н А Мышкина, капитана 1-го ранга Черноморской группы ГПК ВМФ;
– главного конструктора проекта Ю.К.Сапожкова от СПМБМ “Малахит”.
Экипаж погружения опытного “Поиска-6” проекта 1906, 20 августа 1985 г. достигшего глубины 6015 м, состоял из пяти человек:
– командира А.В. Павлова, капитана 3-го ранга ОДАСС Камчатской флотилии;
– помощника командира по ЭМЧ B.В.Милашевского, капитан-лейтенанта ОДАСС Камчатской флотилии;
– помощника командира по НИР М.И.Севрюгина, капитан-лейтенента ОДАСС Камчатской флотилии;
– председателя государственной комиссии И.К.Герасимова, капитана 1-го ранга Тихоокеанской группы ГПК ВМФ;
– ответственного сдатчика Л.П.Лазуты от Ленинградского Адмиралтейского объединения.
Эти первые погружения отечественных гидронавтов на глубины, превышающие глубины погружения современных подводных лодок в 5-15 раз, по сложности, риску и значимости можно с уверенностью сравнить с первыми полетами космонавтов. За проявленное мужество и героизм первые космонавты отмечались высокими правительственными наградами, и сегодня их имена знает каждый школьник. А вот подвиги отечественных гидронавтов так и не стали достоянием общественности и до сих пор не отмечены Правительством. И это прискорбно, и стыдно за Державу, за ее Флот и отечественное судостроение!
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Глубоководные аппараты (вехи глубоководной тематики)"
Книги похожие на "Глубоководные аппараты (вехи глубоководной тематики)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Шанихин - Глубоководные аппараты (вехи глубоководной тематики)"
Отзывы читателей о книге "Глубоководные аппараты (вехи глубоководной тематики)", комментарии и мнения людей о произведении.