Хельге Палудан - История Дании

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История Дании"
Описание и краткое содержание "История Дании" читать бесплатно онлайн.
История Дании, охватывающая огромный период времени со времен викингов и до начала ХХI в., написана ведущими датскими историками. На русском языке публикуется впервые. Одно это делает выход книги в свет настоящим событием в отечественной историографии. Россию и Данию связывают века взаимоотношений и многие людские судьбы, стоит вспомнить имена Витуса Беринга, императрицы Марии Федоровны и многие другие. И нельзя забывать, что царь Петр именно в союзе с Данией прорубал «окно в Европу». В то же время история Дании, когда-то великой европейской дepжавы, в современной России известна мало. Книга, выходящая в свет в серии «Национальная история», устраняет этот пробел. В ней рассмотрены основные этапы становления датской государственности и гражданского общества, проблемы социально-экономического развития, различные аспекты внешней политики. Книга адресована всем, кто изучает и преподает европейскую историю.
Глава 23
Экономический рост и благосостояние
Экономические идеи
Сменяющие друг друга правительства прибегали к использованию различных методов экономической политики.
Партия «Венстре» придерживалась доброго старого либерализма, в соответствии с представлениями которого государство должно держаться как можно дальше от экономической деятельности, не вводить каких-либо ограничительных мер, не поддерживать экономику, даже если возникают трудности. Следует постоянно поддерживать равновесие государственного бюджета, означающее, что в течение бюджетного года все государственные расходы должны покрываться за счет доходов.
Социал-демократическая партия, наоборот, продолжала, как и прежде, придерживаться своей традиционной точки зрения, согласно которой государство должно активно вмешиваться в решение общественных проблем. В области экономической политики среди ее требований одно время значились национализация и «социализация», то есть передача предприятий в руки общества или коллективов рабочих — по меньшей мере тех предприятий, которые занимали ключевые позиции в экономике. В 30-х же годах социал-демократические правительства сменили эти приоритеты на более умеренный курс, что давало возможность не только сотрудничать с Радикальной партией, но и достигать в условиях кризиса политических компромиссов с партией «Венстре» и консерваторами. Социал-демократы проявляли волю и желание использовать государственный аппарат для проведения активной политики валютного регулирования, для борьбы с безработицей, поддержки социальной сферы, а также оказывать содействие в решении ключевых проблем в сельском хозяйстве.
Когда стали известны аргументы английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса в пользу государственного вмешательства в экономику, то оказалось, что это именно то, что нужно социал-демократам. Кейнс развил свои идеи в книге «Общая теория занятости, процента и денег», вышедшей в 1936 г. В ней он, как нечто новое, рекомендовал проведение такой финансовой политики, которая в условиях низкой конъюнктуры содействовала бы развитию экономической деятельности путем выпуска дополнительных денежных средств — сверх тех, которые в настоящий момент обеспечивают реальное товарное покрытие. Таким путем, по мнению Кейнса, можно было преодолеть низкую конъюнктуру или по крайней мере смягчить ее последствия, а возникающий на этой основе дефицит товаров можно будет компенсировать позднее. Хотя сам Кейнс был либералом, его идеи радикально расходились с классическим либеральным способом мышления. Эти идеи пробили себе дорогу в канун второй мировой войны. В дальнейшем комиссия из числа видных датских государственных чиновников выработала рекомендации по проведению курса экономической политики в соответствии с кейнсианскими идеями в качестве рычага активизации экономики, развитие которой нарушила война. В 1945 г. была принята программа СДПД «Будущее Дании», которая как раз следовала этим рекомендациям. Ставка на финансовую политику и политику регулирования экономики стала ее долгосрочным ориентиром, в то время как другие части программы, связанные с созданием рабочих советов и осуществлением социализации, были рассчитаны лишь на период, пока КПД не будет устранена как реальный политический конкурент.
Таким образом, стало ясно, что в 50-х годах экономическая политика зависела от того, какая партия находилась у власти: социал-демократы, либералы «Венстре» или консерваторы. Поскольку эти партии опирались на различные социальные группы, то и цели их политики были неодинаковыми. Но трудные времена вынуждали партии к тому, чтобы их курс соответствовал требованиям текущего момента.
Жизнь в 50-х годах
Согласно статистике, большинство датчан в 40-х и 50-х годах жили очень скученно, в тесных жилищах, а тех квартир, которые были построены в 50-х, прежде всего в рамках строительства общедоступного жилья, явно не хватало. Кроме того, для многих семей они были слишком дороги. Как уже упоминалось, безработица была высокой, что всерьез сказывалось на положении многих рядовых датчан. Женщины в те годы по большей части не работали, и поэтому семейный бюджет обычно основывался на единственном источнике дохода. Такое положение даже не обсуждалось. Занятость женщин на рынке труда в 50-х годах находилась на самом низком уровне за все столетие.
Вообще, подвергать сомнению традиционные ценности считалось в те годы плохим тоном. Отношения между полами, образ жизни, представления о социальном статусе и о настоящей культуре, популярность рецептов из женских журналов и празднование Рождества как главного праздника года — все это по большей части было таким же, как в 30-х годах. Новые импульсы воспринимались как угроза, а на молодежь, которой нравилось все новое, смотрели как на жертв, сбитых с толку, и считалось, что она нуждается в мудром руководстве со стороны взрослых.
Забота о семье. «Сделаем добрые времена еще лучше!» Предвыборный плакат социал-демократической партии на выборах 1960 г.
Отец, мать и двое детей смотрят телевизор. Его наличие помогает создать впечатление, что благосостояние стало доступным для всех. В начале шестидесятых годов не только отдельные семьи, но можно сказать, вся нация собиралась около телевизора. В то время существовал лишь один телевизионный канал, и на следующий день впечатления от вечернего просмотра телепередач часто служили темой для разговоров. Хотя в большей части страны со временем сделалось возможным принимать немецкие или шведские телевизионные программы, телерадиокомпания «Датское радио» продолжило собирать людей вместе вплоть до середины восьмидесятых годов, когда появилась конкуренция — отчасти со стороны второго датского канала и ряда местных станций, отчасти со стороны многочисленных заграничных телевизионных каналов, передачи которых благодаря новым технологиям стало возможным принимать прямо у себя дома.
Плакат отражает новые представления об идеальной семье. Сидящий в центре отец олицетворяет кормильца и защитника семьи, он опрятно одет и держит в руке трубку как символ мужественности. Возможно, он хорошо обеспеченный рабочий или служащий. Его поза непринужденна. Мать более сосредоточена: она тоже участвует в семейном развлечении, но одновременно прислушивается, не раздается ли свисток чайника. Это стройная, нарядная и ухоженная женщина. Дети тоже хорошо одеты и держатся ближе к отцу. Детей лишь двое. Все очень веселые, и все светловолосые.
Добропорядочные, чванливые защитники устоявшихся ценностей мгновенно преображались и резко осуждали молодежь за то, что она стала увлекаться рок-н-роллом, который появился в середине 50-х годов. Эта музыка была слишком грубой, агрессивной и шумной, или, может быть, ее так воспринимали, ибо она звучала чересчур необычно. На концертах таких певцов, как Отто Бранденбург, Петер Абрахамсен и Иб (Рок) Йенсен, восторг слушателей настолько превышал все допустимые пределы, что приходилось неоднократно вызывать полицию, для того чтобы их успокоить. То же самое происходило после просмотра фильмов, в которых Элвис Пресли под звуки рок-н-ролла дерзко крутил бедрами и пел под электрогитару. Однако следует заметить, что эти же самые возбужденные молодые люди на следующий день вставали с постели как ни в чем ни бывало, отправлялись на работу и, разговаривая со своими начальниками, обращались к ним на «вы». Их бунт выплескивался избытком энергии через открытый клапан, а основные силы тратились все-таки с пользой для общества.
Новое поколение модернистских деятелей искусства и литературы, наиболее ярким представителем которых являлся, пожалуй, Клаус Рифбьерг, стояло в первых рядах критиков англосаксонского засилья. Вместе с тем они были непреклонными противниками датской массовой культуры, прежде всего эстрадной музыки тех лет. Модернисты считали себя единственными истинными новаторами культуры. Основное различие между ними и объектами их критики заключалось, видимо, в оценке роли коммерческого интереса в культуре и искусстве. В то время как массовая культура носила коммерческий характер и существовала за счет массового спроса, сторонники модернизма критиковали традиционный образ жизни и ее бездуховность. В этом смысле они перекликались со взглядами политической оппозиции.
Поколение датчан 50-х годов свято верило в то, что будущее станет лучше, чем прошлое, что рационализм и разум пробьют себе дорогу, а наука при посредничестве всезнающих экспертов позволит людям решить все проблемы. Это был период многочисленных научных достижений. В глобальном плане вырисовывалась перспектива получения в неограниченных количествах почти бесплатной энергии на основе использования атома, а в повседневной жизни можно было надеяться в один прекрасный день приобрести хорошее жилье, автомобиль, холодильник и т. п., не говоря уже о заветной мечте — покупке телевизора. К началу 1956 г. в Дании было только 16 тыс. телевизоров, а в конце того же года — уже 65 тысяч. Это был прогресс! Хотя работал только один телевизионный канал с ограниченным временем вещания, телевизионный ящик обладал магической привлекательностью. Семья с телевизором пользовалась популярностью и могла ждать наплыва соседей и родственников в часы выпуска новостей, театральных постановок или фильмов с английским музыкантом, исполнителем игры на банджо Джорджем Формбю — программ, которые демонстрировались в черно-белом изображении на двенадцатидюймовом экране. И вполне естественно, что это новое средство массовой информации было поставлено на службу «холодной войне». После советского вторжения в Венгрию в 1956 г. любимый датчанами эстрадный артист Воль-мер Сёренсен в марте 1957 г. впервые организовал подряд три шоу на телевидении и радио с целью сбора средств на нужды венгерских беженцев. Известные актеры, певцы и частные фирмы делали пожертвования, и это способствовало, в свою очередь, росту их популярности. Три показа шоу «Эстрада для миллионов» имели колоссальный успех и явились важной частью компании по обработке общественного мнения в связи с событиями в Венгрии.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История Дании"
Книги похожие на "История Дании" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Хельге Палудан - История Дании"
Отзывы читателей о книге "История Дании", комментарии и мнения людей о произведении.