» » » » Константин Коничев - Повесть о Федоте Шубине


Авторские права

Константин Коничев - Повесть о Федоте Шубине

Здесь можно скачать бесплатно "Константин Коничев - Повесть о Федоте Шубине" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Историческая проза, издательство Советский писатель Ленинградское отделение, год 1973. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Константин Коничев - Повесть о Федоте Шубине
Рейтинг:
Название:
Повесть о Федоте Шубине
Издательство:
Советский писатель Ленинградское отделение
Год:
1973
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Повесть о Федоте Шубине"

Описание и краткое содержание "Повесть о Федоте Шубине" читать бесплатно онлайн.








Но пышные богослужения в соборе ничуть не привлекали Шубина. Зато римские статуи, римские декоративные украшения он изучал внимательно и прилежно.

В короткий срок он осмотрел произведения искусства, хранящиеся в Ватикане; побывал не раз в церкви Сан-Карло Фонтана, в Тиволи, Фраскати, Албани и других местах. Разглядывая творения знаменитых итальянцев, Федот Шубин не забывал слова Дидро: «Редко случается, чтобы выделился художник, не побывавший в Италии. Но антики надо изучать не как самоцель, а как средство научиться видеть натуру, жизнь и двигаться вперед, чтобы не оставаться мелким и холодным подражателем…»

Другие не были так тверды в своих убеждениях, как Шубин. Гордеев, например, был совершенно пленен античным искусством. Он стал ярым последователем Винкельмана и в спорах с товарищами постоянно повторял: «Надо подражать грекам, в этом единственное средство стать великим».

Федот Шубин в таких случаях всегда возражал ему. Однажды, когда он напомнил Гордееву о его ранней статуэтке «Сбитенщик со сбитнем» и похвалил эту работу, Гордеев ответил:

— Я никогда не пожалею, что разбил о мостовую эту первую случайную свою статуэтку. Вместе с ней я разбил свои ранние увлечения. А вот ты, упрямец, не понимаешь того, что низменные вещи не должны служить материалом для идеального искусства!

В Риме русские пенсионеры увлекались не только античностью и средневековьем, но и произведениями эпохи Возрождения. Федот Шубин, ознакомившись с работами греческих ваятелей и Древнего Рима, стал повседневно посещать те места, где находились скульптурные и живописные работы Микеланджело. Отошли на задний план, остались зарисовками в тетрадях работы древних греков. Началось увлечение искусством эпохи Возрождения.

— Такие громадины, как Микеланджело, появляются, наверно, не чаще как однажды в тысячу лет!.. Вот человек, который все умел и все делал так, как, кроме него, никому не сделать! — восклицал Шубин, изучая творения Микеланджело.

Еще в Париже Шубин читал на французском языке книги о Микеланджело, написанные его современниками и учениками Вазари и Кондиви. К изучению Микеланджело он был уже подготовлен, и все же впечатления от того, что он увидел, превзошли его ожидания. Первое знакомство Шубина с творениями Микеланджело началось с осмотра росписей сводов и стен Сикстинской капеллы. Эти огромные по объему, изумительные по мастерству фресковые росписи создавались в те же годы, когда Рафаэль расписывал стены Ватикана. Состязались в искусстве живописи два гиганта.

Микеланджело привлекал Шубина своей разносторонностью. Шубин сначала изучал его библейские сюжеты на плафонах капеллы, где ветхозаветные легенды о сотворении мира, о грехопадении, о Страшном суде и потопе в гениальных изображениях художника как бы перекликались с содержанием «Божественной комедии» Данте, а человеческие фигуры в их положениях были настолько жизненны, что ничего не имели общего с принятым религиозным благочестием. Боги и ангелы, люди и дьяволы, возносящиеся праведники и низвергаемые грешники, пророки-старцы и юноши, голые и полуобнаженные, прекрасные телом, дышащие чувствами высоких страстей, — все они, словно бы выхваченные из жизни, а не из легенд, слились в сюжетных композициях и представляли собою зрелище скорбных, трагических и величественных человеческих чувств.

Побывав несколько раз в Сикстинской капелле, Шубин стал изучать скульптурные работы Микеланджело, которыми также богаты Рим и Флоренция. Уединяясь от своих товарищей, он рано уходил в капеллы и палаццо, где находились статуи и надгробия работы этого великого ваятеля. Статуи Давида, Моисея, фигуры рабов, высеченные в мраморе, объемные скульптуры и барельефы день за днем постепенно исследовались им со стороны прекрасного воплощения и со стороны техники мастерства, умения обращаться с мрамором смело, уверенно, не допуская при этом ни малейших просчетов в действиях шпунтом, резцом и другими инструментами при обработке благородного, холодного и непокорного камня.

Нет, не приходилось русским пенсионерам сожалеть о том, что они зажились, и довольно долго, в Риме.

Вокруг искусства в ту пору в Риме все чаще и чаще разгорались споры. Незадолго до приезда русских пенсионеров в Италию умер Иоган Иоахим Винкельман, выдающийся историк античного искусства, археолог и теоретик.

В печати появились его «Мысли о подражании древним». Всех, кто приезжал в Рим учиться ваянию, Винкельман и его последователи призывали учиться у древних греков, создавать произведения, подражая греческим скульпторам.

Не раз вдалеке от родины Шубин и Гордеев сталкивались между собой в резких спорах, переходивших подчас во враждебные, непримиримые ссоры. Шубин чувствовал за собою силу правды, превосходство своего таланта и не уступал.

Шувалову ссоры между пенсионерами были хорошо известны. Но он пока не думал вмешиваться и примирять Шубина с Гордеевым: разногласия их казались ему для дела полезными, он иногда лишь вскользь замечал:

— Учитесь, а там время и ваши труды покажут, кто из вас более близок к истине, кто к чему более способен. Каждый из вас на своем месте должен быть хорош и своеобразен. Я заранее вижу, что Гордеев, увлекаясь красотой антиков и древних римлян, будет способен создавать красивые вещи, барельефы и статуи для фронтонов зданий, для вестибюлей и салонов, дворцов и для украшения храмов. На сей предмет в России большой спрос. Без дела Гордеев сидеть не будет и заработком и славой обеспечен, ибо у Гордеева есть вкус к изящному. А вы какого мнения о себе? — спросил Шувалов Гордеева. Разговор происходил в непринужденной беседе с пенсионерами, нередко посещавшими русское посольство, где проживал Иван Иванович Шувалов.

— Я такого же мнения, — ответил тот, довольный заключением посла и мецената.

— Мнение о себе — есть самомнение! — заметил Шубин, — однако познание самого себя есть обязанность каждого из нас, дабы знать, ради чего пригодны будем в жизни, которая у художников и скульпторов должна быть полностью во власти настоящего искусства, независимого ни от чьих капризов и самодурства. Разные могут быть пути и направления, но в этой разнице беды я не усматриваю. Всяк сверчок знай свой шесток. Дело вкуса и характера. И при равных талантах могут быть различные подходы к творчеству и неравные взгляды на искусство.

— Жизнь покажет и жизнь подскажет вам, кому, что и как надлежит творить. А пока спорьте, спорьте, но не враждуйте, ибо в спорах возникает истина, а вражда до добра не доводит, — нравоучительно сказал Шувалов и, обращаясь к Шубину, спросил: — А вы, земляк Ломоносова, в каком порыве и направлении полагаете найти свое призвание в искусстве?

— Я, простите меня, Иван Иванович, всю жизнь намерен быть в тесной дружбе с правдой. Призвание мое и стремление мое — быть портретистом, — ответил Шубин. — И если на лице обыкновенного человека или героя самой жизнью начертаны страдание, печаль, дряхлость или даже распутство и прочие пороки, моя обязанность разгадать характер человека и изобразить столь правдиво, чтобы и через сотни лет люди, взглянув на его физиономию, прочли как по писаному о нем и не ошиблись.

— Да, Шубин, небезопасно попадать под ваш резец!.. — шутливо заметил Шувалов. — Однако и бюст, и барельефный портрет я закажу вам сделать.

— Благодарю, Иван Иванович, как могу, все умение и старание приложу.

— Смотрите не слукавьте. Против правдивости вашей я пенять не стану. Но не думайте, что легко вам придется: ведь дело не только в сходстве портретном, но и в показе душевного сходства, которое должно угадываться и пониматься в изображении лица.

— Знаю, Иван Иванович, потому и не ищу себе легкого труда через копирование или подражание древним ваятелям.

— Наблюдать мне приходилось, — продолжал Шувалов, — что высокопоставленные особы, не все, разумеется, но доброе большинство, не согласны видеть себя ни на полотне, ни в мраморе такими, какие они есть в действительности.

— Знаю, и это знаю, Иван Иванович. Кому не известно, что вельможи хотят себя видеть только в величественных позах. Больше блеска, больше обоготворения! Но все эти препоны преодолимы силою таланта, упорством характера самого ваятеля, если он не ради личной выгоды трудится и совестью своей не торгует.

— Но поймите еще одно, — предупреждающе говорил Шувалов, — как бы твердость вашего характера, упорство и настойчивость не породнились с честолюбием. Честолюбивого, тщеславного художника нетрудно затравить, выбить из колеи мелкими интригами, на что весьма способен петербургский высший свет.

— И это знаю, Иван Иванович, и даже предвижу: не угодишь одной собаке, как целая псарня может наброситься. Клубок интриг, сплетен, клеветы подкатит к ногам, запутает, и ты уже не работник, если ко всему подобному станешь относиться небезразлично. Нет, мне достаточно одной профессии ваятеля, а что касается интриг — пусть ими занимаются ожиревшие бездельники. Нашему брату, отдавшись искусству, будет не до интриг. Да и способности наши в этом направлении не будут развиты, хотя бы потому, что время придется употреблять на дело. И здесь, на чужой стороне, и у себя на родине особенно. Но отнюдь не означает быть покладистым и уступчивым в угоду кривде. Избави бог, никогда!..


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Повесть о Федоте Шубине"

Книги похожие на "Повесть о Федоте Шубине" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Константин Коничев

Константин Коничев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Константин Коничев - Повесть о Федоте Шубине"

Отзывы читателей о книге "Повесть о Федоте Шубине", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.