» » » » Константин Коничев - Повесть о Федоте Шубине


Авторские права

Константин Коничев - Повесть о Федоте Шубине

Здесь можно скачать бесплатно "Константин Коничев - Повесть о Федоте Шубине" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Историческая проза, издательство Советский писатель Ленинградское отделение, год 1973. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Константин Коничев - Повесть о Федоте Шубине
Рейтинг:
Название:
Повесть о Федоте Шубине
Издательство:
Советский писатель Ленинградское отделение
Год:
1973
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Повесть о Федоте Шубине"

Описание и краткое содержание "Повесть о Федоте Шубине" читать бесплатно онлайн.








Суета торгового города быстро надоела Шубину. При благоприятной погоде, на большом паруснике, прямым сообщением он отправился в Неаполь, а оттуда по побережью Тирренского моря — в Рим.

Памятники древности, памятники эпохи Ренессанса, создания Микеланджело и других великих мастеров искусства затмили в глазах Федота Шубина роскошь парижских салонов и дворцов.

Рим был школой художников и скульпторов всего мира. Они учились друг у друга, учились на образцах скульптуры античных мастеров, посещая пышные храмы, дворцы и виллы аристократов.

Шубин присоединился к группе своих земляков-пенсионеров, обучавшихся в парижской Королевской академии, находившейся в Риме. Время теперь у него уходило полностью, чтобы лепить, рисовать, слушать лекции, высекать фигуры из мрамора и посещать музеи.

Имена великих мастеров-ваятелей Древней Греции Поликлета и Мирона, Фидия и Праксителя и их творения, пережившие многие века и не переставшие быть прекрасными, казались русским пенсионерам, в том числе и Шубину, священными и непревзойденными. И действительно, в статуях древних ваятелей было совершенство, волнующее величием силы высокого мастерства, вложенного в холодный мрамор. В одном из римских дворцов Шубин заинтересовался произведением Мирона — статуей «Дискобол». Две тысячи лет прошло с тех пор, как Мирон создал эту статую, изображающую живое мгновение, момент бросания диска, трудно уловимый момент для изображения в мраморе. Эта работа древнего ваятеля Шубину нравилась тем, что в ней отсутствовало мертвое спокойствие. Фигура гимнаста с диском в такой живой позе могла быть под силу только великому мастеру, могущему запечатлеть жизнь в ее мгновенном движении.

И если Федор Гордеев увлекался Афродитами, Гермесами, Аполлонами и Зевсами, обломками, раставрациями и копиями их статуй, то Шубина прежде всего и всегда — и в Париже, и в Риме привлекали те работы ваятелей, в которых чувствовалась историческая правда. Увидев мраморный бюст императора Каракаллы, Шубин был удивлен смелостью римского ваятеля, создавшего превосходный скульптурный портрет с тонким изображением отвратительных черт характера, присущих кровожадному императору.

Гордеев же, глядя на бюст Каракаллы, отмахнулся и смеясь сказал:

— И чего ты, Федот, нашел привлекательного в этой образине? Зачем ты хочешь ее зарисовывать и, не дай бог, лепить подобное чудище!

И тогда Шубин остановил его, заставил задержаться около бюста и высказал свой взгляд на скульптурные портреты, какими они, по его мнению, должны быть. Он сказал, показывая на лицо Каракаллы:

— Из истории Древнего Рима мы с тобой знаем все похождения этого тщеславного и властолюбивого негодяя.

— Что-то не припоминаю, — заметил Гордеев.

— Плоха, значит, память. Изволь, я могу тебе напомнить. Еще в Петербурге в Академии мы читали о Каракалле, и профессор по истории говорил о нем и его жестокостях.

— Ах, да, да! Это тот, который отца отравил, родного брата убил и с матерью сожительствовал. Ах, мерзавец! Да еще двадцать тысяч умертвил невинных единомышленников своего брата, и все ради славы, ради единовластия. По колено в крови стоял. Это он старался быть похожим на Александра Великого, совершал разрушительные, а чаще всего неудачные походы, грабил слабые народы и на эти средства подкупал льстецов и глашатаев, которые ездили по стране и прославляли его как великого и мудрейшего императора…

Гордеев стал внимательно рассматривать бюст Каракаллы — императора, известного кровавыми жестокостями, коварством и распутством. Он долго стоял молча, плотно сжав губы и наконец, нахмурившись, сказал:

— А я не стал бы утруждать себя работой над таким бюстом…

— Ты не то хотел сказать, — возразил Шубин товарищу. — Тебя могли бы принудить изваять бюст Каракаллы, как и того ваятеля, создавшего этот бюст. Но ты не смог бы сделать так смело!.. Ведь даже не ведая ничего о жизни этого мерзавца, стоит только вдумчиво всмотреться в эти хищные глаза, в этот отвратительный рот, в эти складки лица, в нависшие брови и прочее, прочее… Можно угадать в нем все мерзости, безжалостно раскрытые временем и историей… Тут ваятель не погрешил против истины, не поторговал своей совестью. И надо сказать, — убежденно добавил Шубин, — этот скульптор был современник Каракаллы, не принадлежал к числу льстецов. Он был правдив. Венценосный Каракалла развенчан им и уничтожен. Вот как надо работать!..

— Легко сказать! — не согласился с Шубиным Гордеев. — Подобное стремление к правде, по-твоему, граничит с изобличением их величеств. А это знаешь, к чему привести может? В лучшем случае лишиться заказов, в худшем — Сибирь или монастырь Соловецкий. Нет уж, спасибо за науку. Сами с усами, поживем — увидим… А кстати сказать, как ты смотришь на статуи и бюсты других римских императоров — Марка Аврелия, что в Капитолии, Августа, что в Ватикане?

— Этим статуям, изображающим заслуженных деятелей римской истории, я отдаю предпочтение, — ответил Шубин и продолжал: — Марк Аврелий был человек большого философского ума. Народ его почитал заслуженно. И конная статуя в позолоте воздвигнута ему с отражением благородства души и деяний этого человека… Касательно мраморной статуи Августа, изваянной еще за двадцать лет до нашей эры, и касательно самого Августа, то прежде всего знать надлежит историю этого человека. Разумеется, он не чета поганому Каракалле. При этом Августе — первом римском императоре — весьма процветала здешняя держава. Это был действительно мудрый властитель, трибун и даже стихотворец. Гораций и Виргилий — его современники — пользовались уважением и покровительством Августа. Надеюсь, ты помнишь его изображение?

— Забыть невозможно! — восторженно отозвался Гордеев. — Трижды смотрел и восхищен беспредельно…

— Да, эта статуя Августа, она у меня и сейчас перед глазами. Пойдем прочь, да подальше от злодея Каракаллы, и по пути поговорим, — предложил Шубин.

Они вышли из Палаццо на пустынную улицу. Вечерело. Солнце скрылось, но было еще светло, и бледная ущербленная луна, едва заметная, повисла над древним городом. Двое русских пенсионеров-однокашников шли мимо тихих и узких переулков, мимо мрачных средневековых башен, арок и поросших зеленью мраморных колоннад. Шли, никого не замечая, громко разговаривая.

— Статуя Августа тем и хороша, — продолжая, говорил Шубин, — что в ней есть дыхание жизни, в движении фигуры, в лице, во взгляде, обращенном к народу, — ведь Август изображен в позе трибуна. Панцирь, украшенный барельефами, великолепен. Таких барельефных панцирей у греков, видимо, не было среди доспехов, и нет их на греческих статуях, плащи и тоги не идут в счет. Греческие ваятели умели делать драпировки, но главное-то не в нарядах, а в облике, в выражении характера, души человеческой. Греческие ваятели, конечно, великие мастера, кто не признает этого? — продолжал Шубин, словно бы увещевая своего земляка, молча и терпеливо слушавшего его, — но эти мастера превозносили личность человеческую до небес. Портретная живопись не легкая вещь, а скульптура портретная и того трудней. И кажется мне, Федор, что ты при всей твоей смекалке и умелости побаиваешься стать ваятелем правды ради. Не так ли? Ведь правда — она и груба и вельможам не люба. Так не лучше ли, по-твоему, молиться на бездушную скульптуру, на ее божественную непогрешимую красоту, а потом, возвратясь на родину, лепить в барских особняках пухлощеких амуров и купидонов да в церквах делать бесплотных херувимов и серафимов?! Бойся, страшись и избегай, Федор, этого!.. Наши предки-иконописцы в этом смысле, ей-богу, смелее нас были…

— У всякого попа свой устав, — ответил на это Гордеев, — поживем — увидим.

— Да, увидим. Разные люди и по-разному на одни и те же вещи смотреть могут. Так и мы судим. Так и о нас судить будут, если сотворим что-либо достойное для суждений. Я ненавижу, я презираю, не считаю за человека такого Каракаллу и на месте того древнего ваятеля поступил бы так же, как он. А если же бюст у меня не получился, скажем, если бы я невольно слицемерил, я разбил бы его в прах как неудачу…

Глава восемнадцатая

В Риме в те дни жил русский вельможа, любитель искусства Иван Иванович Шувалов. Шубин получил через него пропуск в Академию св. Луки и Капитолийскую академию, где лепил с обнаженной натуры, и с этим же пропуском входил в мастерские итальянских живописцев и скульпторов.

Много раз бывал он вблизи знаменитого Ватиканского собора и подолгу простаивал на главной площади. Огромный храм Петра, воздвигнутый по проектам Микеланджело и Мадерна, Виньолы и Рафаэля, возвышался над Римом. По сторонам от него, справа и слева, тянулись, подобно громадным щупальцам, закругленные колоннады — создание Бернини. Сюда подъезжали в золоченых каретах кардиналы, академики и вся римская знать во главе с «наместником божьим» — папой.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Повесть о Федоте Шубине"

Книги похожие на "Повесть о Федоте Шубине" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Константин Коничев

Константин Коничев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Константин Коничев - Повесть о Федоте Шубине"

Отзывы читателей о книге "Повесть о Федоте Шубине", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.