» » » » Константин Коничев - Повесть о Федоте Шубине


Авторские права

Константин Коничев - Повесть о Федоте Шубине

Здесь можно скачать бесплатно "Константин Коничев - Повесть о Федоте Шубине" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Историческая проза, издательство Советский писатель Ленинградское отделение, год 1973. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Константин Коничев - Повесть о Федоте Шубине
Рейтинг:
Название:
Повесть о Федоте Шубине
Издательство:
Советский писатель Ленинградское отделение
Год:
1973
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Повесть о Федоте Шубине"

Описание и краткое содержание "Повесть о Федоте Шубине" читать бесплатно онлайн.








Федот приподнялся на постели и горячо заговорил:

— Не всегда бывает тот прав, на чьей стороне больше спорщиков; прав тот, кто понимает настоящую правду. Ежели вы не имеете призвания к искусствам, то с вашей добродетелью место не здесь, а в монастыре.

Гордеев подскочил на месте и захлопал в ладоши.

— Ого! Из новичка, братцы, толк выйдет!..

Один из «добродетельных» спорщиков, желая одернуть Шубина, подошел к его кровати и показал на небрежно разбросанную одежду:

— Хоть ты и «талант», а все-таки амуницию научись перед сном прибирать. Взгляни, как у людей она сложена!

Федот не стал возражать. Он молча поднялся с постели и начал бережно складывать на табуретку казенную одежду. На них он положил свернутый зеленый кафтан обшлагами наружу, на кафтан — замшевые штаны и верхнюю рубашку без манжет. Башмаки с пряжками и чулки сунул под кровать. Оставалось прибрать длинную тесемку, назначенную для подвязывания косы. Федот никак не мог догадаться, как и куда ее следует положить. Выручил Гордеев: он смотал тесемку вокруг двух пальцев трубочкой и спрятал к нему под подушку.

В Академии, значительно расширенной в 1761 году, соблюдались строгие правила: за малейшие неудачи ученикам ставились на уроках пометки: «зело не прилежен», «весьма не понятен», «худова поведения», а иногда и более подробно давалась оценка: «а ежели не будет дерзать к лучшему, то подлежит изгнанию». Однако подобные страхи не касались Федота Шубина, с первых же дней учения прослывшего своей понятливостью и прилежностью не только в классе рисования и скульптуры, но и в классах математическом, французском, историческом, а также в изучении мифологии и катехизиса. Шли дни за днями, недели за неделями, и первый год обучения близился к концу. Но этот учебный год основательно привил вкус к познаниям наук, и Федот Шубин был доволен своей судьбой, как и многие поступившие с ним взрослые товарищи — дети простолюдинов, которым строгие порядки и высокие требования были не страшны, а только лишь полезны.

Этот год был знаменателен событиями: в рождество умерла дщерь Великого Петра, самодержица и императрица Елизавета Петровна. Место на царском престоле не замедлил занять Петр Третий. Не успела еще «печальная комиссия» схоронить за крепостными стенами в соборе прах царицы, как Петр III начал наводить порядки на особый, прусский лад. Вступил в деятельную переписку с королем Фридрихом II, приблизил к себе прусского посланника Гольца, без которого не садился обедать и ужинать, и во всем прислушивался к его советам. Русскую армию обмундировали по указу царя на прусский манер, отчеканили медали с изображением Фридриха II и Петра III, и если в церквах не возглашали многолетие Фридриху, то ни одно дворцовое застолье не проходило без тостов за его здоровье. Скорое царствование крещенного в православие Петра III, сына Карла Фридриха Гольштейн-Готторпского, кончилось тем, что группа знатных вельмож-заговорщиков — три брата графы Орловы, гетман Разумовский, княгиня Дашкова и другие, при участии супруги Петра III, государыни Екатерины Алексееввы, и при поддержке офицеров-гвардейцев свергли Петра, заточили его в Ропшинский охотничий дворец и там прикончили. В народе был пущен слух, что Петр III упал с лошади и разбился насмерть. Хоронили его без особых почестей и не в Петропавловском пантеоне, а в обычной церкви. Екатерина II даже не присутствовала на похоронах своего супруга.

Для учащихся Академии художеств эти происшествия не имели особого значения.

Но однажды в торжественной обстановке в присутствии высокого начальства всем ученикам Академии был объявлен во всеуслышание указ Екатерины II о привилегиях и правилах Академии. Указ этот подействовал ободряюще на всех учеников. Екатерина объявила себя покровительницею Академии и ее питомцев, определила быть Академии навсегда в ведении государей, следовательно считаться императорскою. Но не этот параграф указа был важен для учеников, и в частности для крестьянского сына Федота Шубина. Главное в этом указе царицы было следующее:

«…Всех наших подданных как ныне в Академии членов адъюнктов, академиков и учеников обучающихся, так и впредь происходящих из воспитательного при Академии училища, которые отличат себя честным и похвальным поведением и благонравием (что паче всего прилежно рассматривать), а притом в художествах и мастерствах окажут изрядные успехи, когда по засвидетельствованию от собрания получат в том аттестаты, всемилостивейше жалуем и утверждаем с их детьми и потомками в вечные годы быть совершенно свободными и вольными, и никакому правительству ни в военную, ни в штатскую нашу службу их не принуждать, и без добровольного с ними договору ни к какой работе не приневоливать, но во всем непременно поступать с ними, как с вольными и свободными людьми; а в случаях оказывать им всевозможное защищение и вспомоществование.

Наистрожайше запрещаем всем и каждому, какого б кто звания ни был, из сих художников, мастеров, детей их и потомков в крепостные себе люди записывать и утверждать, каким бы то образом ни было: а хотя бы паче чаяния сие обманом учинилося или и сам таковый по уговору и доброй воле у кого-нибудь крепостным записался, либо на крепостной девке или вдове женился, то, однако, сие не токмо кабальным его не делает, но и вступившая с ним в брак и рожденные от них дети от того часа имеют быть вольными.

Художников и мастеров, происходящих из сей Академии, свободно и беспрепятственно ко всем казенным и публичным работам по их искусству в художестве, равно как и в службе, где кто пожелает и такой человек надобен будет, допускать и принимать».

Эти правила и привилегии, данные властью императрицы, ставили учащихся Академии в благоприятные условия, предвещали заманчивое будущее для тех, кто к знатнейшим искусствам окажет свои способности.

Глава восьмая

В Академии существовало строгое правило: никто из учеников не мог видеться с родными и близко общаться с посторонними людьми. От будущих художников и скульпторов требовалось беспрекословное служение царскому двору и вельможам. Вот почему ученики Академии по внутренному правилу воспитывались в отчуждении от горестных людских будней.

Классом скульптуры ведал французский скульптор Николя Жилле. Он был в отношениях с учениками сух, суров и требователен. В молодости Жилле учился в Парижской академии, а затем много лет в Италии, у выдающихся мастеров. На своих русских учеников смотрел свысока и не очень доверчиво, не будучи убежден в том, что в отсталой от Европы России могут быстро появиться свои ваятели и живописцы, архитекторы и граверы. Учил он старательно и добросовестно. В своих лекциях в классе скульптуры он рассказывал на смешанном французско-русском языке, как нужно ученикам изготовлять первые эскизы, как от эскиза переходить к модели, и в небольших размерах, но с особой тщательностью обрабатывать в лепных фигурах подробности, а затем переходить к окончательной работе над задуманным произведением в мраморе. В его поучениях не было ничего такого, что бы не соответствовало запросам времени и вкусам русских вельмож, восхищавшихся искусствами других стран, времен и народов.

Иногда со всей группой класса скульптуры Жилле уходил в Летний сад для обозрения обнаженных статуй, вывезенных в разное время из Италии. Проповедуя красоту в искусстве, искусство как созерцание и создание прекрасного, Жилле не отрицал идеи в произведении художника и подсказывал будущим мастерам ваяния, что не только они сами, но и их подмастерья и помощники впредь обязаны улавливать в скульптуре идею, чтобы помочь скульптору создать произведение, совершенное по внешней форме и внутреннему содержанию. Жилле не отрицал того, что надобно учиться лепить и с натуры, но прежде всего учиться у великих мастеров Греции и Рима, ибо высшего расцвета ваяние достигло в ту древнюю пору искусства, когда сама жизнь способствовала созданию образцов.

Жилле считал, что светское направление в ваянии, в интересах и вкусах высокопоставленных особ, — одно из главных направлений времен воцарения Екатерины, воспринявшей вкусы и запросы Запада. Но была угроза, таившаяся у некоторых мастеров и учеников в проявлении вкуса к подражанию природе, к увлечению одной лишь натурой. И в этом Жилле видел опасность, о чем и предупреждал учеников Академии:

— Натура натурой, но она не должна быть отталкивающей, грубой; натура, воспроизведенная в объемных формах, без унаследования классических приемов ваяния, — ничто, напрасная трата времени и труда…

Из всей группы учеников скульптурного класса Жилле выделял двоих — Шубина и Гордеева, наиболее способных и даровитых в учении и практике.

С первых же дней учения между Шубиным и Гордеевым возникли дружеские отношения.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Повесть о Федоте Шубине"

Книги похожие на "Повесть о Федоте Шубине" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Константин Коничев

Константин Коничев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Константин Коничев - Повесть о Федоте Шубине"

Отзывы читателей о книге "Повесть о Федоте Шубине", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.