С. Гуревич - ЭКОНОМИКА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СМИ

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "ЭКОНОМИКА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СМИ"
Описание и краткое содержание "ЭКОНОМИКА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СМИ" читать бесплатно онлайн.
Цель пособия — дать студентам представление об экономике средств массовой информации (СМИ) как особой области практической деятельности и связанного с ней научного знания. Показать роль экономического фактора в возникновении и развитии журналистики. Пособие поможет выработке у студентов первичных навыков в области редакционного менеджмента и маркетинга. Эта книга должна способствовать формированию у профессиональных журналистов экономического мышления, пониманию своей роли в укреплении экономической базы издания и повышении его конкурентоспособности.
В звене исполнения творческой части крупной редакции нередко работают штатные обозреватели — международный (политический), экономический, спортивный и др. Обычно это специалисты с обширными знаниями, способностями аналитика, сочетающие подготовку масштабных статей и обозрений с оперативными комментариями и другими откликами на события и выступления. Одновременно в редакции могут работать штатные специальные корреспонденты. Это многоопытные журналисты, готовые в любой момент выехать по заданию руководителей в командировку и подготовить проблемное выступление на одном из главных направлений, которые ведет издание.
Немногим уступают спецкорам собственные корреспонденты, работающие вне центрального аппарата редакции. Не случайно собкора называют «редакцией в одном лице» — само положение вынуждает его выступать поочередно в роли репортера и обозревателя, интервьюера, очеркиста, комментатора и рецензента. Как правило, он универсал: готовит материалы на самые разные темы и в разных жанрах, организует выступления местных общественных деятелей и специалистов в разных областях политики, экономики и культуры. В регионе, который обслуживает собкор, он представляет свое издание, в редакции же выступает как представитель своего региона.
В технической группе редакции разделение труда также приводит к образованию ряда служб с четкими функциями и обязанностями. Отдел или служба досье снабжает все творческие подразделения оперативной информацией, которую получает из Интернета и других источников. Компьютерный центр обеспечивает набор и корректуру всех материалов издания. В редакции со слабым электронным оснащением действует корректорская, где вычитывают оригиналы публикаций и оттиски полос номера. В редакционном архиве хранятся в течение определенного времени оригиналы всех публикаций издания, а также подписные полосы всех номеров. В редакционной библиотеке журналисты и другие сотрудники могут получить дополнительную информацию для своих публикаций и сверить использованные в них данные. Задача группы (отдела) проверки, созданной в редакциях некоторых крупных изданий, — сплошная оперативная проверка всех фактических данных: фамилий, должностей, дат, географических названий и т. п., содержащихся в материалах очередного номера. Дежурная служба выпуска создана для работы над номером в редакции и типографии на всех этапах его производства.
Так в процессе разделения труда формируется структура редакционного коллектива. Это пирамидальная структура редакции, наверху которой стоит ее руководитель — главный редактор, а ниже находятся творческие и технические подразделения и входящие в них работники. Они располагаются на нескольких — трех-четырех — уровнях. На каждом из них находятся подразделения звеньев управления и исполнения, их руководители — творческие или коммерческие менеджеры, а на самом нижнем уровне — творческие и технические сотрудники, непосредственные исполнители заданий своего руководства (см. рисунок 6 и рисунок 7).
Рис. 6. ПИРАМИДАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ГАЗЕТНОЙ РЕДАКЦИИ
1 — Главный редактор. 2 — Главный бухгалтер. 3 — Заместитель главного редактора. 4 — Редакционная коллегия. 5 — Ответственный секретарь. 6 — Менеджер (коммерческий директор). 7 — Заведующие отделами: а — Собкоровской сети; б — Экономики; в — Политики; г — Социально-бытовых проблем; д — Информации; е — Писем; ж — Иллюстраций. 8 — Корреспонденты отделов. 9 — Обозреватель. 10 — Специальный корреспондент. 11 — Собственные корреспонденты. 12 — Технические службы редакции: а — Машинописное бюро (компьютерный центр); б — Корректорская; в — Библиотека; г — Архив; д — Досье; е — Служба выпуска; ж — Отдел информатики; з — Хозяйственная служба. 13 — Коммерческая часть редакции
Рис. 7. СТРУКТУРА КОММЕРЧЕСКОЙ ЧАСТИ ГАЗЕТНОЙ РЕДАКЦИИ
1 — Менеджер (коммерческий директор). 2 — Бухгалтерия. 3 — Отдел маркетинга. 4 — Отдел распространения. 5 — Экспедиция. 6 — Отдел рекламы. 7 — Книжная редакция. 8 — Книжный магазин. 9 — Редакция приложений. 10 — Производственный отдел. 11 — Компьютерный центр. 12 — Печатный центр. 13 — Риэлтерский центр. 14 — Транспортная служба
У пирамидальной структуры редакции — свои достоинства. Она обеспечивает полное разделение труда в коллективе, единоначалие управления на всех уровнях, высокую персональную ответственность каждого сотрудника за результаты своей работы. Но у нее есть и недостатки. Она громоздка, замедляет прохождение информации, необходимой для управления коллективом и выпуска издания. Для прохождения оригиналов будущих публикаций снизу вверх — от авторов к секретариату и редакторату — требуется значительное время. Это снижает оперативность выхода сообщений на газетные полосы и удлиняет путь информации к ее потребителю. К тому же возрастает риск внесения в эту информацию искажений в ходе правки, которой подвергаются оригиналы на всех уровнях редакционной пирамиды. На конкурентоспособности издания это сказывается самым отрицательным образом. И все же этот тип структуры коллектива сохраняется в редакциях многих наших газет и журналов, прежде всего в силу традиций, сформировавшихся в российской прессе в течение многих десятилетий.
Разумеется, в разных редакциях эта структура имеет свои особенности. В небольших коллективах многие ее звенья и элементы представлены всего одним-двумя работниками, а то и вовсе выпадают. Например, в редакции небольшого специализированного журнала или маленькой районной и городской газеты у ответственного секретаря нет ни заместителей, ни помощников. Он самостоятельно выполняет все обязанности, связанные с его должностью. И в отделах такой редакции обычно работает по одному журналисту. Нет здесь, как правило, штатных собственных и специальных корреспондентов, как и обозревателей. Отсутствуют и некоторые редакционные службы — группа проверки, архив и др. Но остаются все обязанности, связанные в крупных редакциях с этими службами. Их вынуждены выполнять сотрудники редакции, входящие в ее маленький коллектив.
С вхождением периодических изданий в рыночную экономику, изменением и ужесточением требований к ним, прежде всего к оперативности журналистской информации, начался процесс изменения структуры редакций. В его основе лежат в первую очередь экономические причины. Это стремление к повышению конкурентоспособности издания и к сокращению расходов, связанных с его подготовкой, производством и распространением. Упростить процесс подготовки газеты или программы, избавляясь от всего, что его усложняет и замедляет, выпускать и распространять их быстрее, снизить стоимость производства — вот цели, которые ныне стоят перед менеджером и другими руководителями редакции. Эти цели определяют характер, направления и тенденции изменения структуры редакции. Сейчас уже можно определить эти тенденции. Они выражаются в разных формах.
Одна из них — укрупнение, а нередко и упразднение обычных, прошедших, казалось бы, проверку временем и практикой творческих и технических подразделений. В редакции смело изменяют характер отделов: вместо привычных отраслевых подразделений создают структуры смешанного типа, чаще всего проблемные. Скажем, отделы промышленности и сельского хозяйства объединяют в один отдел экономических проблем. Это позволяет снять перегородки, разделявшие прежние отраслевые отделы, и усилить освещение общих для них проблем. Возможно, одновременно уменьшить количество сотрудников отдела, оставив сильнейших.
Нередко в редакции формируют несколько крупных секторов — экономический, политический, информационный и др., заменяя ими прежние отделы. Иногда же такой сектор становится формой объединения, сближения нескольких отделов, открывает перед ними возможности кооперирования их деятельности.
Структуру редакции изменяют, стремясь уменьшить количество ступеней — уровней редакционной пирамиды. Так приходят к плоской структуре редакции. Уровни в этой структуре сокращают до минимума.
В редакции барнаульской газеты «Молодежь Алтая» ликвидировали отделы, сохранив редакторат, редколлегию и секретариат. Всех сотрудников, прежде работавших в отделах, разделили на две группы. В первую вошли обозреватели (ими стали бывшие заведующие отделами), им вменили в обязанность подготовку крупных аналитических и проблемных публикаций. Вторую группу сформировали из репортеров — бывших корреспондентов, работавших в отделах. Перед ними поставили задачу подготовки разнообразной оперативной информации. Каждому обозревателю и репортеру поручили вести определенные рубрики, связанные с разными тематическими направлениями выступлений газеты.
Плоская структура редакционного коллектива обладает рядом достоинств. Она сокращает путь прохождения управленческой информации к каждому сотруднику — как к корреспонденту, так и снизу вверх — к ответственному секретарю и редактору. Укорачивается и путь прохождения текста на газетную полосу. С уменьшением количества уровней в этой структуре ускоряется и облегчается управление коллективом.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "ЭКОНОМИКА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СМИ"
Книги похожие на "ЭКОНОМИКА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СМИ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "С. Гуревич - ЭКОНОМИКА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СМИ"
Отзывы читателей о книге "ЭКОНОМИКА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СМИ", комментарии и мнения людей о произведении.