В. Бирюк - Шантаж
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Шантаж"
Описание и краткое содержание "Шантаж" читать бесплатно онлайн.
Лекарь сперва дёргаться начал, потом просить. Ивашко каждый раз подносил ему к носу свой кулак и вежливо спрашивал:
— Ещё хочешь? А баба?
Когда с Акима стали снимать присохшие повязки — я ушёл. Не люблю. Можете сказать — боюсь. Плевать — мне не стыдно. У меня довольно богатое воображение — я чересчур богато воображаю себе чужие мучения. Свои — не так действуют, как воображаемые. Нет, в принципе, я не сильно впечатлительный. Надо будет — и кишечнополостную… сделаю. Аппендикс там, к примеру, отстричь… Попытаюсь. Если деваться некуда. Но принимать в этом участие без крайней нужды…
Где-то через час, мокрый и замученный, лекарь выскочил из избы и подошёл ко мне. Утёр лоб окровавленным передником, вынул из кисы четыре ногаты и протянул мне.
— Всё что мог — сделал. И промыл, и мазь наложил. Питьё сварил, настой — давать будешь. Дальше — воля божья. Но… мясо до костей сожжено. Жилы, вроде, целые, но как оно срастётся… Серебра твоего не возьму — боюсь я… Помрёт дед или калекой останется — мне… стыдно будет
Он ссыпал в мою, автоматически подставленную ладонь, эти 4 беленькие монетки с арабскими буковками и обгрызенными краями. Кланяясь, что-то бормоча, не поворачиваясь ко мне спиной, двинулся в сторону сарая, где сидело его семейство. Я махнул караульщику, и многочисленное семейство, получая и раздавая друг другу подзатыльники, опасливо оглядываясь на меня и других, быстренько просыпалось наружу сквозь щель полуоткрытых ворот.
— Зря отпустил, боярич. Не дай бог, Аким преставиться — не найдём, взыскивать не с кого будет.
— Нет, Ивашко, лекарь сделал что сумел. Он здорово испуганный. А вот всё ли он из возможного — умеет, хороший ли он лекарь? Может, ещё какого найти? Гостимил, не подскажешь: может, тут лучше знахари есть?
Хозяин, внимательно и мрачно смотревший вслед удалившемуся лекарскому семейству: «как бы не попятили чего», смерил меня взглядом. То ли его уже насчёт меня просветили, то ли, из уважения к Акиму, он и к его ублюдку внимание проявил, но ответил без стандартного наезда «мужа доброго» на «соплю малолетнюю»:
— Тут они все такие. Бестолочи.
Как-то интонация затянута. Недосказанность какая-то.
— А не «тут»? А где?
— Есть одна… знахарка. Вёрст 10. На болоте живёт, с нечестью знается. Искусна. Но — злющая… И цену дерёт…
Сколько раз в прежней жизни бывало, что вот надо бы — знатоку показать, курс лечения проколоть, на обследование положить… А денег-то нет, а и есть, а жалко. А может и само как-то…, как-то «народными» средствами…, «правильной» диетой… Как-то само… Рассасывалось, становилось терпимо, проходило. Вот какой у меня здесь, в «Святой Руси», заботы нет, так это необходимости экономить на врачах. Врачей, правда, тоже нет.
«Знахарка»… Как было написано в зале клуба «Картонажник» города Васюки: «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Без Акима я точно утопающим стану. В этом во всём.
— Глава 127
— Дорогу знаешь? Запрягай коня, съездишь, привезёшь.
— С чего это? Ишь, раскомандовался! Коня ему…
— Не мне — Акиму. Гостимил, ты не забыл — ты ему жизнью обязан?
— Ты ещё попрекать меня будешь! Это когда было! Сколько лет прошло…
— Что, больше уже не надобна? Можно забрать? Жизнь твою…
Хозяин мрачно посмотрел, собрался, было, ответить… Оглядел стоящих рядом со мной Сухана и Ивашку… И передумал.
— Ладно. Завтра съездим. Нынче поздно уже. И человека своего пошлёшь — я с этой злыдней уродистой разговоры разговаривать не буду. Отвезти — отвезу, дорогу покажу. А дальше — сами.
— Ага. Сейчас. Немедля. У Акима жар, он ждать не может. А солнце ещё высоко. Не будешь сопли жевать — успеешь обернуться дотемна.
Снова мрачный, озлобленный взгляд. Снова проглоченные, чуть не сорвавшиеся с губ, резкие слова. Удержал. Пожевал, проглотил. Уже «сытым» — пошёл на конюшню.
Так, сегодня у нас «главный по лекарям» — Ивашка. Он уже в роли «минздрава» начинает осваиваться. «Лиха беда начало» — русская народная. И есть предположение, что продолжение — ещё «лихее».
Надо убирать Ивашку из города: народ здесь уже бражку нашёл, моему «сабленосному» — это вредно. Проинструктировал, кису с мелким серебром выдал, просто так — для разговора со знахаркой. Расплачиваться-то здесь будем. Давайте, мужики, быстренько. Одна нога — здесь, другая — там. Штаны не порвите.
Поехали. Телега прогромыхала по улице.
Солнце медленно опускалось к закату. Шум в городе как-то затих, клубов дыма так и не появилось — зря Спирька волновался о пожаре. Или наоборот? Поэтому и обошлось, что поволновался? Чарджи продолжает патрулировать ворота. Нет, уже не патрулировать — красоваться. Мне со двора не видать, но, похоже, у него там за воротами образовался какой-то интерес. Женского полу. Николай, уловив, что массовых беспорядков с таковым же, но — мордобоем, не предвидится, выпросил у меня, для защиты на всякий случай, Ноготка, и пошёл «воздух щупать».
Так ли, иначе, но мне край нужны мастера. Кузнец… Да, итить меня ять, а не погорячился ли я тогда? Удастся ли найти хоть что-то приличное?
И ещё мне нужен печник. Тоже — крайне. Причём — сильно не типичный.
Вот уж не думал, не гадал, что такой простой вопрос окажется проблемой национально-исторического масштаба.
В моей России, в деревне, мужик, который может прилично сложить печь — один из десяти. Даже если постоянно этим делом не занимается. Здесь… здесь вообще нет печников в моём понимании! Потому что в «Святой Руси» печей не складывают.
Ме-е-е-едленно. «Русская печь» — на «Святой Руси» — отсутствует. Не наше это, не исконно-посконное.
Илья Муромец «отдал ей лучшие годы своей жизни — всю молодость» — провёл на ней 33 года. Ну-ка, Илья Иванович, признавайся, на ком ты молодость провёл, если она ещё не родилась?
Емеля на ней к царю Гороху во дворец ездил.
«Едет парень на печи
На девятой кирпичи».
Явно без регистрационных номеров едет — не изобрели же ещё «Русскую печку»! Значит — и не зарегистрировали.
В «Гуси-лебеди» девочка находит печку в чистом поле. Я скорее поверю в унитаз в «чисто тундре». Типа: самолёт летел, потерял — не заметил. Одно объяснение — видать, Емелю с его щукой, или кого из тёлок он тогда катал, всё-таки тормознули да ссадили, а транспортное средство так и бросили. Или он сам уполз? Поле-то явно конопляное: девочка у печки совета спрашивает, а эта груда кирпичей — ей отвечает. Разумно и человеческим голосом. Потом она с братцем в ней от ворогов спрятались.
Мда, в жизни — не по сказке. В раскопках на месте сожжённой Батыем Рязани нашли печь с двумя детскими скелетами внутри. Мальчик и девочка 7-10 лет. От злых ворогов-то они спрятались, а вот от продуктов горения родного города…
Единственный персонаж, интимная связь которого с русской печью выглядит правдоподобно — конюх Ершовского Конька-Горбунка. Ну, помните, было у отца три сына:
«Старший — был большой детина,
Жрал он водку как скотина.
Средний был гермафродит:
Сам и трахнет, и родит.
Третий — день и ночь с печи не сходит,
Всякую фигню городит.
…
А на третию зарницу
Кто-то свистнул всю пшеницу.
Стал старик детей ругать,
Волосы из попы рвать».
Вот третьему я верю. Если у него, как у Ильи Муромца, на печке и судно больничное было, то можно и не слезать. Если есть с чего. Русская печка — изобретение небольшой группы людей второй половины 18-века. «Век золотой Екатерины». Правильнее — «век печной». Екатерина Вторая столь высоко ценила работы в части улучшения русской печки, что одному из инноваторов, крепостному крестьянину, дала не только вольную, но и звание академика Российской Академии наук. Правда, и результат был достойный. Многие знают, как пошли на Руси «голландки» при Петре Первом. Меньше известно, как в конце того же 18 века континентальная Европа бурно оснащалась «емелиным транспортом».
Так вот, здесь этого ничего нет.
Печки здесь не складывают, а лепят. «Здят». Глинобитные они. Как в Средней Азии.
Не такая уж и древность — в некоторых регионах моей России глинобитные печи ставили до середины 20 века. Били. Глинобитные печи — «бьют». А печник здесь называется — «печебой». Из двух вариантов: с опалубкой или из сырого кирпича, здесь используется более «прогрессивный» — монолит в опалубке. Чем-то похоже на монолитный железобетон. Но — без железа, бетона и всё ручками.
«Здят» здесь так.
Печи «бьют» в теплое время года, в начале или в конце лета. Чтобы глиняный раствор быстро высыхал. Надо торопиться «бить печь» «одним духом» — в один день. Глиняный раствор — штука капризная, более получаса поверхность на воздухе держать нельзя — надо закрывать мокрыми тряпками. Одному человек или даже двум-трём — справиться в столь короткий срок не под силу. Поэтому глинобитные печи, в отличие от кирпичных, сооружают «помочью», призывая родню, соседей, общину.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Шантаж"
Книги похожие на "Шантаж" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "В. Бирюк - Шантаж"
Отзывы читателей о книге "Шантаж", комментарии и мнения людей о произведении.