Галина Карпенко - Как мы росли

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Как мы росли"
Описание и краткое содержание "Как мы росли" читать бесплатно онлайн.
Холодная, метельная зима 1918 года. Москва засыпана сугробами. В городе нет хлеба, нет топлива, молчат фабрики и заводы. Только на окраинах, за вокзалами, гудят паровозы, которые увозят на фронт красноармейские эшелоны. Социалистическое отечество в опасности!
В Кремле, на заседаниях Совета Народных Комиссаров, под председательством Владимира Ильича Ленина решаются самые важные, безотлагательные вопросы: как помочь Красной Армии, которая сражается с врагами Советской республики? Как бороться с разрухой и голодом? Как спасти от голода детей?
В это тяжёлое время, полное невзгод и лишений, для осиротевших и бездомных ребят создаются первые детские дома. В один из них и попала девочка, будущий автор повести «Как мы росли», — Галина Карпенко. Тогда она, конечно, не думала о том, что в будущем напишет книгу о своём детстве, о своих друзьях: Ваське Жилине, о его младшем брате Саньке, о рыжей колючей Клавке, у которой было такое доброе сердце, о маленьком акробате Персике, о заботливом, мудром воспитателе — рабочем-большевике Михаиле Чапурном и многих других.
С тех пор прошло больше сорока лет, многое, очень многое изменилось в нашей жизни, и вот, чтобы маленькие читатели знали о том, как жили, росли ребята в незабываемые, героические и суровые годы нашей революции, и написана книга, которая лежит сейчас перед вами.
— Посмотрим, что за важная такая бумага, — сказал Чапурной.
В пакете — записка от военного коменданта, в ней написано: «Мне доставлены снятые с воинского эшелона, в возрасте примерно…»
Дальше Чапурной не читал — буквы у него перед глазами запрыгали, строчки слились.
«Васька! Несомненно, Васька Жилин!»
Куда только Чапурной о нём не писал — и на вокзалы и в комендатуру! Вот теперь нашёлся. Где парень пропадал, чего ему пришлось хлебнуть?
Через час Чапурной был у коменданта.
— Ну, где он тут у вас? — спросил Чапурной.
— Не он, а они, — поправил его комендант. — Вот, все тут, в целости и сохранности. — И он показал в угол.
За диваном на полу, на разостланных газетах, спали крепким сном трое ребят. Чапурной глядел на грязные, худые ребячьи лица. Васьки среди них не было. Двое мальчишек, видно, были городские, а третий, в холщовых заплатанных штанах, — из деревни.
— Ну вот, — сказал комендант, — забирайте, товарищ Чапурной, пополнение.
— А Васьки-то нет, — как бы про себя повторил Чапурной.
— Кого, кого? — не понял комендант.
— Васьки моего нет. Мальчонка один у меня исчез, вот я и думал, что нашли. Видно, пропал парень.
Чапурной вынул из кармана свою трубочку и попросил у коменданта огоньку.
— Один пропал, а троих нашли — вот и получается баланс! — сказал комендант. — Все они теперь наши.
Присев на корточки, комендант стал тормошить мальчишек:
— Ну-ка, полководцы! Пора просыпаться.
Мальчишки спросонья отмахивались руками и бормотали что-то бессвязное. Наконец один за другим открыли глаза.
— С добрым утром! — сказал Чапурной. — Здравствуйте!
Мальчишки молча его разглядывали.
— Ну, поглядели друг на друга — и хватит, — сказал Михаил Алексеевич. — Пошли до дому, там поговорим.
— Это куда же? — спросил парень в холщовых штанах.
Он был из троих старший, за плечами у него болталась тощая котомка.
— Вот увидишь, куда, — ответил Чапурной. — Забирай своё имущество — и пошли.
— Никуда я не пойду!
— Пошли, пошли! — сказал Чапурной. — Здесь комендатура, товарищу коменданту работать нужно. Мы с вами люди военные, должны понимать.
Мальчишкам это понравилось, они даже заулыбались. Безрукий дяденька, а весёлый.
— А ты кто будешь? — спросил мальчуган поменьше.
— Я Чапурной, Михаил Алексеевич, — ответил Чапурной. — А ты?
— Я Митька.
— У него таких, как ты, тысяча, — сказал комендант, — и Митек и Серёжек.
— Ну, положим, не тысяча, маленько поменьше… Идёмте, ребята, а то мне некогда, — сказал Чапурной.
И мальчишки, не споря, пошли за ним.
После этого к Михаилу Алексеевичу не один раз прибывало пополнение. А Васьки всё не было и не было…
Первые уроки
Чапурной всё хлопотал насчёт учения, и наконец ему удалось заполучить в детский дом чудесного старика — бывшего преподавателя гимназии Петра Петровича Лебедева. Ребята его сразу почему-то прозвали Филином. Наверно, за очки и чёрную крылатку, в которой он ходил и на улице и в доме.
Перед тем как начать заниматься с детьми, у Чапурного собрался совет учителей. На совете Петра Петровича выбрали председателем.
— Ну-с! — начал Пётр Петрович. — С чего же мы начнём? — Он протёр очки и оглядел собравшихся. — Учебников у вас нет? Нет. Программ нет? Нет. Как же мы будем заниматься? Чему будем учить?
— Что сами знаете, тому и учите, — отвечал Чапурной. — А учить надо.
— Совершенно верно, учить надо. Я так полагаю, — сказал Пётр Петрович, — что детей нужно знакомить с такими истинами, которые будут стоять во всех новых программах, как бы их ни передумывали. Я полагаю следующим образом: родина у нас есть? Есть. Расскажем про родину. Земной шар существует? Существует. Надо дать понятие о мире. Пушкин у нас есть? Есть. Будем читать Пушкина. Это необходимо для всех возрастов, во все времена. Я так полагаю.
— А как же о пролетарской революции? Тоже им необходимо разъяснить, как по-вашему? — спросил Чапурной.
— На их счастье, уважаемый Михаил Алексеевич, они современники революции, и, я полагаю, мы будем отвечать на все их вопросы.
Учительница музыки Мария Ивановна — «Пиковая дама» (это прозвище за ней осталось с институтских времён) — сидела всё время молча, но, когда совет кончился, разволновалась:
— А как же, господа, моего предмета не будет?
— Почему же? После классных занятий их можно занять музыкой, рассказать о русских композиторах — например, о Чайковском, — предложил кто-то.
— Играть я, конечно, могу, но рассказывать — нет. — Мария Ивановна категорически подчеркнула: — Нет, рассказывать я не буду.
— Почему же это, позвольте узнать? — спросил Пётр Петрович.
— Я не знаю, что рассказывать, а кроме того, я лучше говорю на французском языке, — ответила Мария Ивановна.
— Ну как же это, голубушка… — Пётр Петрович даже руками развёл, — как же это — по-французски? Это, пожалуй, я полагаю, ни к чему. Они по-французски не поймут.
Выручила Оксана Григорьевна:
— Я расскажу о Чайковском, а вы будете играть, Мария Ивановна.
Так и решили.
Чапурной сидел и завидовал: и всё-то они, учёные, знают! А вот он всю жизнь хотел учиться, а было невозможно. Он был рад, что ребята начнут заниматься.
Большую столовую натопить было трудно, о классах и говорить нечего — этот этаж совсем промёрз. Обедали ребята в бывшей буфетной, около кухни, в две смены, там же и занимались. В буфетной было тепло. По стенам развешаны рисунки. На окнах в баночках прорастал горох.
Чапурной редко отказывался от соблазна — заглянуть через стеклянную дверь на занятия. Подходил к двери и слушал. Ребята сидели тихо. Раздавался только голос Петра Петровича.
Высоко подняв над головой большой голубой глобус, Пётр Петрович крутил его вокруг оси и сам в то же время ходил вокруг маленького столика.
— Вот так она и вертится, — повторял он, — так и вертится…
Чёрная крылатка развевалась за его плечами, и казалось, что Пётр Петрович, держа в руках земной шар, витает в пространстве Вселенной.
— А как же мы на этой Земле держимся? — удивлялась Клавка. — Этак с неё слететь можно.
Пётр Петрович радовался вопросу и начинал объяснять ребятам, почему Клавка не улетает с Земли. Чапурной слушал объяснения Петра Петровича и понимал, что Клавка задаёт совершенно резонные вопросы.
Бывали и шумные уроки. Оксана Григорьевна знакомила ребят с творениями великого Пушкина — и весь класс читал вместе с ней «Сказку о царе Салтане». Стихи уже почти все знали наизусть, читали их в лицах.
Михаил Алексеевич во время этих уроков боялся, что на кухне будет неладно с обедом: дядя Егор торчал у стеклянных дверей буфетной, а ребята, увидев его, старались вовсю:
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут.
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт…
Музыкант
Однажды вечером к Чапурному прибежал Федя Перов:
— Михаил Алексеевич, там какой-то доктор вас спрашивает!
Чапурной поспешил в вестибюль. За последнее время в детский дом приходилось приглашать врачей: ребята болели корью, и корь давала осложнения.
Чапурной, торопясь, сбежал с лестницы.
В вестибюле прохаживался, заложив руки за спину, высокий, худой старик в тяжёлой, меховой шубе.
— Пожалуйста, доктор, пожалуйста! — Чапурной шёл приехавшему навстречу.
— Я не доктор. — Старик держал в руках шляпу и палку. — Вы директор детского дома?
— Да.
— Тогда поговорим.
Чапурной предложил сесть.
Приехавший назвал свою фамилию — это был известный музыкант, но Чапурной его не знал.
— Я хочу познакомиться с детьми, — сказал старик, — и прошу, если это возможно, приготовить инструмент и комнату. Я оставлю вам свой адрес. Вы меня известите, когда я могу приехать. — И он протянул Чапурному маленький гладкий кусок белого картона, на котором были написаны его адрес и фамилия.
Старик откланялся и пошёл к выходу.
Чапурной проводил его и с удивлением увидел, что у подъезда стоит автомобиль с кремлёвским номером.
— Михаил Алексеевич, как же это вы меня не позвали! — досадовала Оксана Григорьевна. — Это знаете кто? Знаменитый музыкант — профессор консерватории. Обязательно нужно, чтобы он приехал, обязательно!
Рояль приготовили, натопили маленький зал.
А вечером на другой день в детском доме был концерт. Музыкант играл и рассказывал ребятам:
— Вы слышите, дети: это шумит лес. Скоро взойдёт солнце. Просыпаются птицы. Слышите? Первые лучи тронули маковки деревьев — наступило утро.
Ребята сидели на полу в тёмной комнате, слушали музыку и видели всё, о чём он им говорил, только каждый по-своему.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Как мы росли"
Книги похожие на "Как мы росли" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Галина Карпенко - Как мы росли"
Отзывы читателей о книге "Как мы росли", комментарии и мнения людей о произведении.