Эндрю Коллинз - Врата Атлантиды

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Врата Атлантиды"
Описание и краткое содержание "Врата Атлантиды" читать бесплатно онлайн.
Предание об Атлантиде старо как мир. История ее исследований восходит к временам Платона, который еще в четвертом веке до нашей эры описал ее в двух философских трактатах «Тимей» и «Критий» и по мнению которого она является колыбелью цивилизации. В дальнейшем количество мифов и гипотез об Атлантиде, ее месторасположении и гибели нарастало с потрясающей скоростью. Но технические сложности подводной археологии и явно недостаточная документальная база мешали построению стройной и академически выверенной научной теории, что создало широкое поле деятельности для различных фальсификаторов этой интригующей проблемы.
Однако британскому ученому и писателю Эндрю Коллинзу повезло, и его дерзкий исследовательский энтузиазм принес свои плоды: он сумел найти вход в сокровищницу атлантологических диковинок и теперь щедро делится своими открытиями с заинтересованными читателями.
А если ольмеки в самом деле торговали табаком, может быть, они-то и познакомили античных мореплавателей, прибывших из Средиземноморья, с удовольствием, испытываемым при курении табака? Вспомним, что, возможно, именно такую манеру курения и переняли у них первые испанские мореплаватели-конкистадоры, достигшие берегов Вест-Индии в эпоху открытий. Как уже отмечалось, одна из древнейших курительных трубок была найдена на острове Марахо, расположенном в устье реки Амазонки. Она датируется примерно 1500 г. до н. э., то есть за 300 лет до того, как в Северной Сирии вошло в моду курить изящные трубки, вырезанные из твердого камня. Так как весьма вероятно, что эти трубки применялись для вдыхания дыма, то есть все основания предполагать, что и финикийцы заимствовали страсть к курению табака у представителей одной из центральноамериканских культур, например, у ольмеков. Если так оно и было, то вполне возможно, что те же финикийские торговцы примерно ок. 1200 г. до н. э. и познакомили древних египтян с усладами табакокурения. Но 1200 г. до н. э. — это на целый век раньше даты основания иберийских портов, таких, как Гадес и Тартессос, и на много столетий раньше официальной даты основания Церне на побережье Северной Африки. Вправе ли мы считать, что табак был известен в Древнем Египте, на основе всего лишь предположения о том, что финикийские и карфагенские торговцы вполне могли доставлять его туда?
Это весьма непростой вопрос, и наиболее убедительным ответом на него будет утверждение, что табак, известный в Египте в 1200 г. до н. э., был либо местного происхождения, либо импортировался в страну по какому-то другому маршруту, предположительно существовавшему между Америкой и Юго-Восточной Азией. Однако признание реальности транстихоокеанского маршрута означало бы, что после привоза в Азию морским путем табак пришлось бы везти еще и сухопутным или продолжать его доставку морским путем вокруг всего побережья Юго-Восточной и Южной Азии до тех пор, пока груз не будет доставлен на Средний Восток. На самом деле практически вероятен лишь второй, морской путь, а это означает существование некоего обмена и сотрудничества между культурами не только Юго-Восточной Азии, но и Индонезии, Индии, Аравии и, наконец, Красного моря. Если так оно и было на самом деле, мы вправе ожидать выявления немалого количества следов контактов между представителями различных культур, населявшими различные регионы Азиатского континента. Это по многим позициям заставляет нас возвратиться к идее транстихоокеанских контактов, высказанной в начале 1920-х гг. Графтоном Эллиотом Смитом в своей забавной, но весьма глубокой книге «Слоны и энтологи». Он полагал, что самые ранние цивилизации центрально-американского региона имели торговые связи с Китайской империей, которая, в свою очередь, вела активную торговлю с Индией и Египтом.
Для меня не составляет никакой проблемы допустить возможность существования торговой сети между обеими Америками и жителями Юго-Восточной Азии. Не будет для меня проблемой и признать, что табак мог доставляться в Азию по тому же транстихоокеанскому маршруту. Но я хотел бы знать, кто конкретно мог вести торговлю табаком с древними египтянами ок. 1200 г. до н. э. Так как нам известно, что финикийцы создали свои порты на Красном море примерно в 1000 г. до н. э., а вероятно, и раньше, они и могли иметь торговые связи с азиатскими купцами в портах на побережье Аравийского моря, с теми самыми купцами, которые могли импортировать американский табак через Индию и Юго-Восточную Азию. Никакой другой народ в те времена не занимал столь привилегированного положения. Но даже если все это и соответствует действительности, почему же нам никак не удается найти свидетельств употребления табака в других культурах, существовавших в тех регионах? Такие факты обнаружены только в Африке, где дикорастущая форма этого растения была известна с незапамятных времен. Из Западной Африки табак мог попасть в Судан и Египет, где, согласно имеющимся свидетельствам, его применение в доколумбовскую эпоху в медицине и для курения получило такое распространение, как нигде в мире, кроме Америки. Более того, лингвистическое сопоставление слов «тобакко» в Африке и Центральной Америке свидетельствует о неких связях, неизбежно включавших в себя и трансатлантические контакты. Таким образом, куда более вероятно, что табак, поступавший в Египет в 1200 г. до н. э., доставлялся туда по трансатлантическому торговому маршруту финикийскими купцами, использовавшими для этого порты в Ливии или Иберии.
Порты в ИспанииХотя принято считать, что финикийцы не совершали трансатлантических плаваний примерно до времени основания Карфагена (ок. 814 г. до н. э.), свидетельства присутствия иберийских кельтов бронзового века в Северной Америке примерно в 1500 г. до н. э. говорят о существовании уже в то время активных трансатлантических контактов. А так как нам известно, что эти самые иберийские земли еще в 1100 г. до н. э. находились в руках финикийцев, есть все основания полагать, что наиболее древние порты на полуострове были основаны гораздо более древней расой средиземноморского происхождения. Действительно, во время раскопок, проводившихся в 1920-е гг., Елене М. Уисшоу, директору англо-испанско-американской школы археологии, удалось открыть в Ньебле, неподалеку от местоположения древнего Тартессоса, комплекс дольменов эпохи неолита, содержащий храмы, крепость, системы подачи воды и гавань. Так как на месте раскопок то и дело встречались артефакты, относящиеся к медному или бронзовому веку и датируемые в районе 2500 г. до н. э., госпожа Уисшоу сделала вывод, что в ту отдаленную эпоху на Иберийском полуострове уже поселились представители некой цивилизации мореплавателей. Но особенно интригующим выглядит ее заключение о том, что в столь ранние времена ни одна из цивилизаций Средиземноморского региона не совершала и не могла совершить трансатлантических плаваний, а остатки древнего порта в Ньебле были составной частью торговой колонии, принадлежавшей империи атлантов, которую и описывает Платон в своих диалогах «Тимей» и «Критий». Это экстраординарное заключение привело госпожу Уисшоу к мысли о том, что возраст наиболее ранних найденных каменных построек составляет от 10 000 до 15 000 лет. Ее взгляды были изложены в книге «Атлантида в Андалусии», впервые увидевшей свет в 1929 г.
Остается неясным, кто же мог осуществить столь масштабные работы по строительству порта из камня в юго-западной Испании за многие тысячи лет до прибытия туда ок 1100 г. до н. э. финикийцев (см. также главу XXVI). Все, что нам известно об этом, — это сообщение Страбона о том, что у турдетян, жителей Турдессоса, хранятся хроники, уходящие в прошлое на 6000 лет. Не исключено, что этот факт мог повлиять на экстраординарные теоретические построения Елены Уисшоу.
Если мы, таким образом, предположим, что трансатлантические плавания имели место еще в начале второго тысячелетия до н. э., я не вижу причин отрицать утверждение, что табак, обнаруженный в мумии Рамзеса II, был доставлен в Египет протофиникийскими мореплавателями, имевшими торговые связи с культурами Центральной Америки, в частности с оль-меками. В пользу этой точки зрения говорят и имеющиеся у нас сведения о производстве и продаже коки в первом тысячелетии до н. э.
Как мы убедились в главе VIII, жевание листьев коки было широко распространено в Перу еще в 2500 г. до н. э., а широкие растянутые щеки жевалыцика коки часто встречаются у колумбийских каменных истуканов, датируемых приблизительно 1500 г. до н. э. К тому времени посадки коки получили уже широкое распространение во всем регионе Анд, от Колумбии на севере до Чили на крайнем юге. В Эквадоре, например, следы извести, используемой для выделения кокаина из листьев коки, были обнаружены в тыквообразных сосудах, найденных в раскопках городищ, принадлежавших культуре Махалилья в провинции Манаби. Эти находки датируются примерно периодом между 1500 и 1000 гг. до н. э.
Сценка, представленная на керамическом сосудике культуры Мохе (Перу) с изображением жевальщиков коки (справа), призывающих дух божественного растения (слева). Не был ли кокаин, найденный в египетских мумиях, родом из Перу?
Несмотря на широкое распространение коки во всем регионе Анд, действительно ли она забралась гораздо севернее и достигла Мексики, где в период между 1200 и 400 гг. до н. э. переживала свой расцвет культура ольмеков? Если так оно и было, то представители какой культуры могли доставить ее с нагорий Анд в культовые центры и святилища Мексики, такие, как Ла Вента, Монте-Альбан и Трес Запотес? Не сохранились ли свидетельства того, что ольмеки могли вступать в контакт с некой южноамериканской культурой, занимавшейся торговлей кокой?
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Врата Атлантиды"
Книги похожие на "Врата Атлантиды" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Эндрю Коллинз - Врата Атлантиды"
Отзывы читателей о книге "Врата Атлантиды", комментарии и мнения людей о произведении.