Александр Гуц - Подлинная история России. Записки дилетанта.
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Подлинная история России. Записки дилетанта."
Описание и краткое содержание "Подлинная история России. Записки дилетанта." читать бесплатно онлайн.
Князь Михаил не простой князь. Церковь причислила его к святым
мученикам «за православную веру, за Русскую землю» (Борисов,
1997. с.97, 99).
.
Неврюева рать. В 1252 г. «приде Неврюй царевич ратью татарскою
на Суздаль, и прогна Андрея Ярославича за море в Свею» и «дети
Ярославли в полонъ послаша; людей бес числа поведоша, до конь и
скота и много зла створше отъидоша» (Насонов, с.33). Очередной
погром учинили татары на Руси. Вот только заковырка – царевича
Неврюя в летописях называют Алексеем! (Бушков, 1997. с.235). Более
того, направлял татарскую саблю князь Александр Невский (Гримберг,
с.261).
.
Федорчюкова рать. Татары зимой 1327/28 года, возглавляемые не-
ким Федорчуком, и при участии Ивана Калиты, опустошили, разгро-
мили, сожгли тверскую землю. Речь не об Иване, а о Федорчуке. Кто
это? «Имена темников, бывших с Калитою: Феодор Чик (по Воскр.
лет – Разве ренегат - Федорчук?) Туралык, Сюга, и проч.» (Полевой,
т.2. с.578).
Как видите, везде наши поспевают. На лету ловят мысли монголов;
те только хвать за кривую саблю, а ловкий русский дельце грязное сде-
лал уже ...
Кстати, в Ипатьевской летописи говорится о татарах, и ни слова о
монголах.
Стоит сказать несколько слов о половцах. А то голова забита «зна-
ниями» о диких кочевниках, мотающихся по степи и грабящих бедных
русских. Прежде всего, у половцев были города (!) и села (Лызлов, 1990.
с.17). А «язык же с российским, и с полским, и с волоским смешан име-
ли» (Лызлов, 1990. с.20). Ну, наконец, «иные историки тех половцов
называли готфами...» (Лызлов, 1990. с.20). Половцы – это готы! Так что
это народ, родственный славянам-русам. А то, что жгли города русские,
так и владимирский князь Андрей Боголюбский, т.е любящий бога,
запросто спалил Киев.
Где находилась Земля Русская (Русь)?
Кого имеет летописец в виду, когда пишет о русской земле, к кото-
рой подступились монголы? Землю от Дона до Баренцева моря? Увы,
русская земля в то время – это всего лишь земли вокруг Киева, Черни-
гова и Волыни.
«...имя Руси оставалось только при Киевской области. «Так ли мне
нет причастия в земле Русской», – говорил Георгий Долгорукий, живя в
Суздальской области, и услышав об изгнании сына своего из Киевского
городца» (Полевой. т.1, с.528).
Слова Великого князя Андрея Юрьевича Боголюбского, сохранен-
ные в летописи: «... нам нечего делать в Русской земле...». «Интересно,
что «Русская земля» – это именно юг... Андрей решил создать свою
«Русскую землю», не южную, а северо-восточную, не Киевско-
черниговскую, а Владимиро-Суздальскую. Он делает Владимир своим
стольным городом ...» (Гримберг, с. 107).
Получается, что те русские, что жили севернее киевлян и волынцев,
совсем не русские люди для древних летописцев.
Нашествие Батыя
Рассказ о батыевом нашествии в русских летописях
В своей «Истории русского народа» Н.А.Полевой приводит рассказ о
батыевом нашествии. Рассказ этот нам всем известен из учебников. В
примечании он пишет: «Повествование о нашествии монголов сос-
тавляет отдельную статью в наших летописях, и, кажется, составлена
современником. Оно внесено почти во все известные списки, только в
некоторых сокращенно (Архангелогородском, Типографском); настоя-
щий рассказ должен быть в Новгородском (и в Волынском и Пушкин-
ском, как говорит Карамзин). Сей рассказ является более украшенным в
Софийском Строевском; но прибавки тут любопытны, как памятник
тогдашней словестности ... В Никоновском вставлено в него множество
нелепостей; в Степенной книге он обезображен позднейшим пустосло-
вием. В Костромском списке находится в нем много лишнего, как-то:
вставка о приходе Батыя к Смоленску, и чудесах ...» (Полевой, т.2.
с.527-528).
Таким образом, во всех списках в основе один рассказ с возможными
вариациями. Здесь уместно будет напомнить, что «Г.М.Прохоров дока-
зал, что в Лаврентьевской летописи (Пушкинский список) три страни-
цы, посвященные походу Батыя, вырезаны и заменены другими – лите-
ратурными штампами батальных сцен XI-XII вв.» (Гумилев, 1992б.
с.351; Прохоров, 1972, 1974). При этом добавим, что Лаврентьевская
летопись – это один из самых важных и наиболее используемых источ-
ников по древней истории России. Н.А.Полевой упоминает Лаврентьев-
скую летопись (да еще со ссылкой на Карамзина!). Но если в этой лето-
писи «батыев поход» – подмена, то и в остальных тоже!
Рассказ о батыевом нашествии в персидских летописях
Раз в русских летописях повествование о нашествии Батыя «взывает»
к осторожности, то обратимся к одному из главных иностранных источ-
ников – летописям Рашида-ад-Дина.
Хотя в советском издании этих летописей говорится, что «впервые к
изданию текста и его переводу приступил французский ученый
E.Quatremere ...» и издал его частично в 1836 году (Рашид-ад-Дин, 1946,
т.3. с.7), тем не менее, Н.А.Полевой цитирует Рашида-ад-Дина по Оссо-
ну («Hist. des Mongols», Париж, 1824). Как же описано в этой книге на-
шествие Батыя? Цитируем Н.А.Полевого:
«Рашид ... начинает истреблением Поло (Польши), и смешивает с
этим разорение Венгрии. Потом уже описывает он покорение булгаров,
смерть Бачмана, завоевание мокшан (или бокшан) и буртасов. Здесь
следует поход на Русь. Монголы осаждают и берут в три дня город Бан
(Рязань?), ...» – читатель следи за вопросами Полевого в скобках: Поле-
вой пытается разобраться с географией и переводом с персидского –
«...потом город Ига (Ингваря?), поражают князя русского Урмана (Ро-
мана, близ Коломны?); в пять дней берут город Мокос, и убивают Эми-
ра Улай-Тимура (Москва и князь Владимир?); восемь дней после того
осаждают они город великого Георгия (Владимир?), берут его, и в пять
дней овладевают городом Св.Николая (вероятно, Киевом, взятым в день
Св.Николая; комментарий – хоть святые выручают, а то совсем «хана» –
А.Г.), столицей земли Венцеслава (Всеволода?), и убивают самого Ве-
ликого Георгия, который скрывался в лесу. После сего рассыпаются
повсюду, и берут множество городов (здесь упоминается о Килакаске,
см. прим.89). Следуют битвы с народами: мериш, ченичак, и кипчак.
Монголы берут город Мангасс и Железные врата (Дербент). Потом
Мангу и Куюк едут к Оготаю, а Батый завоевывает все города Уладиму-
ра, особенно город Уч-Огул-Уладимир (по переводу: город трех сыно-
вей Владимира), переходит горы, вступает в землю булгаров и башкир-
цев, разбивает воинство Безеренбама, грабит сассанов, вступает в землю
Кара-Улаг, бьет улагов, и войдя в землю Мишелава, разбивает его вой-
ско. Потом преследуя Келара, монголы переходят реки Тиссу и Тонгу,
гонят Келара до самого моря. Следует окончательное покорение кипча-
ков. – Смесь рассказов, едва понятная!» (Полевой, т.2. с. 534-535).
Какая удача! Если бы не рассказ о нашествии по русским летописям,
то так бы и не узнали мы, что Бан – это Рязань ... Но, увы, проблема, как
мы уже знаем, и с русскими летописями.
Что нам делать с рассказом Рашида-ад-Дина? Как воспользоваться
его текстом? «Для установления критического текста труда Рашида-ад-
Дина, в частности для установления правильного чтения собственных
имен и терминов, для изучения его лексики, языка и стиля необходимо
было, помимо знания персидского и, естественно, арабского языков,
знакомство также с языками монгольским и тюркскими. Наконец, для
исследователя истории монгольских государств требовалось, помимо
источников персидских, арабских, армянских, монгольских и китай-
ских, привлечение также источников русских, арабских, грузинских,
сирийских, византийских и западноевропейских. Короче говоря, иссле-
дователь, если не был полиглотом, – неизменно чувствовал ограничен-
ность своих сил» (Рашид-ад-Дин, т.1. с.10) .
Со времени Н.А.Полевого прошло почти двести лет. И что, истори-
ческая наука способна доказать, что «Эмир Улай-Тимур = князь Влади-
мир»? Посмотри, читатель, примечания в советских переводах «Сбор-
ника летописей» Рашид-ад-Дина (Рашид-ад-Дин, т.1-3) и убедись сам,
что работы для исследователя не меньше, чем во времена Н.А.Полевого.
Задаем вопросы и ищем ответы
Батый вторгся в русские земли с юга, идя на север вдоль Дона. Шел
зимой, по неведомой стране, города и села которой затерялись между
дремучих лесов. Историки часто пишут, что дорогой к городам служили
покрытые льдом реки. Но, видимо, чтобы они не писали, отменные
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Подлинная история России. Записки дилетанта."
Книги похожие на "Подлинная история России. Записки дилетанта." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Гуц - Подлинная история России. Записки дилетанта."
Отзывы читателей о книге "Подлинная история России. Записки дилетанта.", комментарии и мнения людей о произведении.