Константин Гаврилов - Как делать сюжет новостей

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Как делать сюжет новостей"
Описание и краткое содержание "Как делать сюжет новостей" читать бесплатно онлайн.
Надоело быть Media Sapiens, которым управляют манипуляторы? Хотите сами воздействовать на толпу? Мечтаете стать медиатворцом? Это просто! Научитесь делать сюжет новостей - и вы сумеете править миром. Прочитав эту книгу, вы не только сможете работать репортером в редакции телевидения, но и узнаете механизмы влияния новостей на общество. Руководство для начинающих тележурналистов, которые мечтают работать в службе новостей и снимать потрясающие сюжеты.
Термин пришел из кино. Когда в сценариях ставят пометку «3/К», это значит, что данную картинку должен сопровождать тот или иной звук, например музыка. Новости переняли «3/К» в качестве важнейшей части сюжета.
Видеоряд
Видеоряд — вся совокупность монтажных планов, которые репортер показывает в сюжете.
Все, что сняла на выезде камера телевизионного журналистского комплекса (ТЖК), а потом смонтировал и выдал в эфир репортер, считается видеорядом. За исключением стендапа. Видеоряд — оригинальный термин новостей. Кино — один сплошной, неразделимый видеоряд. Но в сюжете видеоряд лишь основа для закадрового текста и слов репортера. Как ни странно, видеоряд только одна из составляющих сюжета, но не сам сюжет.
Кстати, интершум, или лайв, — это небольшой кусок видеоряда, который выдается в эфир с естественным звуком, записанным камерой. Понятие «интершум» почерпнуто из той же терминологии кино. Когда требовалось записать звук, например тот, что производит движущийся поезд или ветер, это и был интершум. Живой звук в кадре. Но теперь его чаще называют лайв (от английского live — живьем). А что? Так красивее и короче!
Из этих четырех с половиной «кубиков» вам предстоит складывать сюжеты. Все без исключения.
С их помощью вы будете показывать события, создавать историю, вызывать у зрителя эмоции и мысли и творить информационный образ.
Эти составные части — универсальные инструменты, при помощи которых можно создать любые сюжеты. Но сами по себе синхрон, стендап, закадровый текст и видеоряд не стоят ничего. В сюжете они приобретают цену после того, как над ними поработал репортер.
Водопроводчик умеет орудовать разводным ключом. А медиатворец обязан правильно обращаться с составными частями сюжета. Он должен понимать, зачем и почему делает синхрон, что снимает, каким образом записывает стендап, про что пишет текст, как начитывает его за кадром и монтирует видеоряд.
Чтобы отснятый материал стал настоящим сюжетом, надо не только владеть каждой из названных частей в отдельности, но и уметь их соподчинять.
Синхрон, стендап, закадровый текст и видеоряд — «кирпичи», в которых нет ничего сложного. Но если вы не знаете, как класть кирпич, возведенная стена непременно развалится. Так и с сюжетом. Складывая «кирпичи», надо соблюдать законы «кладки»: класть по натянутой ниточке, ровно и строго вертикально.
Поэтому общее правило создания сюжета гласит: части сюжета и существуют только в совокупности и во взаимозависимости.
«Больше — меньше», «лучше — хуже», «короче — длиннее» — такие соотношения к частям сюжета применить невозможно. Это просто бессмысленно. Каждая из них должна присутствовать в той мере, какой требует создание истории и информационного образа.
Все, что хорошо для каждой составляющей, хорошо для самого сюжета.
Синхрон, стендап, закадровый текст и видеоряд не самоцель для репортера, а лишь профессиональные инструменты, которые позволяют создать настоящий сюжет. И к сожалению, плохой, скучный, неинтересный, непрофессиональный тоже. Одним и тем же топором можно срубить сарай и дворец. Разница в глазомере и твердости руки.
Архитектору могут удаваться виллы, но не многоэтажки. К сожалению, репортер лишен свободы выбора. Если вы научились делать какую-то одну из составляющих сюжета, но не справляетесь с остальными, вам гарантирована неудача. Профессиональное мастерство репортера подразумевает владение всеми рычагами в равной мере. И в необходимой пропорции.
Как этого достичь?
Разобраться с каждой частью сюжета в отдельности.
Вот хотя бы как делать синхрон?
КАДР 11.
Синхрон
Человек — доверчивое млекопитающее. Сунешь ему в лицо палку с круглым набалдашником, соединенную с камерой бельевой веревкой, и он послушно ответит на любой вопрос. К этому его приучили новости и синхроны.
Из того, что вам предстоит делать в сюжете, синхрон — это самое простое и самое сложное. (Впрочем, как и все остальные составляющие сюжета.)
Прежде чем вы ринетесь в гущу событий с микрофоном, неплохо бы определиться: что и зачем спрашивать у людей. Ведь синхрон — это всегда записанный на пленку ответ на заданный репортером вопрос.
Что же такое синхрон в готовом сюжете?
Синхрон — это высказанная участником события одна законченная мысль, которая имеет наголо и конец, целиком умещается в несколько предложений и однозначно проясняет отношение участника к событию и его личную оценку события.
Из этого определения вытекает, что синхрон всегда жестко привязан к событию, которое выбрано для сюжета. Смысл синхрона вовсе не в том, чтобы кто-то появился в кадре и выдал абстрактную мудрую сентенцию.
Синхрон для репортера — это прямое свидетельство героя или антигероя, которое подтверждает, проясняет и углубляет развитие конфликта в границах выбранной истории. Причем важность этого свидетельства вовсе не в том, что человек в кадре озвучит какие-то цифры или факты.
Синхрон нужен для того, чтобы, во-первых, эмоционально объяснить событие, во-вторых, эмоционально прояснить отношение участника к событию и, в-третьих, эмоционально оценить событие.
Это правило применимо ко всем появляющимся в кадре лицам, даже официальным и государственным. Даже к самому, страшно сказать, министру иностранных дел! Например, выходит он к прессе и сообщает: «Сегодня мы провели переговоры с делегацией республики Горный Тундурлык. Мы обсудили порядка пятидесяти вопросов совместного сотрудничества и наметили планы дальнейшей интеграции. Считаю, что переговоры прошли успешно и открывают новые перспективы взаимодействия». Какой кусок этой блестящей и остроумной речи выбрать, чтобы пустить синхроном в сюжете? Только последнее предложение.
А если к вашему микрофон}' подходит депутат Государственной думы и торжественно изрекает: «Сегодня мы приняли закон об искоренении бедности в России. Считаю этот закон очень важным и полезным», то в синхрон вы возьмете не сообщение о принятии нового закона, а мнение о нем народного избранника.
В синхроне должна присутствовать не сухая информация, а словесное, вербальное, утверждение эмоционального отношения героя к событию. Ради этого вы, собственно, и задаете вопрос.
Конечно, далеко не все синхроны в выпуске новостей эмоциональны и ярки. Некоторые люди сообщают в кадре скучные сведения. Кое-кто имеет право преподносить зрителям даже сухие цифры и информацию. Но вас это не должно пугать. Ваша задача — создать настоящий, профессиональный сюжет. Синхрон в настоящем сюжете всегда короткий и сочный показ личности героя. В чем же, как не в эмоциях, лучше всего проявляется личность?
Однако это не означает, что репортер должен давать слово только тем, кто брызжет слюной и рвет на груди тельняшку. Достаточно, чтобы человек в кадре говорил понятным языком, а его СЛОВЕ обнаруживали личную позицию. Сухая информация в синхроне менее важна, чем в живое отношение участника к событию.
Синхрон в сюжете совсем не похож на правдивые свидетельские показания в суде. Это субъективное мнение, на которое репортер считает возможным опереться, рассказывая историю. Поэтому синхрон всегда свидетельствует в пользу героя, а значит, в пользу позиции репортера. И если в сюжет будет вставлено «другое мнение», то есть слова оппонента или антигероя, оно все равно должно быть подано так, чтобы утверждать окончательную правоту героя.
В этой субъективной, эмоциональной правдивости синхрона скрывается занятный парадокс. Принято считать, что весомость высказанного мнения прямо пропорциональна социальному, общественному статусу человека. Грубо говоря, к субъекту будут прислушиваться, если он может предъявить весомые доказательства своего ума, заслуг, опыта и т. п. Это справедливо для любого случая, когда личность появляется перед публикой. Но только не для сюжета новостей.
Зрителю совершенно не важно, кто высказывается в кадре: дворник или генерал. Зритель скорее поверит дворнику, если тот выдаст одну яркую и эмоциональную фразу, чем генералу, который, путаясь в словах, промямлит что-то длинное и невразумительное.
Синхрон не признает чинов и званий. Здесь имеет значение только свежесть и точность эмоции, вызванной событием. Доверие к человеку в кадре определяется тем, вызывают или нет его слова сопереживание у зрителей. Матерям Беслана верили не меньше, а может, и больше, чем армейскому чину или доктору Рошалю.
Только помните самое важное правило: давая синхрон в сюжете, вы как автор ругаетесь за говорящего в кадре.
Вы как бы даете знать зрителю: «Посмотрите, этот человек имеет право высказаться. Я это знаю. И потому я предоставил ему слово!» Вы отвечаете головой за того, кому доверили говорить в кадре.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Как делать сюжет новостей"
Книги похожие на "Как делать сюжет новостей" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Константин Гаврилов - Как делать сюжет новостей"
Отзывы читателей о книге "Как делать сюжет новостей", комментарии и мнения людей о произведении.